16+

Почему власти Москвы и Петербурга так любят менять асфальт на плитку

30/08/2011

Почему власти Москвы и Петербурга так любят менять асфальт на плитку

В Москве власти стали массово менять асфальт на плитку, уверяют, что так будет лучше. В Петербурге такая замена началась еще в 1990-х и продолжается до сих пор. Online812 решил выяснить, почему власти так любят менять асфальт на плитку – может, это корыстный интерес?


                      Процессы замены асфальта на плитку в Москве и Петербурге несколько отличаются. Если в столице плитку начали менять везде и сразу, то в Петербурге, как уверяют в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), никакого плана типа «Замостим Петербург!» нет и никогда не было. Плитка сменила асфальт в основном на центральных улицах. Например, недавно тротуарная плитка появилась на Гороховой – «чтобы улица не выбивалась из общего облика центра».

Укладка плитки в Петербурге ведется с 1996 года, со времен губернатора Яковлева. Сейчас все проекты в основном – ремонтные. В этом году за счет «Газпрома» ремонтировались Большая Конюшенная и набережная канала Грибоедова. Осенью планируется провести текущий ремонт на Малой Конюшенной (это уже проект КРТИ). В следующем году собираются ремонтировать пешеходные зоны на площади Островского, Исаакиевской и Дворцовой площадях и на Малой Садовой.

В высказываниях экспертов относительно плиточных проектов проскальзывает две мысли. Первая: плитка – хорошая идея. Вторая: плитка – коррупционный проект. Нельзя сказать, что эти позиции друг другу противоречат.

Чем хороша плитка


Чтобы быть сторонником плитки, нужно знать, чем она так выгодно отличается от асфальта. Первый аргумент – экологичность. Кандидат технических наук, доцент МАДИ, почетный дорожник РФ Юрий Васильев рассказал, что в основе асфальта лежит битум, то есть смола, и при нагревании из асфальтового бетона выделяются углеводороды, содержащие канцерогенные и мутагенные вещества, отрицательно влияющие на здоровье человека. Бетон же, использующийся при производстве плитки, не выделяет испарений в окружающую среду.

Однако, заметил ученый, львиная доля покрытий автодорог – это асфальтовый бетон, который все же придется оставить. То есть вредные испарения все равно будут окружать человека. «Теоретически мы может от асфальта и совсем избавиться. Но, заменив его бетоном, мы получим более шумные покрытия. Из двух зол приходится выбирать», – говорит эксперт. В общем, по мнению Васильева, замена асфальта на тротуарах экологическую задачу решает – но лишь частично.

Вторым пунктом сторонники плитки называют ее эстетические свойства, красивая она, говорят они, и эту красоту можно использовать в прагматических целях – проводить зонирование. «Камень мощения может быть разных цветов, чего не скажешь об асфальте. Это не только красиво, но и позволяет обозначить, например, что здесь – парковка, там – велосипедная дорожка, а дальше – проезжая часть», – рассказывает директор по развитию проекта HESS ОАО «Ленстройдеталь» Юрий Костиков.

Правда, в России эту функцию развивают редко, проводя в основном сплошное мощение. Хотя в Петербурге все же есть несколько удачных примеров. Например, выделение пешеходных зон на проспекте Чернышевского, чем подчеркивается приоритет движения пешеходов. Или так называемый «Изумрудный город» на улице Правды, где тротуар и дворы вымощены разноцветной плиткой. Хотя здесь плитка уже просела и требует ремонта.

В Москве сейчас используется плитка с тактильной поверхностью, которая позволяет слепым с помощью палочки определять, куда идти. Правда, ее укладывают неправильно: подрядчики руководствуются не инструкцией, а собственными представлениями о красоте. Поэтому вместо того, чтобы указывать путь, плитка часто ведет незрячего человека не туда.

Почему плитка не лежит


Самый важный показатель плитки – устойчивость и долговечность. Многие эксперты сходятся на том, что в этом смысле подводит не плитка, а способ ее укладки. «Хорошая плитка выдержит и мороз, и резкую смену температур, и воздействие реагентов. Плохую видно сразу – она разрушится после первой же зимы. Остальные проблемы – из-за методики укладки», – считает Юрий Васильев». «Плитка – как краска на стене, – сравнивает директор по продажам тротуарной плитки ОАО «Ленстройдеталь» Юрий Климовский. – Если стена плохая, краска не спасет. Так и тут: нужно, чтобы было подготовлено основание».

Юрий Костиков предлагает ввести контроль за качеством работ подрядчиков, и развить в Петербурге культуру ухода за тротуаром: «Плиточные покрытия требуют более тщательного ухода, чем асфальт. Когда каблуки попадают в щели между плитками, причина – незаполненные швы. За этим можно следить. Или, например, бетон, из которого сделана плитка, боится соли. Современные технологии позволяют этот эффект свести к минимуму. Например, наш партнер, ОАО «Экспериментальный завод» проводит ряд исследований по испытанию плитки в солевых растворах. Кроме того, плитка разрушается от грязи, едких жидкостей – есть специальные грязезащитные и грязеустойчивые составы, которыми нужно сразу после укладки обрабатывать плитку. Это не так дорого – рублей 60 за кв. метр. Этим должен заниматься подрядчик». Подрядчик, кстати, в течение 5 лет отвечает и за ремонт покрытия – пока действует гарантия.

Но прежде, считает эксперт, нужно решить целый комплекс проблем по подготовке специалистов: ландшафтных архитекторов, строителей, мостовщиков. Нужны новые нормативные документы, новый ГОСТ, который контролировал бы качество плитки. «Существующий ГОСТ «Плиты бетонные и тротуарные» существует уже лет тридцать. А ведь технологии теперь другие. Производители вынуждены производить плитку по собственным стандартам. Кто-то делает это хорошо, кто-то хуже. Но и у тех, и у других плитка соответствует ГОСТу». Сейчас комитет по строительству работает над документом, в котором будут прописаны новые нормативы, на которые сможет ориентироваться производитель.

Зачем нам так много плитки

По мнению депутата Законодательного собрания СПб Сергея Малкова, укладка плитки – далеко не первоочередная задача, которая сейчас должна стоять перед городом, есть проблемы куда более серьезные: «Если вас завели в камеру с ядовитым газом, вас будет волновать, сколько кислорода там осталось, если вы знаете, что все равно отравитесь? Вот так и здесь. Власти изображают заботу, зарывая крупные суммы денег в плиточные проекты, закрывая глаза на реальные проблемы. А основная проблема Петербурга сейчас – в уничтожении зеленых насаждений, которые все вредные выбросы берут на себя. Градостроительная политика ориентирована на инвесторов, а не на граждан. Ведь люди не выходят с лозунгами против плитки. Выходят с требованиями: «Не вырубайте лес!» А там, где все закатано под асфальт, ничего сделать, кроме того, чтобы все выложить плиткой, уже и не остается».

Московский политолог Станислав Белковский заявил, что никакого иного, кроме коррупционного, мотива в таких проектах не видит: «По крайней мере, в Москве никакой необходимости в плитке нет и не было. Этот проект имеет исключительно коммерческий интерес. Я не вижу никаких преимуществ плитки перед асфальтом. Можно было бы и сэкономить на этом».

Петербургу, правда, как уверяют в Смольном, плитка в таких объемах не угрожает. В городе сейчас пять крупных производителей тротуарной плитки, но заняты они в основном на коммерческих объектах. По мнению директора по продажам тротуарной плитки ОАО «Ленстройдеталь» Юрия Климовского, сказывается кризис: у города нет денег на плитку. «С 2009 года количество городских объектов резко сократилось. Город заказывает только бордюр и бортовые камни, которые нужны при дорожных работах».

Пик городского плиточного строительства в Петербурге пришелся на 2000-е, когда мостились центральные улицы. Тогда городские заказы составляли около 70% объема производства плитки, рассказал Климовский. Сейчас – не больше 20%.

«В последнее время нет таких статусных объектов, как несколько лет назад, когда мы мостили Университетскую набережную. Город выбирает асфальт – он дешевле. Даже в «Балтийской жемчужине» отказались от крупного проекта: изначально они хотели замостить все красивой плиткой, а в итоге выбрали асфальт. В Москве же деньги есть, нужно, чтобы они как-то крутились. Вот они и придумывают себе проекты. А у нас нечему крутиться», – считает эксперт.

По данным департамента ЖКХ Москвы, квадратный метр плитки стоит 3400 рублей, асфальтового бетона – 1500 рублей.

По мнению Юрия Васильева, плитка окупается благодаря длительности использования. «Если асфальт служит не больше 6 лет, да и то обзаводится за это время трещинами и проседает, то плитка, по разным оценкам, – от 10 до 30 лет».

На самом деле, никаких расчетов срока действия плитки никогда никто не проводил, рассказали представители ОАО «Ленстройдеталь». Но о прочности плитки свидетельствует тот факт, что ее используют в портах и терминалах – там, где проходят контейнерные грузы: «Асфальт при высоких температурах размягчается, и контейнеры начинают проваливаться в него. А плитка выдерживает», – рассказал Юрий Климовский.

В Москве сейчас планируется замостить 1 млн 134 тыс. квадратных метров, на что уйдет почти 4 млрд рублей. Общая площадь тротуаров в Москве – около 20 млн кв. м.

В Петербурге искусственная плитка уложена на 12% (1,5 млн кв. метров) от общей площади тротуаров – 13 млн кв. метров. Есть еще гранитная плитка (200 тыс. кв. метров) и брусчатка (31 тыс. кв. метров). Остальное – асфальт.

Если опираться на данные мэрии Москвы о стоимости плитки, на замену оставшегося асфальта в Петербурге ушло бы примерно 39 млрд рублей. Правда, в последнее время у главного плиточного инвестора – «Газпрома» – популярностью пользуется не бетонная, а гранитная плитка, которая стоит раза в полтора больше.  

Кстати, от интереса «Газпрома» к граниту выиграла одна-единственная фирма – гранитную плитку на деньги «Газпрома» кладет в Петербурге только группа компаний «Возрождение», она уже ограничила Владимирский и Литейный проспекты, Фурштатскую улицу и канал Грибоедова.                           

Анастасия ДМИТРИЕВА


Собираетесь открыть свое производство по изготовлению строительных материалов? Специально для вас малогабаритный вибропресс кондор базовая модель для изготовления тротуарной плитки, шлакоблоков , керамзитоблоков и все что необходимо знать об этой установке для успешной работы. Предложение на сайте rifey-pres.ru.





3D графика на заказ







Lentainform