16+

Почему новое руководство Смольного хочет «похоронить» крупные проекты Матвиенко

03/10/2011

Почему новое руководство Смольного хочет «похоронить» крупные проекты Матвиенко

Слова Георгия Полтавченко о том, что он будет продолжать все лучшие начинания своей предшественницы, сказанные им во время назначения в ЗакСе, немного разошлись с делом.


                    Официально поставлена под сомнение экономическая целесообразность целого ряда инвестиционных проектов времен Валентины Матвиенко, в том числе Ново-Адмиралтейский мост и Орловский тоннель. Говорят, что дело здесь – не только в деньгах, но и в борьбе за сферы влияния в Смольном.

На первом заседании городского правительства под руководством Георгия Полтавченко в середине сентября было объявлено, что из проекта бюджета на следующий год убирают 200 миллионов рублей, выделенные для компенсации Адмиралтейским верфям за изъятие у них земли под строительство Ново-Адмиралтейского моста.

А в начале прошлой неделе «Фонтанка» и «Коммерсант» опубликовали выдержки из писем нового экономического вице-губернатора Сергея Вязалова старому инвестиционному вице-губернатору Юрию Молчанову, в котором он критично оценивает и предлагает отказаться от Орловского тоннеля и моста на остров Серный. Затем сам вице-губернатор подтвердил это, расширив список за счет Ново-Адмиралтейского моста, легкорельсового трамвая до Пулкова и Дворца искусств на месте Василеостровского трампарка. Но и этот список, возможно, не полный. Официальное объяснение: необходимость экономить деньги в преддверии весьма вероятного кризиса.

Однако, как явствует из цитируемых писем, у вице-губернатор существуют принципиальные претензии к проектам. Строительство моста через острова Серный он считает нецелесообразным, а Орловский тоннель, строительство которого ведется по схеме ГЧП, – выгоден скорее инвесторам, нежели городу. Написаны письма в достаточно ультимативном тоне.

Проще всего будет покончить с Ново-Адмиралтейским мостом, его строительство остановлено решением суда. Теперь депутат ЗакСа Алексей Ковалев в суде добивается расторжения контракта со строителями. После этого встает вопрос о земле, изъятой городом у Адмиралтейских верфей, за которую бюджет обязался заплатить 3,5 миллиарда рублей (из них уже заплачено 560 миллионов). Во время обсуждению бюджета в первом чтении в ЗакСе Алексей Ковалев потребовал отменить постановление об изъятии земли и вернуть уплаченные деньги в бюджет, но Георгий Полтавченко заявил журналистам, он не будет этого делать.

Как рассказали Online812 источники в Смольном, симпатизирующие Орловскому тоннелю (конкурс на его строительство в рамках ГЧП выиграла «Невская концессионная компания», которую связывают с фаворитом бывшей городской администрации депутатом Госдумы Виталием Южилиным), федеральный инвестиционный фонд уже заложил свою часть затрат в бюджет на следующий год. И если затормозить строительство, получится, что город отказывается от федеральных денег. Поэтому, прогнозируют они, назначат ревизию, которая незначительно понизит цену проекта, и все будет продолжаться. Сбудется ли этот прогноз, станет понятно во втором чтении бюджета, когда будут вноситься поправки о сокращении финансирования по тем или иным статьям.

Строительство Дворца искусств на Васильевском острове пока не начиналось, поэтому остановить проект будет несложно – к радости градозащитников, которые ратуют за сохранение исторического трамвайного парка.

Экономическая версия

Ряд источников уверены, что Сергей Вязалов принципиально против схемы ГЧП, которую так любила прежняя администрация. Из озвученного списка по крайней мере два объекта – Орловский тоннель и Дворец искусств – должны были реализовываться как частно-государственное партнерство.

В случае с тоннелем финансирование его осуществляется из трех источников: федеральный и региональный бюджеты плюс средства инвестора. Затем инвестор получает построенный тоннель и эксплуатирует его 30 лет, при этом город гарантирует определенный уровень доходности: если она будет ниже, бюджет доплатит. Даже сторонники этого проекта признаются, что окупаемости он не достигнет и доплачивать придется ежегодно.

Очевидно, что схема получается гораздо более непрозрачной, чем в случае обычного строительства за бюджетный счет. Традиционно механизмы ГЧП популярны в тех случаях, когда власти полагают, что занимать необходимую для строительства сумму им будет слишком невыгодно.

По мнению сторонников экономической версии, Сергей Вязалов уверен, что сможет получить дешевые кредиты на те стройки, которые действительно необходимы, и сэкономить на тех, в обоснованности которых сомневается.

Версия политэкономическая

Никто из источников Online812 не сомневается, что мотивы экономии в действиях вице-губернатора Вязалова присутствовали. Однако некоторые считают, что не только они. И видят в этой истории признаки противоборства между ним и Юрием Молчановым, который курирует все инвестиционные проекты.

Ряд источников считает, что в этом участвовал и бывший экономический вице-губернатор Михаил Осеевский. Одни полагают, что он пострадает от конфликта так как, отвечая в правительстве Матвиенко за экономику, был причастен ко всем проектам, обоснованность которых теперь ставится под сомнение. Другие, наоборот, считают, что Оссевский чуть ли не сам и подготовил аргументацию для писем Вязалова.

«Явно новая команда все замутила, – поделился с Online своим мнением один из экспертов, – передавать такие письма в СМИ – тут нужна широкая натура, очевидно московский почерк. В команде Матвиенко подобное не делали».

Эксперты говорят, что крупные петербургские инвестпроекты стоит разделить на три части. ЗСД и «Пулково» – экономически просчитанные проекты, с ними проблем не должно возникнуть. Девелоперские проекты – «Новая Голландия», «Апраксин двор» и другие – зависят от заинтересованности в них конкретного инвестора. Существенно повлиять на сроки реализации этих проектов Смольный не может. Наконец, Легкий трамвай, Ново-Адмиралтейский мост, Дворец фестивалей – экономически неочевидные идеи.

«С Пулковом все в порядке – это абсолютно внятный проект, над которым работает ВТБ с иностранным партнером. А что касается тоннелей и мостов, проекты надо просто пересчитать и вписать в рамки стратегии транспортного развития, – говорит начальник аналитического отдела инвестиционной компании БФА Денис Демин. – Это нормальное желание новой команды. Приостановиться на несколько месяцев, все тщательно проанализировать, а затем вернуться. А пока бюджетные деньги будут направляться на текущие расходы, да и приближающиеся выборы требуют социальных трат».

Известно, что представителям финансово-экономического блока Смольного советуют заказать экспертизу проектов сразу нескольким институтам и сравнить по получившиеся данные.

«Проблема еще и в том, что при прежнем правительстве происходило все шиворот-навыворот: принимались принципиальные решения о новых проектах – подписывались распоряжения – и только потом заказывались обоснования и экономические расчеты эффективности этих проектов», – сказал аналитик, просивший не назвать свое имя. – А решения принимались на основе просто общего понимания, что нужен новый мост, допустим».

Понятно, говорят эксперты, что город развивать все равно придется. И скорее всего от идеи государственно-частного партнерства Смольный не сможет отказаться – поскольку другой путь – привлечение крупных кредитных денег в бюджет вряд ли возможен. Выход регионов на долговой рынок не поощряется федеральным центром. «Увеличение бюджета за счет размещения облигаций вряд ли рассматривается всерьез, – говорит Денис Демин. – За последние 10 лет Петербург фактически ушел с долгового рынка. И на федеральном уровне новые региональные займы сейчас не поощряются. Вряд ли они будут поощряться и через полгода».

Сколько сэкономит бюджет в 2012 году при отказе от финансирования:

Ново-Адмиралтейского моста – 1,5 миллиарда
Моста через о. Серный и строительства набережных – 1 миллиард
Орловского тоннеля – 3,4 миллиарда
Средства на строительство Дворца искусств не заложены                       

Станислав ВОЛКОВ, Евгений НИКИТИН








Lentainform