16+

Какие проекты в Петербурге могут пойти под нож в случае второй волны кризиса

26/09/2011

Какие проекты в Петербурге могут пойти под нож в случае второй волны кризиса

Вторая волна мирового кризиса, которую ждали два года, вроде добралась до России. А если не добралась, то доберется, говорят многочисленные эксперты. Чем это грозит экономике Петербурга?


                Рубль за последние два месяца растерял более 15 процентов от накопленной за два последних года силы. Акции в Москве, Нью-Йорке и Гонконге теряют по 5 – 6 процентов за торговый день. Среди финансовых новостей – все больше знаков того, что отчасти повторяется сценарий 2008 года. На рынках ощущается нехватка денег, по прогнозам экспертов, эта проблема будет усугубляться. Крупнейший в России Сбербанк уже ищет деньги на Западе для поддержания ликвидности: в Лондоне он ведет переговоры о займе на 2 миллиарда долларов. О том, что ситуация может развернуться к худшему сценарию, на днях предупредил глава Всемирного банка Роберт Зеллик.

Как это все может ударить по Петербургу? С точки зрения наполняемости бюджета, который сильно зависит от нефтяных компаний, пока все выглядит неплохо: цены держатся на высоком уровне, значит, с доходами у нефтяников все в порядке. Но если рынки начнут задыхаться от нехватки денег, то российские банки и крупные компании в первую очередь будут обслуживать свои кредиты, которые они взяли за рубежом в валюте. И именно на это, а не на финансирование стратегических проектов в Петербурге, будет уходить львиная доля их доходов.

В 2008 году из-за этого на время были остановлены проекты реконструкции Пулкова и строительства ЗСД. Сейчас их взялся строить банк ВТБ, но никто не знает, какое решение примет его менеджмент в случае краха рынков. То же самое можно сказать и про других крупных инвесторов в городе – владельца электростанций «Газпром», намывателя земель в заливе «Новатэк», «Магнитку», «Северсталь» и «Силовые машины» с их производственными проектами, и ряд других.

Отдельная проблема может возникнуть у инвесторов, которые ориентированы только на внутренний рынок, – это иностранные автопроизводители и фармацевтические компании. До доходов простых смертных кризис может добраться благодаря тому, что импортные товары подорожают из-за ослабления рубля, что подогреет инфляцию. На руку инфляции сыграют и ставки по кредитам, которые могут вырасти из-за проблем на финансовом рынке. Все это взятое вместе ударит по внутреннему спросу – и у петербургских автозаводов, и других производителей начнутся проблемы со сбытом. Такие же, как в 2008 – 2009 годах.

Но между 2011 и 2008 годами есть и большая разница. Нынешней власти нужно переизбраться в декабре и весной. Причем не абы как, а с сокрушительным результатом – такие уж у нее, у власти, слабости. Чтобы не дать избирателям обидеться на правителей, власть обещает пролить над страной золотой дождь – раздать триллионы рублей буквально на все. Экономисты понимают: это до выборов. Министр финансов Алексей Кудрин пару недель назад в Петербурге признал: после выборов нужно либо повышать налоги, либо сокращать расходы бюджета. Вторая мера ударит лишь по каждому второму (по оценкам, у нас половина экономики завязана на бюджетные вливания), первая мера –по каждому первому, потому что увеличит цены на товары и услуги. Так что до выборов кризис заметят только те, для кого чувствительны колебания курсов валют, но после выборов всем может мало не показаться.

Крупнейшие петербургские компании – ЛСР, «Эталон», банк «Санкт-Петербург», «О`Кей», «Лента», ведущие производители товаров – за последний месяц-два уже успели сделать заявления, смысл которых заключается в том, что все хорошо, спрос есть, будем и дальше строить, продавать и расширяться. Впрочем, в 2008 году они и другие говорили то же самое.

Комментарий

Александр ХОДАЧЕК, директор петербургского филиала «Высшей школы экономики» – о перспективах крупных проектов в Санкт-Петербурге:

– Если волна нынешнего финансового кризиса поднимется еще выше, то городским и федеральным властям надо будет определиться, какие инвестиционные проекты в Петербурге для них приоритетны. На продолжение именно этих проектов могут быть выделены государственные деньги,  облегчены условия кредитования в госбанках или предприняты еще какие-либо меры поддержки на государственном уровне.

На мой взгляд, прежде всего власть заинтересована в продолжении инфраструктурных проектов, имея в виду как инженерную, так и транспортную инфраструктуру. Речь идет о достройке Западного скоростного диаметра, развитии аэропорта Пулково, обустройстве Кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, приведении в порядок внутригородских дорог, а также о модернизации  городских ТЭЦ. А таким проектам, как «Невская ратуша» (так называемый Смольный-2) или легкое метро, видимо, придется подождать лучших времен...

Падение финансовых рынков, думаю, может привести к тому, что в сторону будут отложены проекты, находящиеся в начальной стадии реализации, не до конца просчитанные или просто спорные.                            

Евгений НИКИТИН








Lentainform