16+

Откровения сотрудника петербургского жилкомсервиса

28/09/2011

Откровения сотрудника петербургского жилкомсервиса

ЖКХ – больная тема для каждого горожанина. Сложно в современном Петербурге найти обывателя, полностью удовлетворенного качеством обслуживания его дома. Почему же жилищные компании не могут функционировать так, чтобы люди были довольны их работой? Кто и что им в этом мешает? Об этом мы спросили начальника диспетчерской службы одного из жилкомсервисов. Имя свое он предпочел не раскрывать, но о проблемах пообещал рассказать без утайки.


                  – Изменилось ли за последнее время количество жалоб от жильцов?
– Я бы так не сказал. Цифры, конечно, стали выше, но причина роста в другом. Процесс приема заявок во многих компаниях улучшается. Создаются call-центры, где диспетчеры ведут работу по приему обращений круглосуточно и успевают принять все входящие звонки. Используется единая городская информационная система, ведущая учет всех принятых заявок.
Но такие изменения очень трудно прокладывают себе дорогу. Сейчас я понимаю, что исполнительные подразделения жилкомсервисов и районные администрации противятся нововведению, потому что не хотят, чтобы их деятельность стала прозрачной. Когда все заявки и жалобы стекаются в одно место, утаить или приписать их значительно сложнее.

– Вы говорите, что диспетчеры стали работать лучше. Но люди все равно часто жалуются, что их заявки на ремонт не выполняются. Почему?
– Здесь есть две причины. Первая – низкий социальный статус сотрудников ЖКХ. Это низкие оклады, непрестижность профессий, постоянная, иногда несправедливая критика. При этих условиях зачастую устраиваются работать маргиналы. А с них какой спрос? Такой сантехник или электрик вполне может взять, да и не пойти на вызов. Или сказать напарникам, что отправился обедать, – и уйти домой.
Вторая причина – авральные и срочные работы. Понятно, когда происходит авария. Но часто руководителей ЖКС дергает администрация районов, требуя срочного ремонта какого-то объекта. Причем, как я заметил, часто этот ремонт – не срочный и вполне может подождать. На такие ремонты, по моим подсчетам, ежемесячно у каждой жилищной компании уходит примерно миллион рублей. А ведь эти деньги были запланированы на другие цели.
Еще одна сторона взаимодействия с местной властью до недавнего времени выглядела так: звонит директору компании глава районной администрации, требует прибыть. Тот приезжает. Сначала получает головомойку за плохую работу, а потом – указание передать часть подрядов жилкомсервиса какой-нибудь коммерческой фирме. Позднее часто выясняется, что эта фирма деньги освоила, а работу не сделала.

А вообще скажу так: все беды из-за отсутствия нормального планирования, – продолжает наш собеседник. – Конечно, планирование – дело сложное. У каждой компании на балансе примерно 500-700 домов. Это огромный механизм, которым нельзя управлять халатно и позаявочно. А наша система сейчас управляется именно так. Прорвало – залепили дырку и забыли. Опять прорвало – вспомнили, что плохо залепили, начали снова ремонтировать. А ремонт должен быть плановым, по мере износа оборудования, а не по факту аварии. Но такой подход требует долгосрочного планирования, а им у нас заниматься не умеют и учиться не хотят – не только в сфере ЖКХ, но и в других отраслях. Потому что долгосрочные проекты не направлены на быструю прибыль, и их результаты сразу не видны, а современным руководителям важнее отчитаться перед вышестоящим начальством. Вот они и занимаются показухой. Наглядный пример – зима 2009-2010 годов. Хаос, связанный с уборкой дорог. Знаете, почему он был? Потому что отсутствовало взаимодействие между дорожными службами, жилищными компаниями и ГИБДД. Они не помогали, а мешали друг другу работать. По идее, такая ситуация должна была навести власти на мысль: надо разработать какой-то регламент их взаимодействия, распределить ответственность. Но не навела. И, когда началась следующая, опять очень снежная зима, службы снова сталкивались нос к носу, и не трудились слаженно.

- Но ведь жилкомсервисы тоже хороши! В последние две зимы несколько человек погибли из-за сосулек, снег не убирали ни во дворах, ни в городе.
– Но при этом люди работали. Причем тяжело и практически без отдыха. Мне, например, было очень обидно, когда той зимой Валентина Ивановна кричала, что все мы – бездельники. А я точно знаю, что у людей выходных просто не было! Их выгоняли на работу под угрозой штрафов, лишения премии. И они трудились. Другой вопрос, что у нас не хватает техники. В прошлом году купили машины для уборки снега – и что? Кто-нибудь их увидел? Где они работали?
Есть и еще, конечно, проблемы. Новогодние каникулы, например. В том году мы после каникул выходили на улицу и фотографировали состояние города. А потом сравнивали с фотографиями блокадного Ленинграда. Один в один! Не должно быть у жилищных и дорожных служб таких долгих каникул. Проблемы и с крышами – особенно это касается домов старого фонда. К сожалению, специфика их кровли такова, что сосульки там будут образовываться постоянно. Единственное, что поможет, – глобальная реконструкция кровель. Но на это нужны очень большие деньги.
25 процентов петербуржцев – неплательщики

– В последние несколько лет в сфере ЖКХ постоянно проводились реформы. Они принесли пользу?
– Да, реформы, конечно, проводились. Но результата нет. Да и реформ-то по большому счету не было. К примеру, одна из них заключалась в том, что был сформирован некий федеральный фонд, средства которого должны были быть направлены на обновление жилого фонда. Эти деньги до сих пор расходуют – но непонятно кто и неизвестно куда. Кто-нибудь видел программу обновления жилищного фонда, направленную на улучшение конкретных условий проживания? Покрашенные подъезды и фасады – это пыль в глаза. Жилкомсервисы живут на деньги, которые им выделялись и раньше, – около 30 миллионов рублей ежемесячно. Кажется, что сумма огромная. Но после выплаты налогов, зарплаты сотрудникам, да еще с учетом инфляции денег остается значительно меньше. И на них невозможно нормально содержать 700 многоквартирных домов.

– Но ведь и жильцы платят компаниям за работу…
– Не все. Примерно 25 процентов жильцов – неплательщики. Что интересно, это либо очень богатые люди, либо маргиналы. Пенсионеры, к примеру, платят исправно. А маргиналы многого не требуют, готовы жить при минимальном комфорте. Но именно они часто вредят: бьют лампочки и стекла в парадных, ломают лавочки, жгут кнопки лифтов…

– А почему тарифы постоянно растут?

– Это уже вопрос не к нам. Регулярно растут не жилищные тарифы, а коммунальные. Жилищные тарифы повышались только в прошлом году. А до того долгое время были неизменными. Я вам больше скажу: зачастую жилкомсервисы и своих-то денег не видят. Жильцы платят в ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования «Жилищное хозяйство» (ВЦКП). И уже оттуда компаниям перечисляют заработанные ими деньги. Иногда, кстати, наши бухгалтеры, чтобы выплатить зарплату сотрудникам, едут в ВЦКП и буквально выпрашивают деньги. Часто предприятия-монополисты – энергетики, «тепловики» – вешают на жилкомсервисы лишние траты. Просто сообщают, что был перерасход, – и ЖКС вынуждены платить, даже если по факту этого перерасхода не было. А это опять же деньги, которые компании могли бы пустить на благоустройство и обслуживание домов.
И еще один вопрос, который меня, как сотрудника этой сферы, очень интересует. Куда уходят штрафы, которые жилкомпании платят различным ведомствам за якобы или на самом деле невыполненную работу? Ведь это деньги жильцов. А их забирают контролирующие организации – технадзор, государственное учреждение «Жилищное агентство», все те же администрации районов… Почему бы в таком случае не возвращать деньги жильцам?

– С ваших слов получается, что ЖКС едва ли не нищенствуют. А говорят, что руководители жилищных компаний – очень богатые люди. Это правда?

– Есть, конечно, и богатые, но не все. В основном хорошо живут те, кто дружит с районной администрацией. Но, к примеру, про Москву я слышал, что за пост директора жилкомсервиса там нужно отдать около миллиона долларов. В Петербурге такого и близко нет. Здесь директорам очень важно другое – дружить с районной администрацией. Тем, кто с ней дружит, работать значительно проще: меньше нареканий, ниже штрафы, а процесс получения денег из различных фондов на ремонты и реставрации – короче. Эта дружба помогает директорам и устроиться на работу и потом ее не потерять. К примеру, в прошлом году Валентина Матвиенко уволила нескольких директоров жилкомсервисов – так они в других жилкомсервисах сейчас работают.                    

Татьяна ПЕСИНА («МК» в Питере»)

Вы очень занятой человек, ваше время расписано по минутам и выкраивать время для того, чтобы простаивать на почте, ожидая своей очереди, чтобы оплатить коммунальные услуги, вам совсем не с руки? Специально для вас оплата коммунальных услуг через интернет. Наш сайт www.a-3.ru поможет вам экономить свое время.











Lentainform