16+

Почему врут навигаторы?

07/09/2011

Почему врут навигаторы?

Каждый владелец автомобильного GPS-навигатора хотя бы раз сталкивался с тем, что прибор показывает что-то не то, или не туда, или не так. Почему они нас обманывают? И какой навигатор купить, чтобы потом не пожалеть?


                    Карты и мозги

Самые распространенные болезни навигаторов – неправильное определение настоящего местоположение и кривая прокладка маршрута. Чаще всего прибор предлагает водителю проехать лишние километры, рисуя на экране ничем не оправданные петли и загогулины, а может вообще завести в тупик.

Есть несколько причин, почему он это делает. Если коротко, то виноваты карты, компьютерные мозги и «человеческий фактор».
– Навигатор определяет координаты своего местоположения – широту и долготу, связываясь со спутниками, затем отмечает эту точку на географической сетке, а не на самой карте, – объясняет специалист по навигации, учредитель компании «Тропоход» Артем Фролов.

Карты, по его словам, это некая «подложка», связывающая реальное местоположение и координатную географическую сетку.
– Если отмеченным координатам на карте соответствует, например, озеро – прибор покажет, что вы в озере. Ошибки в определении местоположения, как правило, вызваны неточностями в картографии.

А неточностей в картах оказывается тем больше, чем дальше территория находится от крупных городов и границ Евросоюза. По словам другого эксперта – Сергея Жукова, начальника отдела картографии компании «Навиком» – дистрибьютора бренда Garmin России, в Европе электронные карты местности начали делать в 2000 году, а в России – только в 2005-м.

– Пять лет форы дают себя знать, там детализация выше, – говорит он. – В Европе каждый населенный пункт нанесен на карту с полной адресацией. А в России, где-нибудь в деревне Хлюпкино, навигатор нужный дом не найдет. Хотя до деревни доведет.
И на том – спасибо.

Левый секрет Garmin

В мире сегодня существует два глобальных производителя навигационных карт и геоинформационных систем – это компании NAVTEQ (США) и Tele Atlas (Нидерланды). Именно их базы данных используют большинство навигационных систем и сетевых карт, в числе их клиентов, например, Google maps, Yahoo! Maps и другие.

– Автомобили этих компаний, оснащенные 5 камерами и специальным оборудованием, везде ездят и рисуют так называемый «граф» дорог – по сути, привязывают объекты к координатной сетке. В Европе покрытие составляет 100% территории, – рассказывает Артем Фолов.

В России тоже есть производители навигационных систем, крупнейшие из них выпускают программное обеспечение под брендами «СитиГид» и «Навител». Это ПО часто устанавливают в китайских GPS-навигаторах.

Эксперт Фролов предполагает, что отечественные производители электронных карт используют базы данных сторонних производителей и для «узаконивания» своей деятельности также берут информацию из печатных картографических изданий и «сами дорисовывают повороты».
– Потому что приобретать граф дорог у NAVTEQ или Tele Atlas – очень дорого, – говорит он.

Ошибки, по его словам, есть во всех электронных картах. И, соответственно, все навигаторы могут врать и криво прокладывать маршруты. Например, из-за элементарной ошибки, невидимой глазом, – недостатка всего одного пикселя в рисунке линии дороги, навигатор может «взбеситься» и начать рисовать петли и объезды, длиной во много километров.

– Был реальный случай, – рассказывает Артем Фролов. – Вышло обновление карт для самого «раскрученного» из GPS-навигаторов. Оказалось, что в нем Московское шоссе имело в районе Тосно перерыв в один пиксель. Компьютер не видел, что там есть дорога, и прокладывал маршрут в объезд по каким-то проселкам. В следующем обновлении карт компания эту ошибку исправила... Правда, сделала кучу других.

Популярные навигаторы Garmin могут странно прокладывать маршрут не только из-за ошибок в картах, но и потому, что прибор – боится левых поворотов.
– Там есть такая штука – оптимизация для водителя, – поясняет Сергей Жуков, – то есть программа написана так, что при построении маршрута прибор старается избегать поворотов налево.

При этом оптимизация маршрута по скорости или расстоянию, заданная водителем, будет иметь второстепенное значение. Прибор может нарисовать путь с петлями, кривой, длинный и долгий, но зато без всяких поворотов налево или с минимальным их количеством.

Даже если эта «оптимизация» мешает, отменить ее невозможно. Функция заложена в программу, написанную американскими специалистами. Об этом маленьком «левом секрете», покупателей приборов не предупреждают – похоже, о нем ничего не знают продавцы устройств.

Источник раздражения

Но все же самая распространенная причина странного поведения навигаторов, по словам экспертов, – это человеческий фактор. Настройки прибора, которые нужно задавать вручную, редко кто меняет. Например, если стоит галочка напротив пункта «объезжать не главные дороги», навигатор будет прокладывать маршрут исключительно по магистралям, или наоборот, если отмечен пункт «избегать шоссе» – поведет по проселкам, и т.д.
Поэтому если прибор ведет себя странно – в первую очередь стоит проверить настройки.
Перед дальней поездкой нужно обязательно обновлять карты, чтобы в «мозг» прибора попали все тупики, закрытые и вновь построенные дороги.
Ручное управление необходимо также вблизи границ РФ.

– Если у вас установлены две карты – Европы и России, дороги в них могут не состыковываться из-за того, что карты сделаны разными производителями или разных периодов выпуска, – объясняет Сергей Жуков. – Они могут накладываться друг на друга, поэтому на границе нормальная маршрутизация может не работать. Поможет переключение карт. Доехали за границы – выключили карту РФ, включили Европу... А если две карты одновременно включены, неизвестно, что выберут электронные мозги, – говорит эксперт из «Навикома».

По его словам, навигатором лучше вообще не пользоваться, если маршрут известен.
– Потому что он все равно не построит маршрут так, как вы хотите. Он вас будет только раздражать.

Что купить, чтобы не пожалеть


На петербургском рынке представлены два типа навигаторов: Garmin (США) и все остальные, как правило, произведенные в Китае. Чтобы определиться, навигатор какого типа покупать, надо сначала понять – где с ним предстоит ездить и какое программное обеспечение для этого использовать. Потому что китайские устройства – это, по сути, мини-компьютеры, в которые можно установить любое ПО. Навигаторы Garmin работают только с софтом Garmin – ничего другого в них установить нельзя. Это одновременно и плюс и минус данного прибора.

Garmin считается надежной торговой маркой с адекватным программным обеспечением. Его фирменная карта «Дороги России» вполне качественно показывает все магистрали и проселки большой страны, карта Европы тоже – на уровне. Однако при движении по Петербургу, по мнению экспертов, Garmin может «чудить». В навигации по северной столице он уступает другому производителю электронных карт – компании «СитиГид».
– «СитиГид» находится в Питере, имеет свой пробочный сервис. Если ездить только по Питеру, то это – идеальное ПО, – считает Артем Фролов.

Но в Garmin карту «СитиГида» установить невозможно. Зато в любой китайский навигатор – легко.

Для поездок по России специалист советует пользоваться картами «Навител» (для «китайцев») или «Дорогами России» для Garmin (она там, как правило, уже предустановлена).

Карты Европы у всех производителей, по его словам, практически идентичны. Большой популярностью пользуется софт iGO венгерской компании Nav N Go. Эти карты, кстати, можно бесплатно найти в интернете.

– Причем обновление их происходит достаточно регулярно, и по точности и детализации они стоят примерно на одном уровне с Garmin, – говорит Артем Фролов.
Несмотря на то что Garmin считается брендом-тяжеловесом в GPS-навигации, китайские приборы тоже могут неплохо работать. Однако выбирать их намного труднее – из-за многообразия брендов и порой ничем не оправданного разброса цен. Так, один и тот же прибор в разных магазинах Петербурга может стоить от 1500 до 5000 рублей. Артем Фролов советует покупать навигаторы тех производителей, у которых меньше брака, и есть нормальное сервисное обслуживание. По его мнению, это фирмы: teXet, Lexand, Prestigio (торговая марка GeoVision).

Кстати

В Великобритании провели исследования, из которых выяснилось, что указания GPS-навигатора постоянно игнорируют 83% мужчин, 75% женщин-водителей. Более трети опрошенных сообщили, что при расчете маршрута навигаторы «врали» на  1,5 – 8 км.
Источник: Reuters.

Навигатор довел до смерти

В Испании из-за ошибки навигатора в октябре прошлого года один человек погиб и один получил травмы. Следуя указаниям устройства, водитель свернул на старую дорогу, которая заканчивалась обрывом. Вовремя не затормозил, машина упала в водохранилище, утонула. Водитель погиб, пассажир получил травмы, но выплыл.

Как работают навигаторы

Все автомобильные навигаторы имеют приемник и модуль отображения карт. Задача приемника – улавливать сигналы спутников и на их основании вычислять географические координаты. Модуль отображения карт отвечает за вывод карты на экран, прокладку маршрута, отображение времени, скорости и т.п.

Разработка глобальной навигационной системы на основе спутниковых систем началась в 60-х годах прошлого века почти одновременно в СССР и США. Первый спутник GPS (США) вышел на орбиту в 1978 году, первенец ГЛОНАСС (СССР) – в 1982-м. ГЛОНАСС должен был начать работу на полную мощность в 1991-м, GPS – в 1993-м. Из-за развала СССР проект был приостановлен до 2001-го. Затем возобновлен, сегодня российская спутниковая группировка составляет порядка 24 спутников. Американская – порядка 30. Чем больше спутников, тем успешнее осуществляется навигация.

ГЛОНАСС обеспечивает точность определения координат около десяти метров, GPS работает в диапазоне 5 – 15 метров, на территории США точность увеличивается до 3 метров.

Навигаторов, работающих только с ГЛОНАСС, в продаже нет.                          

Мария ГОРДЯКОВА








Lentainform