16+

Як-42 погубила ошибка пилотов?

14/09/2011

Як-42 погубила ошибка пилотов?

Причиной катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в котором погибли хоккеисты «Локомотива», мог стать включенный стояночный тормоз. Об этом пишет газета «Московский Комсомолец» со ссылкой на источник в авиапроме, близкий к расследованию крушения лайнера. Как отмечает издание, пилотов подвела банальнейшая «ошибка блондинки»: они забыли отключить стояночный тормоз.


                        По сведениям источника издания, комиссией установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство – аналог ручного тормоза в автомобиле – используется только во время стоянки.

«Ручник» позволяет самолету проехать по рулежной дорожке на ВПП, но набрать взлетную скорость становится проблематично.

Кроме того, по информации собеседника издания, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием. Такой вывод сделан из расшифровки речевого самописца Як-42, пишет газета.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир, указывает издание. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели. Не исключено, что когда самолет начал взлетный разгон и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП – самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По сведениям газеты, официальное заключение о причинах авиакатастрофы может быть подготовлено уже в среду. Ранее Международный авиационный комитет, ссылаясь на данные расшифровки «черных ящиков», сообщил, что ЯК-42 был полностью исправен. По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.

Летчик-испытатель Сергей Кнышов, комментируя озвученную сегодня версию, признался, что «верит в нее с трудом»: «Это тоже самое, что ехать на автомобиле с ручным тормозом. Такое вообще возможно? Если пилот видит, что не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать...»

Впрочем, как заметил эксперт, такая ситуация возможна, если «командиру стало плохо во время полета и на руководящих правах остался второй пилот».

«Раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции, – отметил Кнышов. – Сейчас же, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот – это практически ноль».

«Хочется верить, что к членам экипажа Як-42 это не относится», – добавил эксперт.

Напомним, самолет Як-42, на борту которого находился полный состав хоккейного клуба «Локомотив», разбился 7 сентября при вылете из ярославского аэропорта «Туношна». По предварительным данным, на взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, располагавшегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых выжили только двое. Один из них – хоккеист Александр Галимов – скончался в понедельник утром в ожоговом центре Института хирургии имени Вишневского в Москве. У спортсмена было обожжено 90% поверхности тела, врачи пять дней боролись за его жизнь. Накануне в Ярославле прошли похороны спортсмена. Выживший бортинженер Александр Сизов во вторник пришел в сознание. Больного перевели из реанимации в обычную палату ожогового отделения После лечения он сможет вернуться к полноценной жизни и профессиональной деятельности. Об этом заявил директор НИИ скорой помощи имени Склифосовского Анзор Хубутия.

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта».                           

nr2.ru, фотография с сайта inotv.rt.com








Lentainform