16+

Кто заказал Бекмамбетову фильм про американцев на Луне

14/09/2011

Кто заказал Бекмамбетову фильм про американцев на Луне

В прокат вышел спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым американский фильм «Аполлон 18» - страшный фильм о том, как американцы еще раз слетали на Луну. Но наш обозреватель не испугалась, потому что поняла - Бекмамбетов в очередной раз всех обманул.


                   Незадолго до выхода на экраны «Аполлона 18» NASA опубликовало доклад о том, что будет, если мы наконец-то встретимся с инопланетянами. Разумеется, ничего хорошего – инопланетяне могут заразить нас неизвестными болезням или того хуже – использовать как пищу. Насовцы утверждают, что сейчас как никогда велика возможность столкнуться нос к носу с обитателями космоса – наша цивилизация так активно развивается, что способна привлечь к себе внимание обитателей других миров.  

То, что доклад появился за месяц до фильма, в котором жители Луны не гостеприимно встречают земных космонавтов, не может быть простым совпадением. Можно даже предположить, что таким способом насовцы пропиарили продукцию компании Bazelevs. Вопрос – зачем им это было надо?

Но фильм «Аполлон 18» снят с противоположными, исключительно пропагандистскими целями и призван не напугать зрителя, а наоборот, подхлестнуть его стремление в космос.

Про космос и пришельцев снято уйма фильмов. Каждый раз отношение к космосу определялось отношением человека к земным проблемам. В 50-е тема проникающих из космоса инопланетян как нельзя лучше персонифицировала страх перед коммунистической угрозой. Потом космос перестал быть источником страха. В «Тесных контактах третьей степени» инопланетяне хоть и похищали людей, но в целом выглядели притягательно. Рецидивом страха стал «Чужой», но через три года появился обаятельный спилберговский Инопланетянин. 

Потом стала популярен жанр мокументари, то есть фальшивого документального кино. Якобы валялась пленка в архивах, а теперь пришло время показать ее людям. Когда жанр этот только завоевывал экраны, некоторые зрители даже велись на обман – так, на Венецианском кинофестивале отдельные критики поверили в подлинность пленки картины Алексея Федорченко «Первые на Луне» про то, что первыми на Луне были советские космонавты. Но главное – жанр мокументари как нельзя лучше способствовал тому, что фильмы про космос теперь стали снимать как разоблачения. Страх перед космосом удачно соединялся с уверенностью обывателя в том, что его обманывает собственное правительство. 

Кино это подтверждало. Фильм «Четвертый вид» – ужастик про то, как власти США скрывают существование инопланетян на Аляске, выходу картины предшествовало несколько статей в научных журналов, в которых упоминалось имя главной героини фильма, психиатра Тайлер. Потом поделка, конечно, обнаружилась, но шуму было много.

В нынешнем «Аполлоне 18» всего довольно – и мистификаций и правительственного мухлежа. Во время съемок сопродюсеры Бекмамбетова братья Вайнштейн уверяли, что кино не снимают, а пленки нашли на чердаке. Но им уже не слишком поверили.

Но жанр мокументори «Аполлону 18» все равно подходит. Дрожащая камера, черно-белое контрастное изображение и отсутствие деталей, свойственное этому жанру, идеальны для изображения космоса. Никакого любования игрой света и переливающихся звезд над головой. Никакого Вагнера за кадром. Только потрескивание датчиков да грязно-белая поверхность Луны в черных дырках кратеров. Чужое пространство.

Никакой нарисованный на компьютере монстр не в состоянии испугать больше, чем мелькающие на испещренной помехами записи движения тени. Не показывать страшное  страшным, уродливым – так уже делали в «Ведьме из Блэр» и «Паранормальном явлении». А для фильмов про космос этот прием подходит даже лучше. Потом это нечто проникает в тела главных героев. В 50-е так тоже делали, но тогда проникновения инопланетян в человека скрывал страх перед коммунизмом, здесь же это – демонстрация бессилия человека перед чуждыми формами жизни. Которые гораздо опаснее коммунистов. Тем более что коммунисты перед ней тоже бессильны – американцы найдут тело мертвого советского космонавта и смогут только сказать: «Бедный русский».

И вот на фоне этого ледяного безмолвия начинается натуральный экшен и драйв почище чем в «Адреналине» – у монстров отрастают ручки и ножки, и они даже воруют американский флаг. А советский вообще рвут на мелкие части. То есть демонстрируют антропоморфное отношение к символам. Это настолько не вписывается в предшествующую документальную эстетику фильма, что объяснение этому может быть только одно – коррумпированное правительство испугалось пропагандистского эффекта доклада NASA и заказало известному рекламщику Бекмамбетову оригинальный ролик своей космической программы.                        

Елена НЕКРАСОВА








Lentainform