16+

Смогут ли достроить Западный скоростной диаметр за 4 года?

16/08/2011

Смогут ли достроить Западный скоростной диаметр за 4 года?

ВТБ и Газпромбанк в альянсе с несколькими иностранными строительными компаниями выиграли конкурс на строительство самого сложного - «морского» участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). Впрочем, контракт с победителем еще не подписан, а ответы на вопросы – в какую сумму реально обойдется стройка и сколько она продлится – мы узнаем лишь через несколько лет.


                     ВТБ и партнеры (консорциум называется «Магистраль Северной столицы», см. справку) пообещали, что строительство (без проектирования и других расходов) центральной части ЗСД будет стоить не более 106 миллиардов рублей. Второй по величине госбанк и его партнер, частный Газпромбанк (контролируется Юрием Ковальчуком) уже заверили Смольный, что организуют финансирование на сумму около 70 миллиардов рублей.

Бывший сотрудник Смольного Владимир Бланк, представлявший на конкурсе соперника ВТБ – «Балтийскую концессионную компанию» (см. справку), поздравил победителей с успехом. Но все присутствующие отметили, что в его голосе звучали ирония и сомнения в том, что этот участок ЗСД можно построить так быстро. В ответ глава ВТБ Андрей Костин порекомендовал Бланку не сомневаться – приходите, и покатайтесь над Финским заливом не позже, чем через три года (с момента начала строительства – то есть с весны 2012 года). А не через три с половиной года, как предлагала сама «Балтийская концессионная компания».

Впрочем, представители «Балтийской концессионной компании» не устают повторять, что считают реальным и реализуемым именно свое конкурсное предложение: 109,99 миллиардов рублей инвестиций (сумма, индексированная на срок строительства, составляет 119 млрд руб.) и 16,3 миллиарда рублей минимальный доход инвестора. Если трафик по ЗСД не будет приносить таких денег, то разницу придется доплачивать городу. ВТБ сотоварищи установили уровень минимального дохода значительно ниже – 9,67 миллиарда.

Неудачливой БКК не помогло, что за ней стоят Сбербанк и такие влиятельные бизнесмены, как Виталий Южилин и Геннадий Тимченко. Их аппаратного веса не хватило для получения гигантского заказа (примерно 10 миллиардов рублей за километр дороги) – возможности банка ВТБ перевесили. Правда, некоторые наблюдатели утверждают, что господин Тимченко опосредованно участвует и в победившем консорциуме тоже, отмечая, что он в любом случае будет иметь отношение к строительству и эксплуатации трассы.

Рассуждая о причинах проигрыша «консорциума имени Южилина», аналитики, пожелавшие в нынешнее не стабильное в Петербурге время оставаться не названными, вспоминают, что Виталий Южилин считается бизнесменом, близким к губернатору Валентине Матвиенко (о его проектах в городе см. досье). С уходом Матвиенко в Москву может ослабевать и  административный ресурс Южилина. С другой стороны, аналитики утверждают, что в «южилинских структурах» проект ЗСД курировал экс-председатель Комитета по экономическому развитию и промышленной политике Смольного Владимир Бланк, который даже журналистам довольно уверенно говорил, что трассу будет строить именно этот консорциум, но, возможно, он недооценил своих недоброжелателей в администрации города, а они наверняка остались.

Но самое любопытное даже не то, кто будет строить морские остатки ЗСД, а то, во что это в итоге выльется. Вряд ли сейчас кто-то ответственно возьмется предсказывать, сколько будет стоить дорога через 3 – 4 года и сколько времени займут работы. Тут нельзя не вспомнить, что только что открытую дамбу через залив строили четверть века.

К тому же три года назад власти Петербурга точно так же торжественно провели конкурс и выбрали победителя на строительство того же центрального 12-километрового» участка ЗСД – им оказался консорциум во главе с компанией «Базовый элемент», принадлежащей одному из самых богатых людей России Олегу Дерипаски. Но грянул кризис, и олигарх сосредоточился на решении проблем принадлежащего ему «Русала», а контракт со Смольным на великую стройку так и остался неподписанным.

Впрочем, контракт с «Магистралью Северной столицы» предстоит подписать только в конце 2011 года – а до этого еще многое может случиться. И даже очень многое уже случилось за последнюю неделю. Рынки рушатся, нефть дешевеет, а рубль падает. За три года, которые нужны для постройки ЗСД, нас ждут выборы парламента и президента, сопутствующая им суета на рынках. А еще – инфляция как результат предвыборных популистских расходов бюджета и возможная девальвация рубля, о которой периодически говорят экономисты. Неофициально даже чиновники Смольного шепотом признают, что оценка стройки сейчас – это уравнение с многими неизвестными.

Справка

В «Магистраль Северной столицы» входят: ВТБ, Газпромбанк, Astaldi (Италия), GPB Infrastructure (Кипр), Mega Yapi и IC (Обе Турция). Требование минимального гарантированного дохода – 9,6 миллиарда рублей в год с НДС. Стоимость строительства 106 миллиардов рублей, срок строительства – 36 месяцев.

В Балтийскую концессионную компанию «Магистраль» входят: «Терра Нова», «Балтийская дноуглубительная компания», PORR AG (Австрия), Renaissance Construction, Vinci Concession (Франция), «Мостоотряд № 19», Jan de Nul (Бельгия), «Сбербанк Инвестиции», Oliveridge Investments (Кипр) («внучка» Volga Resources Геннадия Тимченко). Стоимость строительства центрального участка ЗСД – в текущих ценах 119 миллиарда рублей с учетом индексации на срок строительства. Срок строительства -3,5 года. Требование минимального гарантированного дохода – 16,3 миллиарда рублей в год с НДС.

Досье

Проекты ВТБ в Петербурге – новый терминал Пулково (1,2 миллиарда евро), девелоперский проект «Набережная Европы» (2 миллиарда долларов), только что куплена сеть гипермаркетов «Лента» (общая сумма сделки – 1,1 миллиарда долларов).

Проекты Виталия Южилина в Петербурге: Орловский тоннель (около 45 млрд руб.), «Морской фасад» (11 млрд руб), «Первый контейнерный терминал» в Морском порту. В прилегающей к городу Ленинградской области в порту «Усть-Луга» готовится к открытию еще один крупный контейнерный терминал.                            

Евгений НИКИТИН











Lentainform