16+

Иерей Шполянский - о поповских автомобилях

27/07/2011

Иерей Шполянский - о поповских автомобилях

«Ты шо, попа штрафовать! Это же грех, удачи не будет!» - двое гаишников стояли позади моего автомобиля и выясняли меру наказания правонарушителю. А то как же, ведь батюшки существа неземные. «Отче, ты там, наверху, договорись, чтобы завтра была хорошая погода. А то мы шашлыки запланировали».


                      Смешно это все, но небезобидно. В частности, так рождается околоцерковная мифология. Вместо веры – суеверие, вместо молитвы – требоисполнительство, вместо любви – «знакомства». Миряне сами подталкивают «отцов» к ощущению особой поповской значимости – не в духовной высоте, но в факте принадлежности к клиру. А ведь хорошо было бы видеть иерея тем, кто он есть: человеком, которому Церковью делегировано право предстоятельства в евхаристическом собрании. Делегировано право служения, а не присвоен почетный статус. Рукоположение не отменяет простого факта: священники – те же люди посреди братии, отцы, мужья, друзья, соратники. Видеть батюшек живыми людьми, а не мистическими знаками очень полезно и для самих батюшек, и для тех, кто вокруг них. Первым это помогает жить в смирении, вторым – в трезвении.
 
Батюшки редко бывают нормальные. В плане комплекции. Или толстоваты с походом или худоваты с оттягом. Средним попам чего-то не хватает в сакральной идентификации образа. Малозаметны они и не харизматичны. А вот основные группы весьма презентабельны и конкурируют в значимости своего типажа. А еще на автоколесницах ездят. Самые пропащие – на иномарках. Последние времена, братья!

И тут невольно вклинивается особая тема: поповские автомобили. У меня в этой канве своя история. В конце девяностых годов добрые люди, Лена и Юра Красновы, продали нашей семье за символическую цену подержанный автомобиль, «Субару Легаси». Хорошая машина. Благодаря ей у нас появилась возможность добираться на Кинбурн своим транспортом.

В день оформления «Легаси» ехал я по городу на полученном в наследство от тестя жигуленке-«копейке» выпуска 1974 года. Хотя автомобили ВАЗ сборки тех годов были не в пример крепче и качественнее современных, вид у нее был ужасающий. Все мыслимые сроки эксплуатации «копейка» превзошла многократно. Достаточно сказать, что передние двери (как и багажник) привязывались веревками, а под ногами водителя была дыра в полу.

Еду. В подряснике, с крестом. Остановился вблизи главной улицы города. Вышел, подошел к книжному лотку. Слышу разговор трех дородных пацанов типа бригадира-банкира. Пацаны громко обсуждают:
-- Поп из «копейки» выполз, видал?
-- Да, здоровый поп такой.
-- А машина, вишь, «копейка». Рухлядь, сыпецца.
-- Во. Так это поп настоящий, понял? Не на мерине…

Я задумчиво сел в свою рухлядь. «Легаси» получил часа через два. Уехал уже на нем. Тот перекресток объехал стороной – не дай Бог разочаровать доверчивые души.

Тогда меня реабилитировала «копейка», даже солидная комплекция не испортила впечатления. Но благие времена прошли, теперь у меня кроссовер «Хендай». Приходится занимать оборону в стане толстяков. Благо есть для этого отработанные схемы. Их три.

Первая: неприступная важность. Рудименты патриархального сознания заставляют народ подозревать в толстой важности некую особую значимость.
Вторая: добродушная веселость. За улыбку люди часто прощают даже толщину щек.

И на крайний случай может пригодиться третья: мол, и мы в духовном плане не лыком шиты. Цитата из Игнатия Брянчанинова (как известно, принадлежавшего к когорте людей полных во всех смыслах): «Худые батюшки, конечно, благообразны. Зато толстые -- смиренны».
Ну что же, слова святителя да Богу в уши.

СПРАВКА

Священник Михаил ШПОЛЯНСКИЙ живет в селе Старая Богдановка под Николаевом. В 1980-е годы работал инженером-кораблестроителем, в лесничестве, на стройке, в бригаде по декоративному оформлению помещений. В возрасте 34 лет (в 1990 году) рукоположен во иерея. С 1990-х годов и доныне руководит детским домом семейного типа.

Литературного образования отец Михаил не получал, и даже в школе прогулял большую часть уроков русского языка и литературы. Тем не менее пишет и издает книги, которые пользуются неизменным успехом. Наиболее популярны сборники рассказов, объединенные общим названием «Мой Анабасис». Слово «анабасис» буквально переводится с греческого как «восхождение и спуск», в литературе оно нередко употреблялось в юмористическом ключе как синоним похождений, приключений, например «Будийовицкий анабасис Швейка». Предлагаем читателю несколько рассказов из готовящегося, пятого тома «Анабасиса».                      

Иерей Михаил ШПОЛЯНСКИЙ, nsad.ru








Lentainform