16+

Марат Гельман - о фильме Звягинцева «Елена»

29/09/2011

Марат Гельман - о фильме Звягинцева «Елена»

Вначале о формальном: - Сюжет «чисто английское убийство», десятки книг с таким сюжетом наверно и фильмов. Престарелый богатый чел, разговоры про наследство, дочь, жена, дети жены.


             – архетипы главных героев из русской классики.
– стиль повествования как в лучшем советском кино,
– ситуация – из сегодняшней нашей реальности
– камера и монтаж не арт-хаус, но и не «сюжетный реализм», более внимательна к живописной фактуре,  статична.

Эта неспешность дает тебе возможность не только следить за происходящим на экране, но  тут же обдумывать смысл происходящего.  То есть формально фильм получился очень красивым, цельным, культурным, как пис оф арт.

Теперь о смысле:

Социальное расслоение. Как будто два разных вида разумных существ. Палитры чувств, паттерн поведения – все разное. Одни и те же слова имеют разный смысл. Существа эти  пересекаются только в экстренных ситуациях. Водители при аварии на дороге,  больной и медсестра в больнице. Случайно встретившись они могут трахнуться, даже жениться, но от-того не перестают быть разными. То что один считает нормальным – другой предатеьством и наоборот.  Одни могут перенять повадки других и только.

Звягинцеву удалось, хотя он очевидно относится к одной из этих социальных групп, не стать на ее сторону.  Мне кажется это очень важное достижение режиссера. Дистанция, не морализаторство, а диагноз. Или предупреждение. 

Деньги. Это нечто новое, точнее, в советское время хорошо и накрепко забытое, старое. Это то что нас ждет. Замужество за деньги. Наследства, мгновенно проматываемые отпрысками, убийства женою мужа, детьми – родителей – ради денег.  Это все так знакомо по литературе и так далеко. Уже не далеко. Уже надо сомневаться в чувствах близких людей. Уже надо составлять брачные договора и завещания.  Договариваться в присутствии адвоката. Думать о безопасности с женой в постели, с другом на рыбалке. 

Кровь. По Звягинцеву получается, что искренние чувства, без примеси  расчета – это только чувства к собственным детям.

З.ы. уже не по фильму, но в связи с ним, подумал, что «доверие» это чуть ли не основной ресурс, к которому имеет смысл стремиться. Потерял доверие и жизнь превращается в ад. Некому довериться – другой ад.

з.ы.ы. поздравляю Лешу Роднянского, продюсера фильма, с очевидной удачей. Рад что мы друзья и что у тебя так все хорошо.                       

maratguelman.livejournal.com








Lentainform