16+

Депутаты Госдумы не считают, что у гаражей, которые будут сносить, есть рыночная цена

26/09/2011

Депутаты Госдумы не считают, что у гаражей, которые будут сносить, есть рыночная цена

В среду городской парламент решил, наконец, проблему сноса гаражей, приняв внесенный «Единой Россией» закон о компенсациях их владельцам. Многие годы город сотрясали гаражные скандалы, но заняться проблемой депутаты смогли только за два месяца до собственных выборов. Новый закон почти буквально повторяет гарантии гаражникам, которые Смольный давал в июне 2008 года. И которые никого ни от чего не спасли.


                     Борьба Россий

Еще в самый расцвет царствования Валентины Матвиенко, после очередной волны гаражного возмущения, 17 июня 2008-го Смольный принял постановление «О мерах по обеспечению и защите прав жителей Петербурга, являющихся владельцами гаражей». В нем владельцам сносимых гаражей на выбор предлагалось 3 варианта: власти выделяют им участок, на котором они могут за свой счет построить многоярусный паркинг, новые гаражи, либо организовать открытую стоянку. В случае невозможности выделить участок – выплачивается компенсация, объем которой определяют городские власти.

Но никакого эффекта, кроме незначительного пиара Смольного, это постановление не имело. Активист независимого профсоюза владельцев гаражей «Рубеж» Алексей Баженов смог вспомнить лишь один пример, когда гаражники попытались построить паркинг. Денежные компенсации, по его словам, также носят единичный характер и не соответствуют реальной стоимости гаражей. В частности, в гаражном кооперативе «Парнас-3», где было снесено 9000 гаражей, в том числе и его собственный, рассказал Алексей Баженов, никаких компенсаций никто не получал.

Не смогла инициатива Смольного предотвратить ни одного гаражного конфликта, которые потрясали город все последние годы. Год назад на Парнасе строили в буквальном смысле баррикады, а нынешним летом гаражи были снесены даже в Автове, у непосредственных избирателей Валентины Матвиенко за две недели до ее выборов (что, однако, не помешало ей набрать 94% – вот как незлопамятны петербуржцы!).

Теперь те же самые гарантии гаражникам оформлены в виде закона, принятого в среду во втором чтении, с единственными существенными дополнениями – участки земли, выделяемые для строительства новых паркингов или стоянок, могут находиться от снесенных гаражей не далее чем соседний микрорайон. И выделяться они должны не после сноса, а до.

Принципиально в новом законе то, что владельцы гаражей получают за свое имущество компенсацию фактически в виде материальной помощи от государства (или инвестора, если гаражи сносят в рамках инвестпроекта). Объем компенсаций город устанавливает по своему усмотрению, инвестор – по договоренности. На этом подходе настаивала и провела его в законе «Единая Россия». «Справедливая Россия» требовала, чтобы компенсация выплачивалась исходя из рыночной оценки уничтоженного имущества.

Закон с такими предложениями эсеры подготовили несколько лет назад и постоянно пытались внести в повестку дня, но парламентское большинство отказывалось его обсуждать. Глава Комитета по законодательству единоросс Виталий Милонов заявил Online812, что «то, что написал Нилов, обсуждать было невозможно», поскольку гаражи не являются объектом недвижимости и рыночной стоимости не имеют.

Движимое или недвижимое

«Есть признаки недвижимого имущества, очерченные Гражданским кодексом, из которых следует, что гараж не является объектом недвижимости, – заявил Милонов Online812, – если проводить его рыночную оценку, то она будет равна стоимости железа с его крыши и кирпича от стен. Это будет гораздо меньше, чем та компенсация, которую мы предлагаем». «Наша позиция – человек должен получить за снесенный гараж такие деньги, которые позволят ему без дополнительных затрат купить аналогичный, – заявил Олег Нилов, – закон, предложенный «Единой Россией», этого не гарантирует». По его мнению, ничто не мешает признать гараж объектом недвижимости – это вопрос политический. С предложением выплачивать компенсации по рыночной цене выступала и КПРФ. Еще один принципиальный момент – эсеры предлагали распространить действие закона на все гаражи, снесенные с 2006 года. Единороссы провалили эту поправку.

Юристы, с которыми поговорил Online812, уверенно могли сказать лишь, что металлический гараж, который можно поднять краном, объектом недвижимости не является. Поскольку ст. 130 ГК определяет недвижимость как то, «что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения». Таким образом, кирпичный или железобетонный гараж теоретически под это определение подпадает. Однако зарегистрировать право на такой объект недвижимости у его собственника вряд ли получится, так как договоры аренды на землю под сносимыми гаражами либо закончились, либо расторгнут.

Суд за гаражи

Как раз в день, когда «Единая» и «Справедливая» России спорили в парламенте, имеет ли гараж рыночную стоимость, вступило в силу решение Смольнинского суда по иску владельцев снесенных гаражей на Ситцевой, 27, к компании «Скит на Ситцевой», которая их снесла. Сюжет классический: железобетонные и кирпичные гаражи построены при советской власти, с наступлением капитализма земля была в аренде, срок которой закончился. Город продал участок инвестору, инвестор все снес.

«У нас была оценка, проведенная независимым оценщиком, – рассказала городу юрист Евгения Бурмасова, представлявшая в суде интересы истцов. – Ответчик как раз настаивал на том, что гараж – не объект недвижимости и ущерб нанесен не был. Но это не имеет значения, как не имеет значения и то, что срок аренды земли под гаражом у Общества автомобилистов закончился. У любого имущества есть стоимость. Согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда.

Гаражи были оценены независимой оценкой от 115 до 140 тысяч рублей. По многим искам Смольнинский районный суд встал на нашу позицию. Его решение было обжаловано в городском суде, но он тоже поддержал нас, и, таким образом, оно вступило в законную силу». По словам Евгении Бурмасовой, судиться со «Скитом на Ситцевой» сложно, поскольку один из его учредителей является представителем общественности в квалификационной коллегии судей. Сейчас, рассказала она, в суде больше сотни исков по одному только этому гаражному кооперативу. Районный суд выносит решения то в одну, то в другую сторону, но городской суд в основном поддерживает гаражников.

Впереди у закона третье чтение, в ходе которого никаких принципиальных изменений теоретически он претерпеть не может. Однако гаражей в Петербурге порядка 400 тысяч, то есть этот вопрос непосредственно затрагивает никак не менее 1 миллиона избирателей. А выборы 4 декабря.                          

Станислав ВОЛКОВ








Lentainform