16+

Турфирма «Нева» не стала помогать петербуржцу, у которого на курорте утонула теща

20/07/2011

Турфирма «Нева» не стала помогать петербуржцу, у которого на курорте утонула теща

В разгаре сезон отпусков. Тысячи петербуржцев отправляются к теплым морям на курорты, где никто не застрахован от большой беды. В такой ситуации от турфирмы ждешь по меньшей мере понимания, но на практике оказывается, что даже крупные компании не готовы помогать своим клиентам.


                    Андрей Расторгуев с женой, двумя детьми и тещей 24 июня улетел на греческий курорт. Вернуться собирались 8 июля. Но 28 июня случилось несчастье.
– Мама моей жены утонула в море. Несчастный случай, – вспоминает Андрей. – Волны в тот день были сильные, но допустимые для купания. Скорее всего, она захлебнулась. Хотя в 59 лет была еще бодрой, хорошо плавала.

Родственники не сразу заметили, что она пропала. Под водой ее обнаружили другие отдыхающие, вытащили на берег. Среди пляжников оказались врач и медсестра. Но, к сожалению, женщину откачать не удалось. Семье нужно было срочно вылетать обратно в Петербург, организовывать похороны.
– Я обратился в турфирму «Нева», через которую приобретал билеты на самолет, объяснил ситуацию, попросил перенести вылет на 30 июня, 1 или 2 июля. Но получил отказ, – рассказывает Андрей Расторгуев.

Не добившись помощи от туроператора, петербуржец сам нашел ближайший рейс в Петербург и купил билеты на него за свой счет. Он был уверен, что деньги – около 30 тысяч рублей – за неиспользованные билеты, которые он покупал в «Неве», ему вернут.
– Уже в Петербурге представитель компании мне сдержанно, но весьма категорично заявил: никаких денег мне не положено, якобы в договоре прописано, что эти билеты «невозвратные», – удивлен Расторгуев.

Руководитель греческого отдела турфирмы «Нева» Виктор Петров подтвердил «МК» в Питере» эту позицию компании:
– Это был чартерный рейс, билеты возврату не подлежат. Такова общепринятая практика, понесенные затраты турфирма не обязана возвращать. К тому же договор вступил в силу, когда клиенты вылетели в Грецию, услуга начала оказываться.
То, что была оказана лишь половина услуги, начальник греческого отдела считает лишь нюансом.

Договор, выдаваемый в турфирме, противоречит Воздушному кодексу России, но это,  видимо, тоже «нюанс». В кодексе, в частности, сказано (статья 108): «Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна... и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму». Этот пункт касается всей гражданской авиации, которая не делится на регулярные рейсы и чартеры.
Знали это и в турфирме. Ведь подобный случай не первый в их практике.

– Мы уже занимались аналогичной ситуацией, – рассказывает начальник юридического отдела общества защиты прав потребителей «Диалог» Алексей Койтов. – В 2008 году турист приобрел авиабилеты из Петербурга в Бангкок и обратно опять-таки в турфирме «Нева». Оплатил, а при получении обнаружил, что дата обратного вылета не соответствует той, что он просил. Турист написал заявление на возврат, но ему отказали, мотивировав тем, что рейс чартерный, билеты обмену не подлежат. В итоге был суд. В первых двух инстанциях мы проиграли, но в третей выиграли.

В итоговом заключении суд сослался как раз на Воздушный кодекс России. «Неве» пришлось вернуть петербуржцу стоимость билетов, неустойку и заплатить за моральный вред. Всего более 80 тысяч рублей.

По мнению юриста, основанному на данных проверок Роспотребнадзора, до 90 процентов жалоб граждан на действия турфирм обоснованны. При этом более 70 процентов компаний, обслуживающих путешественников, нарушают законодательство.

В России не прецедентное право. Поэтому теперь Андрею Расторгуеву придется доказывать свою правоту. Но он убежден, что выиграет дело. Больше его волнует другое.
– Не в деньгах дело. Раздражает то, что даже такие крупные компании заботятся только о своем доходе. Продавая путевки и билеты, менеджеры мило улыбаются, но когда что-то случается, турфирмам наплевать и на законодательство, и на своих клиентов. Они рассчитывают, что до суда все равно никто не дойдет. Мне не возвращают 30 тысяч. Но на «Булгарии», затонувшей на Волге, были куда более серьезные нарушения. И там погибло больше ста человек. Но с той трагедией у нашей семьи одна отправная точка – неуважение закона со стороны бизнесменов от туриндустрии.

Как вернуть деньги за авиабилеты

Как только вы решили отказаться от полета, немедленно уведомите противную сторону (с кем заключен договор, у кого куплены билеты, кто указан перевозчиком в билете) любым доступным способом. Главное, чтобы у вас остались доказательства такого уведомления и его содержания.

Можно написать заявление и передать лично. Но на копии попросите  расписаться представителя фирмы, а также указать дату приема и поставить печать организации.

Можно направить заказное письмо почтой либо курьером, обязательно с уведомлением о вручении адресату. Подойдет и факс (им можно воспользоваться в гостинице), но не забудьте распечатать и сохранить отчет о передаче сообщения (все факсимильные аппараты поддерживают такую функцию). В крайнем случае можно просто позвонить, но в присутствии двух свидетелей, которые обратят внимание на время звонка и содержание беседы. При наличии таких доказательств вам будет проще выиграть дело в суде.                       

Елена МИХИНА («МК» в Питере»)








Lentainform