16+

«В Китае используются родительские средства на развитие школы. Нам бы тоже хотелось, чтобы было так»

02/09/2011

«В Китае используются родительские средства на развитие школы. Нам бы тоже хотелось, чтобы было так»

В 1990-е в Петербурге массово открывались частные школы. Тогда их было порядка 70. За прошедшие годы количество их почти не изменилось – сейчас частных школ 69.


                      О чем свидетельствует отсутствие динамики числа школ и есть ли перспективы у платного школьного образования, Online812 спросил у Татьяны Щур, председателя петербургского отделения Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, директора школы «Альма-матер».

По словам председателя, открыть негосударственную школу сейчас сложно: нужно выполнить все требования, обозначенные в новых стандартах. Для этого нужен хороший начальный капитал, чтобы арендовать помещение, закупить оборудование, нанять педагогов, обеспечить безопасность, избежать претензий со стороны пожарных и санэпидстанции. «Все школы появились в начале 90-х на чистом энтузиазме, когда государство еще никаких требований не выдвигало. А теперь схема такая: сначала все сделай – потом приглашай детей. Но нет спонсоров, которые готовы все сразу сделать. Олигархи вкладываются в автомобильную промышленность и прочее, а в образование, к сожалению, нет».

Те же самые требования, о которых говорит Татьяна Щур, предъявляются и к государственным школам. С той лишь разницей, что на них деньги тратит государство – как и в каких размерах, это уже другой вопрос. Участвует государство и в финансировании частных школ,  выделяя деньги на зарплату учителям и начисления на зарплату. Правда, это распространяется только на школы с аккредитацией, которых в Петербурге 37. По оценке председателя ассоциации, субсидарное участие государства в лучшем случае покрывает 30% расходов школы.

«Надо отметить, что финансирование разным по виду негосударственным школам исчисляют по одному нормативу, как общеобразовательной школе, не учитывая, например, что это специализированная гимназия, школа полного дня и так далее. Затраты вычисляются по минимальному расчету, который существует в городе. Петербург и Москва при этом находятся в более выигрышном положении, чем другие регионы. У нас хотя бы есть отдельная статья в бюджете города», – говорит она.

Все остальные расходы в частной школе покрываются за счет родителей. По мнению Татьяны Щур, так быть не должно. «Есть хороший пример в Китае – они очень поддерживают негосударственные школы и дают полностью оборудованные помещения, выделяя деньги на развитие. Вместе с тем используются и родительские средства. Нам бы тоже хотелось, чтобы было так. Но местные власти часто рассматривают частные школы как конкурентов государственным».

Кроме того, работающие по правилам бизнеса школы сталкиваются с проблемами аренды помещений и оплаты коммунальных платежей. «Арендная плата в школе не должна быть коммерческой, – считает Татьяна Щур. – Иначе цена на образование возрастет, а кто будет по 100 тысяч в месяц платить за обучение ребенка! Школе нужно много помещений: классы, спортивные залы, рекреация. Это очень дорого стоит. Сейчас есть льгота для тех, кто осуществляет социально значимые виды деятельности (Закон «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург». – А. Д.). Но нет никаких гарантий, что в ближайшие 10 лет эти льготы сохранятся. На коммунальные платежи льгот нет, поэтому частные школы платят за свет, тепло и воду больше, чем государственные школы».

Поддержки требуют не только школы, но и сами школьники. Чаще всего – в периоды кризиса, когда лишившимся работы родителям приходится забирать детей из школы. «У государства на этот случай никаких программ нет, хотя можно было бы разработать, например, систему учебных кредитов. Поэтому мы опять решаем все сами. Во время кризиса 1998-го мы отработали несколько вариантов поддержки: кому-то предоставляем кредиты, кого-то переводим на бесплатное обучение. Каждый случай индивидуален».

Все эти и другие проблемы были всегда, но государство не торопится их решать. Последнее на сегодня упоминание о проблемах частных школ прозвучало из уст президента Медведева год назад, когда он в своем Послании Федеральному собранию сказал о том, что государственные и частные школы должны иметь равные права. Это упоминание было и одним из первых.

Обратить внимание на проблемы негосударственных школ пытается Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России. Существует она уже 20 лет и все еще стремится решить старые проблемы, вести о которых до властей, видимо, доходят очень медленно. Несмотря на это, Татьяна Щур уверена, что у частных школ есть перспективы, пока есть спрос.

«А спрос есть – если бы не было, то и школы бы закрылись. К тому же число школ хоть и не растет, но и не сокращается, что говорит о стабильности».                       

Анастасия ДМИТРИЕВА





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform