16+

Cериал «Бригада» из трагической драмы превратится в иронический боевик

01/09/2011

ВИКТОР ТОПОРОВ

Как ни включишь телевизор, смотреть нечего. Август. Месяц ГКЧП. Месяц «Лебединого озера» по всем каналам. Смотреть нечего, кроме зарубежных сериалов, которые в принципе можно смотреть и в повторах. Изумительные «Безумцы» по Первому, конечно, лидируют, но и все остальное – от «Рима» до «Ходячих мертвецов» (не говоря уж о классике вроде «Доктора Хауса» или «Остаться в живых») - вас не разочарует.


                   Давнюю мою мысль о том, что сериалы XXI века это реинкарнация романов-фельетонов XIX, бесстыдно скоммуниздил Александр Генис в «Новой газете». На очереди «Игра престолов» – брутальный секс со зверюшками в космическом Средневековье, второй сезон «Подпольной империи», «Борджиа», британского «Шерлока» и уже восьмой «Хауса».

С отечественным телемыловарением все куда запутаннее. Или проще – это смотря как смотреть. Два извода современного российского сериала – милицейский и бандитский – уже так давно и так прочно срослись, что «Глухарь» со всеми своими продолжениями, приложениями и клонами (не говоря уж о допотопных, исходно неплохих, но все длящихся и длящихся «Улицах разбитых фонарей») представляет собой наиболее оптимистическую версию происходящего в стране, а «Ментовские войны» (теперь уже пятые) – наиболее реалистическую…

Можно предположить, что главным хитом осени станет повтор знаменитой «Бригады» – в канун намеченной на октябрь всероссийской премьеры полнометражного фильма «Бригада-2» (другое название: «Бригада. Наследник»).

Предвидя такой поворот событий, я загодя пересмотрел единственный сезон «Бригады» одновременно и параллельно с шестью сезонами американского «Клана Сопрано», с которым «Бригада» поначалу довольно успешно конкурировала. Сама «Бригада» снята с оглядкой на все американские гангстерские саги сразу и, в частности, в откровенное подражание «Крестному отцу», но похожа прежде всего на фильм «Однажды в Америке» и как раз на сериал «Клан Сопрано». Сережа Белый и члены его бригады сильно смахивают на молодых (поначалу юных) и веселых еврейских гангстеров из фильма и вместе с тем на довольно-таки мрачных итальянских рэкетиров из сериала. Вот только евреи, как им и положено, кушают лапшу (и тамошнего Сережу Белого как раз и зовут Лапшой, хотя я бы перевел это погоняло как Клецка), итальянцы – макароны, а русские – водяру.

«Бригада» получилась талантливой, гламурной и, соответственно, невероятно фальшивой. Милые люди из клана Сопрано и сам Тони время от времени зверски убивают или запытывают до смерти кого-нибудь неугодного, после чего вновь превращаются в милых людей – эффект это создает поразительный. Милые люди из «Бригады» убивают и пытают за кадром – отсюда и фальшь. Та самая фальшь, которая уже скоро (по выходе «Бригады-2») наверняка покажется нам суровой правдой жизни, а то и просто чернухой. Или по фамилии главного героя – белухой, но белухой серьезной, реалистической и чуть ли не трагической.

С продолжением «Бригады» с самого начала возникли труднопреодолимые сложности. Дело в том, что создатели сериала нерасчетливо грохнули в последних сериях всю «бригаду» (кроме самого Белого в исполнении Безрукова) и ее главного супостата в исполнении Панина. Для сравнения Тони Сопрано то ли убивают, то ли нет (зрители спорят) только в заключительной, 21-й серии шестого сезона. А, скажем, Лапша, «полюбовавшись» на трупы друзей (этот кадр создатели «Бригады» скоммуниздили у Серджо Леоне почище любого Гениса), проживает потом еще тридцать лет – и сюжет фильма разворачивается в его воспоминаниях. Но, в конце концов, даже сэр Конан Дойл, уступая требованиям публики и тому прискорбному обстоятельству, что все его произведения, кроме холмсианы, с треском проваливались, – воскресил-таки Шерлока после совершенно однозначной гибели на дне Райхенбахского водопада. Не говоря уж об Остапе Бендере.

Затевая второй сезон «Бригады» (что было только естественно после успеха первого), решили, однако же, от чудодейственного воскресения отказаться. Задумано было нечто иное: некая ретроспекция (как в «Однажды в Америке» или в «Крестном отце-2») все тех же событий 1989 – 1999 гг., – только с частично переосмысляющим упором на личную жизнь членов «бригады». Однако это не срослось: актеры уже стали кумирами, требования их (хочется надеяться, что и художественные) возросли, – и, скажем, тот же Сергей Безруков, по слухам, отказался от предложенного ему за участие в проекте миллиона долларов… Хорошо все-таки, что в Махачкале пока нет киностудии, – но это так, к слову.

Полнометражный метр «Бригада-2», выходящий осенью на экраны, сулит немало сюрпризов. С прежней «Бригадой» он соотносится куда в меньшей степени, чем даже «Брат-2» – с «Братом-1», хотя определенное сходство имеется. Да и создатели фильма говорят о том, что ориентировались уже не на «Крестного отца», а на «Одиннадцать друзей Оушена», то есть не на героическую гангстерскую сагу, а на иронический боевик.

Сюжет таков: сын Сергея Белого, уже покойного (Сергей Безруков так и не взял миллион), в малолетстве увезенный в США Ваня Белов, спасая своего столь же юного американского друга, задолжавшего гангстерам круглую сумму, отправляется вместе с ним в Россию – раздобывать то ли припрятанное, то ли похищенное «золото бригады». У него есть мама – все та же Екатерина Гусева, играющая на скрипочке, – и отцовский враг (чудом воскресший Панин). Режиссер «Бригады-1» Егоров в этом пиршестве духа не участвует, а о серьезности и масштабности замысла создателей «Бригады-2» свидетельствует кастинг картины: на главные роли Ивана Белова и его американского друга приглашены сыновья Макаревича и Нагиева соответственно.

И вот что характерно: пропагандируется этот заведомо циничный и предсказуемо бездарный стеб как зрелище, исполненное сугубо патриотического смысла. Вот, мол, как хороши стали у нас в России дела, что раньше из нее все бежали, а теперь в нее возвращаются! Одним словом, прошла весна, настало лето, спасибо Партии за это…
А что возвращаются дети убийц и бандитов, и что возвращаются они в лучшем случае за бандитскими заначками, а в реалистическом – собираясь договориться на новых условиях с «полицейскими крышами», так это оно как бы и не в счет. Беру, кстати, патент на выражение «полицейская крыша», чтобы никакой Генис к нему шаловливыми ручонками не тянулся.                       

ранее:

«Eсли тебя нет в «ящике», значит, тебя нет нигде»
Ответ профессору Гилинскому от «эксперта» Топорова
Надо ли разрешать геям выходить на гей-парады?
Правильно ли увольнять человека за гомофобские высказывания в ЖЖ?
Зачем в телеэфир вернули Сергея Доренко








Lentainform