16+

Сколько такси останется в Петербурге после Нового года?

05/09/2011

Сколько такси останется в Петербурге после Нового года?

С 1 сентября вступил в силу 69-й федеральный закон, который внес серьезные изменения в работу такси. По сути, он отменил поблажки, которые Минэкономразвития предоставило частным извозчикам шесть лет назад. Новое законодательство требует от частного извозчика наличия большого пакета документов, запрещает участвовать в этом бизнесе юридическим лицам, не имеющим автомобили в собственности или в лизинге.


                  Для Петербурга это означает, что с 1 января 2012 года, когда начнут действовать штрафные санкции, количество официальных такси может уменьшиться в три раза. Под официальными будут подразумевать: а) машины, принадлежащие таксомоторным компаниям, б) частников, которые получили лицензию, заключили договоры на проведение техосмотров и медосмотров, купили таксометр и кассовый аппарат. Смешно ожидать, говорят эксперты, что частники пойдут на такие гигантские траты – скорее всего, они уйдут в тень.

По оценкам специалистов, в Петербурге на данный момент действует 8 тысяч такси (те, кто просто берет попутчиков за деньги, – не в счет).
– Сейчас у нас в городе около 8000 таксомоторов, – говорит Булат Каримов, возглавляющий «Лигу такси». – Треть из них – 2,5 – 3 тысячи машин – относятся к легальным перевозчикам, то есть к предприятиям, содержащим эти машины у себя на балансе. Еще примерно треть – это совсем нелегальные таксисты, у которых ничего нет, кроме шашечек, и которые называют пассажиру любую цену, которая придет в голову. И треть – это частные таксисты, работающие через диспетчерские центры. Здесь вроде бы все официально: они платят налоги, их курируют диспетчеры, за некоторыми – наблюдают с помощью GPS-навигации. Таксистов, на которых поступила жалоба, оставляют без заказов. И вот этих таксистов и эти центры теперь объявили вне закона.

Частники не могут заниматься этим бизнесом: у них нет своих медцентров, автобаз, лицензий. Диспетчерские центры тоже не могут, у них нет своих машин. Так что, если все будет по закону, с января, когда начнут действовать санкции, количество такси сильно приуменьшится.

В результате с нового, 2012 года в городе может остаться только 3 – 4 тысячи официальных машин-такси. Может, конечно, и больше, если таксомоторные предприятия объявят набор и закупят тысячу-другую машин в лизинг.

Кстати, по нормативам в Петербурге должно одновременно работать 12 тысяч такси.
– Самое печальное, что в Петербурге еще не определились с уполномоченной организацией, которая будет проводить в жизнь 69-й федеральный закон. Наверно, это будет Комитет по транспорту, но, в любом случае, мы пока не знаем, куда обращаться за лицензией, – говорит Булат Каримов. – В Москве об организации позаботились заранее, ну, там Собянин давно начал наводить порядок в сфере транспорта. Поэтому там уже несколько тысяч водителей получили лицензии, а диспетчерские центры, которые оказались перед угрозой закрытия, стали активно брать машины в лизинг. И правительство оплачивает треть, а то и половину расходов. А мы в маленьких городах: Казани, Астрахани – только-только собрали всех диких бомбил, объединили их в лигу, так что они получили медосмотр, диспетчера, причем, стоимость поездки для клиента не увеличилась. Теперь все разрушится.

– Пассажиры говорят, что пользуются частниками, потому что официальное такси слишком дорого берет. Может такси стать дешевле?
– Дешевое – вряд ли, особенно с нового года, когда придется здорово вкладываться, чтобы не попасть под эти санкции. К тому же дорожают и бензин, и сами машины. Такси будут эффективны, когда им разрешат то, что не разрешают сейчас, например, проезд по выделенным полосам для пассажирского транспорта.

– Почему машины такси по новому закону должны быть обязательно в собственности у предприятия?
– Они должны быть привязаны к собственнику, чтоб он и нес ответственность. А иначе есть риск, что предприятие начнет торговать этим лицензиями, в глаза не видя машину. 

Для частников-бомбил, которого после 1 января поймают с поличным, новый закон предусматривает штрафы: от 1000 до 5000 рублей. За отсутствие цветографической схемы на бортах и зеленого фонаря на крыше будут взимать 3000 рублей, за невыдачу чека – 1000, за провоз пассажиров при отсутствии лицензии – 5000 рублей. С «бомбилами» в России боролись и раньше, но исключительно на словах. У налоговиков не хватало рычагов, чтобы устраивать «контрольные поездки» и ловить за руку частников. Теперь эти рычаги есть – в виде новых статей в КоАПе. Как будут взиматься штрафы: в результате контрольной поездки или во время совместных рейдов с ГИБДД – пока непонятно.

Частный таксист Яна, работающая в Зеленогорске (шашечки на магните есть, но официально как такси не оформлена), заявила, что уже второй день ездит «без шашечек». И собирается уходить в подполье. В Зеленогорске и так все знают, где стоянка такси, а официалов там просто нет. Кстати, если официальный таксист будет использовать не постоянные, а магнитные шашечки, его тоже оштрафуют.

По словам Яны, полное соблюдение всех правил: регистрация себя как частного предпринимателя, оформление разрешения на извоз, покупка счетчика и кассового аппарата – обойдется ей в месячный заработок, около 30 тысяч рублей. К тому же никто толком не знает, где следует получать это разрешение, где проходить ежедневный техосмотр и осмотр врача. Ведь правила и это требуют. Еще одна причина, почему Яна в любом случае не хочет оформлять официальный патент – она живет в Зеленогорске и катает пассажиров в Ленинградскую область – то в Рощино, то к озеру Красавица, и если у нее не будет патента от Ленобласти, она не будет иметь права взять пассажира на обратном пути.

В Москве таксистский профсоюз отметил новый закон небольшим пикетом. В Петербурге к нему отнеслись спокойнее. Решили, что со временем все само утрясется.                            

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform