16+

Платные парковки в Петербурге помогут вывести бизнес-центры на окраины города

23/08/2011

Платные парковки в Петербурге помогут вывести бизнес-центры на окраины города

Петербург активно готовится к введению платной парковки – сейчас уже начали считать количество машин, ежедневно паркующихся в центре. Комитет по транспортно-транзитной политике обещает разработать концепцию новой услуги за шесть месяцев: составить адресные списки, закупить паркоматы, набрать персонал. Правда, до сих пор непонятно, что делать с теми, кто в центре живет.


                     Отправной точкой для появления платных обочин стало принятие в апреле Госдумой федерального закона № 69 – разрешивший владельцам улиц, площадей (т.е. местным администрациям) назначать плату за пользование ими. И уже 25 июля в Петербурге вступил в силу местный закон о платной парковке.

Опрошенные Online812 эксперты проект в целом одобряют идею, говоря, что платные парковки – это лучше, чем платный въезд в центр.

– Я категорически за платные парковки, – заявил экс-глава Комитета по транспортно-транзитной политике Смольного Андрей Карпов. – Это лучше, чем та вакханалия, которая творится сейчас. Надо только заранее позаботиться о дворах в центре: перекрыть туда доступ для чужих машин или разграничить территорию. Потому что, если во дворах начнут парковаться чужаки, это чревато уже настоящим мордобоем.

– А что делать аборигенам, если их машинам не хватит места во дворах?
– Конечно, машины всех жильцов во дворе не поместятся и кому-то придется парковаться на улице. И оплачивать эти часы по стандартному тарифу. А что делать? Нравится жить в центре – плати. Другие ведь платят за паркинг, и ничего. Но, конечно, придется и эти моменты продумать, чтобы не спровоцировать конфликты в каждом дворе.

– А если живущий в центре водитель пользуется машиной очень редко?
– Конечно, надо разграничивать понятия «стоянка» и «парковка». Если автовладелец живет в центре, машиной пользуется нечасто, хозяин разорится на парковке. Значит, для стоянок должны появиться особые зоны на окраинах. Чтобы она не занимала в центре востребованное место.

– Закон о платной парковке должен скорее стать «законом о дворах», – комментирует Елена Ногова, зам генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. – Посмотрим на финнов. У них в порядке вещей, что во дворе паркуются 10 машин, а остальные уезжают за три квартала в подземный паркинг. Но очевидно, что они к своему порядку пришли не за один месяц – поэтому недопустимо думать, что у нас во дворах порядок возникнет сам собой. У нас и сейчас незаконно перекрывать въезд во двор, потому что город изначально так проектировался: проходные дворы служат для сквозного прохода и беспрепятственного проезда, тем более проезд может понадобиться «скорой» или пожарной. Если у нас наводить порядок во дворах, начать надо с того, что любой закрывающийся на замок двор должен иметь дворника или консьержа, который пустит припозднившегося гостя. Впрочем, в Париже и других европейских столицах серьезный респектабельный человек в центре не живет. Центр – для молодых, ищущих себя, а те, кто уже нашел, сразу стараются от него и отъехать. Я как-то спросила в парижском пригороде: а почему у вас электричка так дорого стоит? Мне отвечают: ей пользуются в основном богатые люди.

– Что из мирового опыта нам стоит применить?
– В Праге можно забронировать паркоместо на улице. В Вене гости города, то есть машины с неавстрийскими номерами, могут два дня ездить по городу бесплатно и парковаться где угодно. Такая приманка для туристов. В любом случае, парковка за деньги – это лучшее из зол. Я очень боюсь платного въезда в центр. Платный въезд вводится повсеместно, при том что он нигде не окупается. Это просто инструмент для регулирования транспортной нагрузки. Его не отменяют, а если машин опять становится слишком много – повышают тариф.

– Работодатель может оплачивать своему сотруднику платную парковку в центре, – предлагает председатель автоклуба «А-24» Денис Шубин. – Но он, конечно, на это не пойдет. А если сотрудники начнут увольняться оттого, что в офис невозможно доехать на машине, решение придет само собой: поменять адрес. И, конечно, лучше выбрать такой бизнес-центр, где парковка предусмотрена для всех: и сотрудников, и посетителей. Пусть на окраине. Если строители бизнес-центров примут это к сведению – и мы получим кардинальную перемену городского облика. Представляете, как все изменится, если большинство офисов переедет на окраину города?

На федеральном уровне проблемой платных парковок занимались специалисты Министерства транспорта РФ. Online812 побеседовал с одним из них – начальником отдела организации дорожного движения Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимиром Луговенко.

– Дальнейшая деятельность по организации парковок в городах должна быть направлена на максимальное удаление от процесса физических лиц. Наша задача – сделать процесс почти или, если удастся, полностью автоматическим. Ведь чем меньше людей вовлечены в процесс сбора платы, тем меньше вероятность, что клиент столкнется с жульничеством, а городские власти – с утаиванием собранных средств. Положительный зарубежный опыт, изученный в министерстве, показывает, что такое возможно. Один из способов оплаты – это использование мобильного телефона: запрос через SMS, со счета списываются необходимые средства, система фиксирует факт оплаты и работает в штатном режиме. Все фиксируется на камеры видеонаблюдения, которые автоматически раздают и штрафные санкции: за неуплату или за превышение оплачиваемого времени. Когда мы изучали опыт других государств, то самым приемлемым показался опыт Белграда. Город поделен на три зоны: красную, желтую, зеленую. В красных зонах, где самый насыщенный трафик, плата за парковку, естественно, выше.

– Значит, людей, который будут ходить и рассовывать квитанции под дворники, не будет?
– Люди должны сидеть в Едином диспетчерском центре. Перед картой, на которой будут размечены все парковочные места, и мониторами, на которых будут видны номера подъезжающих машин. Машина заняла паркоместо, участок загорелся красным цветом. А когда место будет оплачено – через паркомат или SMS, оно загорится зеленым. Вышло положенное время – снова красный.

– Что будет с жителями центра, если у них нет возможности парковать машину во дворе?
– Парковки во дворе почти все производятся с нарушением Санитарных правил и нормативов, согласно которым машину можно оставлять и заводить не ближе чем в 25 метрах от стен домов. Также во дворах под парковки задействовали проезды, предназначенные для машин экстренных служб, что недопустимо. Однако прогонять жителей центра с улиц было бы неправильно, должны быть предложены какие-то альтернативные места для размещения автотранспорта. И во избежание социального взрыва эти места должны появиться до того, как на той или иной улице парковка будет либо запрещена, либо будет объявлена исключительно платной. Более-менее понятно все обстоит в новых районах, где наконец стало очевидно, что дома без парковок – это такой же нонсенс, как дома без санузлов. Хотя и здесь порой не закладывается достаточное количество машино-мест.

– Альтернативой личному автомобилю должен стать общественный транспорт. Есть нормативы удаленности автобусной остановки от подъезда?
– В соответствии с градостроительными нормами дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м. То есть если ближайшая остановка – в пяти-семи минутах ходьбы от двери, это считается приемлемым. Удаленность метро – 700 метров.

– Если в Петербурге введут платную парковку в первую очередь, значит, вся страна потом будет учиться на наших ошибках?
– В Москве подготовка к этому процессу также идет полным ходом. В планах у Минтранса подготовить типовые требования к организации парковок и к их эксплуатации. Их могли бы взять на вооружение в любом регионе. Конечно, хотелось бы, чтобы система организации парковочного пространства и взимания платы, может быть за исключением тарифов, была единой во всех городах.

– Представляю картину – машинами будут все так же заставлены все обочины, но теперь за это кто-то будет получать деньги. Это решит проблему борьбы с пробками?
– Надо учитывать, что парковка на проезжей части – это исключительный вариант размещения автомобиля, отнюдь не самый дешевый для города. Во-первых, даже одна машина, оставленная в правом ряду, сужает проезжую часть на один ряд. Во-вторых, себестоимость строительства парковки на выделенной площадке гораздо ниже стоимости проезжей части дорог, поскольку они рассчитаны на совершенно разную нагрузку. Если для парковки достаточно пятисантиметрового пласта асфальта, то проезжая часть – сложное технологическое сооружение, требующее глубоких земельных работ, со щебенкой и гравием. Вся проезжая часть, в том числе правый ряд, делается по этому принципу, даже если заранее известно, что в правом ряду будут стоять, а не ехать. Это неправильно.

Кстати

В 1998 году в Петербурге уже предпринимались попытки внедрить государственную платную парковку. Тогда содержание парковочной службы обходилось едва ли не дороже, чем доход от продажи мест. В 1998 году была составлена адресную программу размещения паркоматов. В нем расписано, сколько машин может вместить площадь Ленина (324 паркоместа), а сколько – Моховая улица (191). В сумме в Центральном районе тогда насчитали 11 тысяч парковочных мест, с которых можно брать деньги.            

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform