18+

«Главное, чем запомнился Полтавченко - его было не видно и не слышно»

15/09/2011

Петербургское «Яблоко» объявило о том, что Григорий Явлинский собирается возглавить партийный список на выборах в Законодательное Собрание Петербурга. Могу сказать, что для нас это было непростым решением, и мы долго спорили по этому поводу. Сейчас я постараюсь объяснить, почему мы так поступили.

                    Партия «Яблоко» не присутствует в парламенте уже восемь лет, и целый сезон ее представителей нет в Законодательном Собрании Петербурга. Более того, ее нет ни в одном законодательном органе субъектов РФ. Это было вызвано разными причинами как объективными, так и субъективными. Палки нам в колеса, конечно, ставили, но и в целом рейтинг демократических партий падал, да и административный ресурс на выборах был задействован. Как бы то ни было, ситуация такова, что на сегодняшний день преодолеть семипроцентный барьер и попасть в Госдуму будет архисложно. Но одновременно с Думскими выборами 4 декабря пройдут выборы в Законодательное собрание Петербурга, а в городе нам удалось как сохранить ядро партии, хотя потери были серьезные, так и удержать партию на политическом подиуме. Наша задача сейчас одержать хоть и небольшую в масштабах страны, но победу, и пройти в ЗС. Это очень важно, потому что серия неудач на выборах приводит к тому, что теряется вера в победу и самих членов партии, и тех людей, которые за нее голосуют.

Итак, две параллельные кампании. Один избирательный штаб, финансовый и ресурсный центр,- практически одни и те же кандидаты (например, я), участвуют в выборах и туда и туда. Я-то, конечно, иду в Заксобрание, и ни в какую Думу не собираюсь, даже если выберут. Тем не менее, я в списке думских кандидатов. Это удобно, хотя понятно, что шансы пройти в Думу практически нулевые. Да мне и работать там не хочется, для меня город важнее во сто крат. Делается это еще вот почему – у нас мало кандидатов. Понятно, что многие перебежали в более сильные партии, с их точки зрения более проходные на выборах. Никого не хочу осуждать, это дело каждого. Тяжело быть в оппозиции, которая стоит наперекор всему и не меняет своих позиций в зависимости от конъюктуры.

Готовиться к выборам мы начали заранее. Несмотря на сложную ситуацию,  мы провели опрос среди приверженцев партии и почти договорились по кандидатурам первой тройки. Но когда дело дошло до окончательного решения, мы получили письмо от Григория Алексеевича Явлинского. Он хотел сам приехать на заседание бюро, но заболел, и мы с ним по Скайпу перезванивались.

В своем письме Григорий Алексеевич проанализировал ситуацию в стране, в городе. И главная его идея состояла в том, что если в этот раз мы не победим нигде, то это верный путь к тому, что партии придется очень сложно. Условно, это почти последний рубеж. Это правда, о чем говорить, если у нас такая слабая поддержка? И поэтому Явлинский предложил тот вариант, который мы в результате приняли – сосредоточить все силы на выборах, объединить усилия, и вместо первой тройки выбрать единственного человека в этом списке (теперь по закону это допускается). При этом сильные кандидаты, такие как Резник, Амосов, Вишневский, Голов, Цепилова, Шуршев, Штанникова, Рыбаков, будут работать на территориях, и тем самым привлекут большее число голосов за «Яблоко».

Мы долго обсуждали этот вопрос, и мнения были разными. Мы прозаседали всю ночь. И главная гирька  на чашу весов этого решения была такая: Григорий Алексеевич сказал, что он не хочет быть «паровозом», и если его изберут в Законодательное Собрание, то он переедет, и будет работать депутатом в нашем городе.

Сразу скажу, решение было не единогласным. Многим казалось странным идти на выборы с человеком из Москвы, памятуя конфликты между петербургским и федеральным «Яблоком». Но я вижу в этом плюсы – мы преодолели кризис, и нашли в себе силы одной командой идти на эти выборы. Поэтому Явлинский, и поэтому все остальные кандидаты пойдут в округа. Петербург действительно особый город, и не любит работать с приезжими людьми. Но Явлинский остаётся лидером партии и одним из ее отцов-основателей, поэтому это несколько особый случай.

Не сомневаюсь, что избиратели отнесутся к этому по-разному. Сегодня слышала в передаче по «Эху Петербурга» самые разные отзывы. Одни говорят, что наконец-то появился Явлинский, и мы будем за него голосовать, другие – нет, это ошибка и надо было идти своей командой. А я считаю, что мы все сделали правильно. Если мы покажем, что мы одна команда, преодолевшая кризис взаимного непонимания, то шансы резко повысятся, а уж сомневаться в Явлинском не приходится. Его появление должно привлечь старых «яблочников», которые привержены политике меньшей радикализации и большей толерантности, людей 40-50 лет.

Да, многие сомневаются в кандидатуре Григория Явлинского из-за того что он на несколько лет уходил в тень, и это ослабило его позицию. Но есть ведь и Зюганов и Жириновский,  которые столько лет в политике,  благодаря своей «гибкости». Можно, изображать оппозицию, а можно быть оппозицией.  Явлинский ни разу не изменил себе, это очень редкое для политика качество.

Многие говорят, что популярность Явлинского очень понизилась, и он не будет способствовать продвижению нашего списка. Но по тому же опросу, который проводился к выборам тройки, у Явлинского было 85% сторонников,  больше, чем у всех остальных, участвовавших в опросе.

Мой прогноз такой – нашего электората в городе процентов десять – пятнадцать. Весь вопрос в том, придут ли они на выборы, как мы проведем всю компанию, и каков будет процент фальсификаций.

Напоследок позволю себе прокомментировать последние назначения в регионе. Георгий Полтавченко стал для нас «чертиком из табакерки». Я уже размечталась, что будет назначен Дмитрий Козак, и это был бы очень неплохой вариант. Я с Дмитрием Николаевичем работала, когда он был вице-мэром и  в его подчинении был юридический комитет Смольного при Собчаке. Хочу сказать, что он профессионал высокого класса и человек, который ради узких интересов никогда не отступит от буквы закона. Меня это очень радовало. Что касается назначения Полтавченко, то я не очень поняла, чем же оно было вызвано. Ситуацию немного прояснило то, что в город вместо Ильи Клебанова прибыл Николай Винниченко. Я считаю, что это звенья одной цепи. Полтавченко – человек Путина, потому что как кандидата его представляла «Единая Россия». Что касается Винниченко, то я слышала, что они с Президентом были однокурсниками. Понятно, что фигура Губернатора, и фигура полномочного представителя Президента  в наших условиях неравновелики, и кто выше, а кто ниже, зависит от субъекта РФ. Я всегда определяла это по тому, кто к кому заходит в кабинет. Когда я увидела в приемной у Валентины Матвиенко Илью Клебанова, я поняла кто главный в городе. И эта ситуация останется прежней. Винниченко – око Медведева, но его позиция в городе достаточно слаба. Кстати с Николаем Александровичем у меня тоже были достаточно теплые отношения, не могу сказать что дружеские, но хорошие. Он очень неплохой человек – достаточно грамотный юрист и нежёсткий политик. Он знает, чего хочет, и не выкручивает никому руки для принятия нужного решения. При этом он не властный. Времени прошло уже лет восемь, как он ушел из города, но я надеюсь, что он остался очень приличным человеком.

Что касается Полтавченко, то здесь большое значение имеет то, что он человек, пришедший из органов. Я не хочу сказать, что это плохо, но мне кажется, что эта организация накладывает отпечаток на характер человека. Посмотрим, как он будет себя вести. С ним я знакома только косвенно. У меня есть подозрение, что мы вместе учились на юрфаке в СПбГУ, но я в этом не уверена. Это было второе высшее образование в начале нулевых годов, поток был большой, и мало кто общался между собой. Надо у моих одногруппников  спросить, у них память получше. Но если мои подозрения верны, и это действительно был он, то главное, чем запомнился – его было не видно и не слышно.

Говорят, что Полтавченко почти не улыбается на фотографиях. Но давайте вспомним Путина. Это сейчас он проявляет эмоции и часто довольно бурные, а когда он был в Петербурге, я вообще не помню его улыбающимся. Максимум – чуть-чуть приподнятые губы. И когда он стал президентом, на лице была непроницаемая маска. Это отпечаток профессии. Полтавченко, наверное, изменится, расслабится. Вообще смотрю в будущее и с надеждой, и с сомнением. Мне бы хотелось, чтобы он проявил себя как хороший хозяйственник и толерантный человек. Многое прояснят выборы. Пока его заявления о том, что ни у одной партии не будет преференций очень симпатичны. И ведь он не член «Единой России».                       

ранее:

Господин Прохоров хочет стать вторым Жириновским?
«А почему все решили, что Матвиенко выберут в Совет Федераций?»
«Мне предложили стать советником Тюльпанова. Время для раздумий – месяц»
Мне не очень приятно посещать Законодательное Собрание
«Меня беспокоят те, кто голосует за Жириновского»
Государство давало деньги на капремонт домов, но по-тихому и не всем