16+

Чего в Петербурге не хватает для развития малого бизнеса?

23/09/2011

Чего в Петербурге не хватает для развития малого бизнеса?

В Европе малый бизнес кормит львиную долю населения и приносит большую часть денег в бюджет. В России же он никак не может встать на ноги. Чего ему не хватает?


                    В этом пытались разобраться участники «круглого стола», организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.

Жизнь с колес

По официальным данным, бюджет Санкт-Петербурга сегодня на целую четверть состоит из налогов, приносимых малым и средним бизнесом. Помимо денег некрупные предприниматели создают в городе примерно половину рабочих мест. Однако назвать точное количество работающих в Петербурге бизнесменов невозможно.

— Официально считается, что сегодня в нашем городе существует порядка 400 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, — говорит председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Ольховский, — но я думаю, что реально работают примерно половина из них.

Это число постоянно увеличивается. Например, в автомобильной промышленности. Благодаря решению о том, что не менее 40 процентов деталей для выпускаемых в России иномарок должны производиться на нашей территории, стало расти количество фирм, обеспечивающих деятельность петербургского автомобильного кластера.

 И все-таки малых и средних производственных предприятий немного. В основном все-таки этот бизнес в Петербурге сосредоточивается в сфере торговли. Эта отрасль да еще сфера услуг составляют около 50 процентов городского малого и среднего бизнеса. Больше становится предприятий, занимающихся предоставлением различных услуг, связанных с Интернетом или мелкосрочным ремонтом — чаще всего компьютеров.

Причиной такой избирательности работы эксперты считают слабую финансовую обеспеченность молодых предпринимателей. Реалии российской жизни таковы, что большая часть населения живет, так сказать, «с колес» — что получил, то сразу и потратил. Свободных денег, которые можно было бы отложить на реализацию своей идеи или вложить в чье-то дело, у людей практически нет. Поэтому желающие начать свой бизнес обращают внимание на сферы деятельности, не требующие крупных первоначальных вложений или хотя бы дающие быстрый оборот и прибыль.

Кто раньше встал, того и тапки

Деньги для первоначального капитала предприниматели могут получить у государства по программе государственной поддержки. Правда, немного — всего 300 тысяч рублей. Да и получить их непросто. Как отмечает Александр Ольховский, на сегодняшний день критерий, определяющий, кого из бизнесменов стоит поддержать, проработан недостаточно четко. Зачастую деньги достаются тому, кто пришел первым. В то время как для настоящей поддержки этому процессу стоило бы уделять более серьезное внимание.

— Нужно выбирать направления, важные и интересные для города, и стимулировать их развитие, — рекомендует Александр Ольховский. — Возможно, на некоторые идеи можно и нужно давать больше денег.

Но это уже вопрос развития всей городской экономики города. По мнению Александра Ольховского, сегодня уже можно говорить о выходе Петербурга из кризисной рецессии. Бюджет города на 2011 год равен бюджету 2008 года, что говорит об экономическом росте. Другое дело — вопрос распоряжения этими деньгами. По данным Александра Ольховского, примерно половину денег чиновники намерены пустить на развитие сферы ЖКХ — безусловно, важной и проблемной для нашего города. 5 процентов средств пойдут на развитие промышленности.

— Хотя, мне кажется, если в сфере ЖКХ просто усилить контроль, из нее можно будет выжать значительно больше, — рассуждает Александр Ольховский, — а часть освободившихся средств можно было бы пустить на поддержку и развитие бизнеса.

Но выбирать начинающим предпринимателям не из чего. Единственной альтернативой господдержке являются только собственные накопления или поиски инвестора — дело трудоемкое и зачастую невыполнимое.

— С другой стороны, если бизнесом хочет заняться по-настоящему активный человек, он найдет способ начать свое дело и продержаться несколько месяцев, — отмечает заместитель исполнительного директора Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Юлиана Трибой. — А там к делу уже подключатся банки.

Если для начинающего бизнесмена получить кредит — задача практически невыполнимая, для уже состоявшегося делового человека это дело нехитрое. Чтобы дать кредит успешному бизнесмену, умеющему зарабатывать, банки готовы выстраиваться в очередь, наперебой предлагая заманчивые условия и низкие проценты.

— Это естественно, — считает начальник управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Александр Хайкинсон, — на начальном этапе развития бизнеса трудно спрогнозировать и оценить эффективность и прибыльность бизнес-проекта, таким образом, риски банка очень высоки, поэтому наш банк дает кредиты предпринимателям, проработавшим не менее 9 месяцев.

— Когда предприятие проработало определённое время, можно уже судить о его успешности, — соглашается заместитель управляющего Санкт-Петербургского филиала АКБ «Ланта-Банк» Андрей Васютин.

— К примеру, Сбербанк дает кредиты предпринимателям, проработавшим на рынке хотя бы три месяца в сфере торговли, — поддерживает коллег менеджер отдела продаж малому бизнесу Северо-Западного банка Сбербанка России Екатерина Алексанина, — для остальных компаний этот порог выше — 6 месяцев.

— У нас такой же срок, — отмечает заместитель начальника отдела проектов и разработки продуктов банка «Санкт-Петербург» Константин Мороз. — К нам зачастую обращаются предприниматели, желающие взять кредит на то, чтобы начать бизнес, но для выдачи кредита необходимо оценить перспективность бизнеса и возможности его владельца выплатить кредит.

Выгодно ли брать кредиты?

Еще недавно наученные горьким опытом кризиса бизнесмены не особенно жаловали кредиты, стараясь обходиться без них. Борясь за клиентов, банки развернули бурную деятельность, приведшую к существенному снижению требований к заемщикам, появлению большого количества новых программ. Еще полгода назад основная часть кредитов на развитие малого бизнеса выдавалась только под залог какого-либо имущества. Сегодня перспективные владельцы своего дела могут брать беззалоговые кредиты под чье-либо поручительство. Как результат — количество желающих взять кредит возросло. По данным банков, по вопросам кредитования в Петербурге ежедневно обращаются несколько тысяч предпринимателей. Причем наибольший интерес у них вызывают именно беззалоговые кредиты размером примерно в полтора-два миллиона рублей сроком на несколько лет.

— Традиционно популярны у бизнесменов кредиты на пополнение оборотных средств, — отмечает Александр Хайкинсон, — поскольку большая часть заемщиков занимается торговлей. Рассчитываем на успех нашего нового продукта — кредита с «плавающей» ставкой.

Дополнительную поддержку предприниматели могут получить в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса. Банки редко выдают бизнесу кредиты до миллиона рублей — такая сумма более распространена среди пользователей потребительских кредитов. За небольшими суммами, до миллиона, — так называемыми микрозаймами — предприниматели обращаются в фонд. Он же становится для бизнеса и палочкой-выручалочкой в вопросах поручительства.

— Сначала предприниматель обращается в банк, — рассказывает Юлиана Трибой. — Если банку его гарантии кажутся недостаточными, бизнесмен может прийти к нам. В течение нескольких дней фонд собирает информацию о заемщике и, если все в порядке, заключает с ним договор и дает свое поручительство в банке.

За свои услуги Фонд содействия кредитованию малого бизнеса берет всего 1,75 процента от суммы поручительства — в принципе, небольшая плата за возможность встать на ноги.

Большим спросом, по словам представителей банков, у нынешних бизнесменов пользуются и кредиты на выкуп недвижимости. Это, кстати, логично. По мнению экспертов, полноценное долгосрочное развитие бизнеса в арендуемом помещении практически невозможно — ведь владелец здания в любой момент может просто отказаться от продления арендного договора. Не проще и бизнесменам, арендующим землю или офис у городских властей — те тоже могут неожиданно решить, что актив лучше, к примеру, передать инвестору. А для многих представителей малого бизнеса, вложившихся в покупку и установку техники, не запланированный переезд может стать настоящим крахом — на демонтаж и перевозку оборудования у таких компаний денег нет. Понимая это, бизнесмены все чаще задумываются о выкупе здания в собственность.

— Предпринимателям выгоднее купить здание, чем постоянно его арендовать, — объясняет Константин Мороз. — К примеру, в банке «Санкт-Петербург» сегодня можно взять кредит на сумму до 70 процентов от стоимости выкупаемого здания под 13 процентов годовых. То есть бизнесмену нужно накопить всего 30 процентов стоимости — вполне доступные деньги.

— Мы подсчитывали, — дополняет Екатерина Алексанина, — что ежемесячные выплаты по кредиту на бизнес-недвижимость, если его взять на 10 лет, вполне сопоставимы с арендной платой. Разница только в том, что через 10 лет бизнесмен получает это здание в собственность.

Нуждаются петербургские бизнесмены и в лизинговых кредитах.

— Развитие бизнеса вынуждает современных предпринимателей все время модернизироваться, закупать новую технику и оборудование, — подчеркивает Андрей Васютин.

Кстати, новой волны кризиса банки, по словам их представителей, не ожидают. И сворачивать кредитование или ужесточать его условия не собираются.

— О второй волне кризиса говорят с 2009 года, — отмечает Александр Хайкинсон. — Всегда найдутся аналитики, которые скажут, что ситуация скоро ухудшится. Промсвязьбанк не останавливал кредитование и поддержку своих клиентов и в кризисное время, не видим причин для ухудшения условий и сейчас. Программы, которые мы предоставляем, взвешены и просчитаны таким образом, чтобы заемщики могли обслуживать взятые кредиты.

Ученье — свет для бизнесменов

Впрочем, даже если выдать кредит предпринимателю пока нельзя, банки от потенциального клиента не отказываются. А их представители признаются, что в условиях конкуренции, существующей сегодня, за каждого клиента необходимо всеми силами держаться. Если бизнесмену нельзя выдать кредит, банки предложат ему целый набор других услуг — от зарплатного проекта до счета на выгодных условиях. Работают они и как финансовые консультанты, подсказывая, какой кредит лучше выбрать.

А вот контроля в этой сфере нет. Основным критерием эффективности выданного кредита для банка является его возврат. Если бизнесмен сумел вернуть взятые деньги — его кредитная история получает «плюсик». А вот выжал ли он из этого кредита максимум, банки обычно не волнует.

— Мы оцениваем эффективность выданных кредитов, — говорит Александр Хайкинсон, — главным образом по своевременности платежей. При этом наши специалисты всегда готовы проконсультировать клиента, посоветовать, какой наш продукт будет для него более выгоден. Сегодня ситуация на рынке такова, что привлекать заемщиков банкам нужно не только размером процентных ставок, но и сервисом.

— Клиент без внимания никогда не остается, и наши консультанты всегда готовы помочь ему выбрать оптимальный для него вариант. Кстати, при этом определенные выводы банки все-таки делают, — дополняет Андрей Васютин. — Если кредит был выплачен и заемщик хочет взять еще один кредит, мы оцениваем его бизнес, смотрим на то, как изменились объемы производства и сбыта продукции, увеличился ли штат после прежнего кредита и контрактная база.

Недостатком контроля грешит и государство. По мнению экспертов, это существенный недочет.

— В идеале, работу каждого предприятия, получившего грант, нужно отслеживать, — рассуждает Александр Ольховский, — смотреть, появились ли новые рабочие места, увеличились ли налоговые отчисления. Тогда на вопрос налогоплательщиков: «Почему деньги были переданы третьему лицу?» — можно будет уверенно отвечать: «Потому что это третье лицо вскоре вернет деньги с прибылью — в виде налогов и новых рабочих мест». Кстати, лет 10 назад схожая программа работала в Гатчине. И она показала потрясающую эффективность — на каждый выданный рубль поддержки бюджет города получал едва ли не 10 рублей.

По мнению Александра Ольховского, контроль необходим еще и для того, чтобы новоиспеченные бизнесмены ответственнее относились к полученным деньгам. Дело в том, что многие люди — особенно молодые — редко представляют себе, насколько тяжела работа частного предпринимателя. Они открывают свое дело, не имея понятия о принципах маркетинга, исследованиях рынка и бизнес-планировании. И зачастую, естественно, прогорают.

Неграмотностью грешат и люди постарше. Хороших управленцев на бизнес-рынке Петербурга катастрофически не хватает. Правда, в последнее время, отмечают эксперты, предприниматели начали это понимать и пошли учиться. В этом сыграло роль и развитие большого количества ресурсных обучающих центров. Если раньше самыми популярными вариантами обучения среди начинающих и действующих бизнесменов были президентская программа и программы Межрегионального образовательного центра, то в последнее время популярно обучение, предоставляемое Центром развития бизнеса Сбербанка. В центре регулярно проводятся семинары для предпринимателей. Что ценно — бесплатные. И для всех желающих. Их, кстати, немало. По данным Екатерины Алексаниной, осенью и зимой на семинары собирается до 40 человек. Причем наибольшим спросом пользуются бухучет и консультации по налоговым вопросам.

Проблем у малого и среднего бизнеса в Петербурге, конечно, еще немало. Однако работа над ошибками, по мнению экспертов, не прекращается. Сейчас в правительстве города разрабатывается программа поддержки, призванная помочь частным предпринимателям развиваться. Благотворно сказывается и конкуренция среди банков, которые начинают придумывать все новые способы продемонстрировать свою лояльность бизнесменам. А это значит, что экономика понемногу начинает все-таки ориентироваться на свой хребет.

Цифры

По данным компании AnalyticResearchGroup (ARG), уже в 2010 году показатели рынка кредитования малого и среднего бизнеса значительно улучшились. Тенденция роста объема выданных малому и среднему бизнесу кредитов продолжается и в 2011 году. По сравнению с результатами первого квартала 2010 года, за первые 3 месяца 2011 года рынок кредитования малого и среднего бизнеса увеличился на 38,8%.

Справка

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП разных стран

США  -  70 процентов

Германия  -  50 процентов

Италия  -  60 процентов

Испания  -  50 процентов

Франция  -  45 процентов

Финляндия  -  50 процентов

Япония  -  78 процентов

Россия  -  14 процентов.                         

Татьяна ПЕСИНА, фотография с сайта bravica.su








Lentainform