Бизнесмен Александр Ебралидзе выставил на продажу отель «Талион» на Большой Морской – об этом стало известно на прошлой неделе. Кроме девелоперских проектов Ебралидзе известен заявлением о готовности баллотироваться в президенты Грузии.
С чем связано нынешнее желание бизнесмена расстаться с дорогостоящим объектом – сменой власти в Петербурге или экономическими причинами (в частности, говорят, что клуб «Талион» без казино окупаться не может)? Online812 спросил у экспертов, почему продается «Талион» и кто его может купить за 12 миллиардов рублей?
Дмитрий СИНОЧКИН, шеф-редактор ИИЦ «Недвижимость Петербурга»:
]
– Возможно, Ебралидзе понадобилась крупная сумма для других планов, других проектов. Если не ошибаюсь, у него есть некие политические амбиции. Не знаю, правда, насколько они определенные.
«Талион» как объект коммерческой недвижимости задумывался и строился под достаточно высокий уровень деловой активности. Это недешевый объект, и тут не очень ясно, каковы перспективы его дальнейшего использования: будет ли он успешным, удастся ли отбить вложенные деньги. Для продажи сейчас момент не самый лучший: индексы падают, падает стоимость бизнеса по всему миру. Продавать на падающем рынке – это от нужды.
Не знаю, был ли «Талион» выгодным. Это не такой прозрачный бизнес, чтобы можно было судить о его доходности. Доходность считают для пищевой отрасли и для медицины, потому что их покупают всегда. Дорогой центр, гостиница – это другое. Проект хороший, место – супер – для человека, который хотел сделать богато – и сделал богато. Имперская стилистика, много позолоты…
А кто купит – это вопрос денег. Если продавать за полцены – шанс высокий. Я не знаю, сколько он хочет. То, что писали про 12 миллиардов рублей, вряд ли имеет отношение к реальности. А с большой скидкой продать можно и сейчас, но и то придется поискать. А вообще перспективы продаж туманные. Думаю, поиск покупателя продлится достаточно долго. Может быть, год-полтора.
Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ, руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства:
– «Талион» относится к таким штучным проектам, где все финансовые показатели замкнуты на фигуре девелопера: он все знает и сам определяет, зачем ему бассейны на Невском проспекте и прочее – либо это действительно выгодно, либо это понты, которые дороже денег.
Почему продает, можно только гадать. Есть целый ряд девелоперов, которые, выстроив отношения с одним губернатором, уже не хотят перестраиваться под другого. Ведь те чиновники, к которым он привык приходить с благодарностью, могут сказать: времена изменились и сейчас, даже получив такое большое спасибо от вас, не могу решить ваши вопросы. А любые проекты в центре города требуют пристальной опеки властей предержащих. Может быть, он что-то такое утратил. Хлопнул же дверьми Сопромадзе в свое время, хотя когда-то он ногами открывал дверь в смольнинские коридоры. Здесь много неясного, проект был непубличный.
Что касается условий для продаж, то было и хуже. Я бы не сказал, что сейчас невыгодно продавать. 12 млрд, о которых пишут, – это чересчурная цена. Видимо, Ебралидзе считает, что раз это эксклюзивный товар, то он может заявлять эксклюзивную цену. Возможно, кто-то почувствует себя эксклюзивным покупателем и это купит. Вообще покупатель должен относиться к этому, как к коллекционному продукту. Когда вы покупаете что-то для коллекции, цена хоть и имеет значение, но важнее бывает что-то обозначить своей покупкой. Недавно, например, куплен был «Пассаж». Понять, каким образом можно сделать его окупаемым в те сроки, в которые обычно окупается торговый объект, очень трудно. Это имиджевая покупка, которая обозначит серьезность инвестора на рынке.
Решение Ебралидзе заняться заводом в Торжке – это реальный бизнес. И то, что он большую часть продукции направляет за границу, показывает, как пессимистически он рассматривает перспективы зарабатывания здесь. Он создал предприятие, которое работает здесь, а зарабатывает там. Это мечта каждого бизнесмена.
Леонид САНДАЛОВ, заместитель директора АН «Бекар»:
– Такие продажи – дело обычное. Почему Михаил Прохоров «Норильский никель» продавал? Почему General Motors купил Opel в свое время? Почему в бизнесе одни фирмы продаются, а другие покупаются – вопрос риторический. Если Ебралидзе это выгодно или у него есть новый проект, в который он хочет вложиться, то это естественно – продавать что-то. Скрытые пружины этого механизма вряд ли кто-то когда-то узнает. Это гадание на кофейной гуще. В любом случае, о проблемах, какие были у Сопромадзе, который продавал в городе кучу проектов, я пока не слышал.
Выгодно сейчас продавать или нет – нельзя предсказать. Ни один эксперт не предсказал бурного роста цен в начале 2008 года. И сейчас ситуация неопределенная: с одной стороны, идет рост цен на недвижимость, с другой – слухи о второй волне кризиса. Прогнозы совершенно разные. Видимо, тут он какими-то своими прогнозами руководствуется и считает, что условия нормальные.
Покупателем может стать любой богатый человек. Это однозначно престижно, «Талион» – элитное место по всем параметрам. Чтобы говорить о выгоде, нужен тщательный экономический просчет, сейчас я не могу сказать ничего определенного.
Анастасия ДМИТРИЕВА
- Петербуржцам на стоит сильно жаловаться на отсутствие лекарств, потому что мы живем «в обстановке, «приближенной к боевой»
- Закончились чипы. Биометрический загранпаспорт перестали выдавать в Петербурге
- В Петербурге много вакансий и мало соискателей, даже на «работу мечты»
- Зацелуют до смерти. Пропагандисты с российских телеканалов могут лишить Дональда Трампа шансов в президентской гонке
- Финны активно заказывают оскорбительные надписи на снарядах, предназначенных Украиной для отправки на фронт
- Градозащитники бьют тревогу — на Охтинском мысу, по остаткам средневековых крепостей, разъезжает тяжелая техника
- В феврале нас ожидают длинные выходные - спасибо праздникам
- Неспособность запоминать числа может быть ранним признаком слабоумия. Врачи учатся выявлять деменцию на ранних стадиях
- В Испании взят под стражу пенсионер, которого подозревают в связях с Россией и отправке зловредных писем чиновникам и дипломатам
- Российское "проклятье" H&M. Компания потеряла за день 8 процентов своей стоимости по результатам года