16+

«Зачем простое действие, учащее обожать премьера, надо превращать в дорогостоящие сатурналии»

06/10/2011

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

У меня как у обозревателя нет выбора: на мою отчетную теленеделю пришелся грандиозный 12-й съезд «Единой России» и судьбоносное решение, избежать которого было трудно ввиду затруднительности самой ситуации.


                    Ведь Россия как тот вредный гусь из старого русского анекдота: на двоих мало, одному стыдно, откуда и все проблемы.

У 12-го съезда ЕР как зрелища было несколько составляющих. Во-первых, съезд ВКП (б) / КПСС. Конечно, на съезде ЕР не было приветствий от армии, ВЛКСМ и пионеров. Однако были бесконечные вставания: Медведев сказал, что выдвинул Путина – и все 11 тысяч участников съезда, собранные на стадионе в Лужниках, вскочили и зааплодировали. Еще раз упомянул Путина – все вскочили и зааплодировали. Путин вышел на трибуну – все вскочили и зааплодировали. Путин сошел с трибуны – все вскочили и зааплодировали. По степени единодушия и экстатичности поведения публики в зале тут было нечто не от брежневских съездов, а от знаменитого «Триумфа воли» Лени Рифеншталь. 

Во-вторых, монтаж речей Медведева и Путина, который был потом представлен в «аналитических» программах главных телеканалов, явил известную по временам соцреализма в советской прозе борьбу хорошего с лучшим, прогрессивного директора завода с еще более прогрессивным парторгом при полном торжестве бесконфликтности, поскольку при развитом социализме оснований для конфликтов нет. На съезде ЕР оба Главных Докладчика уделили особое внимание тому, что в их отношениях царит бесконфликтность, отсутствуют даже намеки на противоречия и что они тем самым выражают волю народа России к консолидации. 

Я смотрел трансляцию съезда дважды – мне были интересны лица делегатов. Например, непроницаемые лица мэра Москвы и губернатора Петербурга, лишенные эмоций. Или лица молодых женщин, порочные от предвкушения карьерных возможностей в обмен на любовь к Путину, лица, полные ожидания подъема на «социальном лифте» в московские кабинеты. Лица молодых мужчин, понимающих, что новая московская валюта – это обожание Путина, оформленное патриотической словесной эквилибристикой, пример которой дал актер В. Машков.

А в целом съезд вызывал ощущение чего-то пародийного. Ибо совершенно непонятно, зачем простое действие, учащее обожать нынешнего премьера, надо было превращать в столь пышные и дорогостоящие сатурналии. Если это прелюдия к культу личности, то неудачная, потому что выглядела как пародия, усиленная повтором: сначала П. выдвинул М. в президенты, теперь М. выдвинул П. В этом, кстати, специфика внутриполитической ситуации: что ни делают, а пародийность нарастает.

Своеобразным послесловием к 12-му съезду стала сцена в понедельник. Я имею в виду разнос Кудрина, когда Медведев сыграл Значительное Лицо, топнувшее ногой. Воспринималось зрелище как компенсация за унижение на съезде, когда Медведеву пришлось не просто отказаться от выдвижения на второй срок, но еще и самому выдвинуть Путина, демонстрируя полную покорность. Однако Кудрин зрелище испортил, по-брехтовски «остранил»: он не продемонстрировал испуга, как положено, когда Значительное Лицо устраивает распекание, у него не задрожали ни руки, ни губы. Он саркастически улыбался и снисходительно сказал, что посоветуется с премьером, умышленно напомнив, кто в доме хозяин. И задумка рухнула, все опять обернулось пародией.

Понятно, что сравнение с этими зрелищами ничто не выдерживает, но все-таки о двух передачах я упомяну. Упомяну потому, что эти передачи так же бессмысленны, как описанный съезд. А именно эта разновидность передач завоевывает на ТВ все большее пространство и время.

«Прямой эфир» на «России» в пятницу 23 сентября был посвящен «драке века» -  Полонского и Лебедева. Канал «Россия» откровенно завидовал тому, что драка произошла в передаче НТВ, а не на «России». Поэтому драку хотелось повторить, хотя бы в словесном варианте, потому что банкир Лебедев уже сидел в Лондоне. Зато в московской студии кого только не было: и В. Жириновский, и брат Дворковича, и Митволь, и сам Полонский, и его адвокат Добровинский, и даже зачем-то Елена Ханга, хотя «про это» тут ничего не было и даже, как сказала сама Елена, она не только не была тогда в студии, но и передачу по ТВ не видела.

Бессмысленность передачи была ясна самим участникам, о чем они сами непрерывно говорили. И получилось, что пришли именно для того, чтобы сказать друг другу, что не понимают зачем пришли. Тут уже был абсурд в кубе. Кстати, посредине передачи встал и ушел из лондонской студии Лебедев, сказав то же самое: что не понимает, о чем и зачем. Передача получилась гениальной и символичной – таково практически все ТВ.

Второй шедевр – воскресная (25 сентября) программа «НТВ-шники», посвященная забавной теме «За что ненавидят Россию?» Тут все было немного сложнее, чем с «дракой века», потому что ненавидят не Россию, а «заглотное государство», которое мало изменилось с того времени, когда Солженицын дал это определение. Однако на НТВ все сразу двинулось в другую сторону, и Н. Нарочницкая – для чего ее и позвали – истерически поперла на либеральную интеллигенцию, умышленно спутав критику государственной власти со стороны этой либеральной интеллигенции с ненавистью к России. И тут же на большом экране показали член, нарисованный арт-группой на подъемном пролете Литейного моста, и Нарочницкая от этого рисунка membrum virile зашлась в приступе ненависти к либеральной интеллигенции, к чему вся передача и свелась. В общем, опять погалдели изрядно, сами не зная зачем.

Героям Салтыкова-Щедрина было предложено годить, а нашему ТВ предложили галдеть, но не сказали о чем. Сказали просто галдеть. Результат налицо.                    

ранее:

«И тут я сразу ощутил, как погружаюсь в затхлую атмосферу провинциального убожества…»
Зачем Сванидзе подыгрывает Кургиняну?
Зачем на ТВ бесконечно показывают милицейские сериалы
«Главное, будь дебилом! Тогда жить будет весело и хорошо»
Как отечественное ТВ показывало катастрофу на Волге
Владимир Познер пытался сделать из андроида человека
«Признать поражение с ЕГЭ у официальных лиц нет сил»

 





3D графика на заказ







Lentainform