16+

«От словосочетания «мировая художественная культура» меня мутит со школы»

10/10/2011

«От словосочетания «мировая художественная культура» меня мутит со школы»

У меня в телевизоре очень много каналов – гораздо больше, чем мне нужно. Я смотрю всего 3, если не считать новостных, которые включаю за завтраком, для поднятия бодрости духа и придания себе оптимистичного настроя на день. Эти 3 суть: мультяшный канал «2х2» и два исторических, русский – «365 дней» и буржуйский, «Viasat History». Между двумя последними - такая же пропасть, как в дискурсе позитивного восприятия действительности применительно к русской и германской национальным идентичностям.


                     Иностранные документальные фильмы на Viasat History делаются для идиотов, которых надо развлекать. При этом зрителей держат не просто за идиотов, а за тупых идиотов, которым одну и ту же мысль надо повторять по нескольку раз. (Не хочу плохо думать о режиссерах и обвинять их в том, что им просто нечего сказать.. Из-за чего кино получается чрезмерно затянутым даже для своих 26 минут.

Неизгладимый след в моей памяти оставил, например, фильм про американскую подводную лодку времен Гражданской войны в США. Он почти полностью был посвящен попыткам авторы выяснить профессии первых американских подводников, которые в ней потонули. А главным предметом исследования был красиво нарисованный на компьютере череп одного из них, с щелью между передними зубами. Про щель делался вывод, что в нее регулярно что-то засовывали – вероятно, иголку, а обладатель черепа в мирной жизни, вероятно, был портным. Потом не смог примириться с тем, что негры будут признаны людьми и станут платить налоги, пошел в армию конфедератов, залез в подводную лодку и в ней потонул.

Излишне говорить, что и тематику западные продюсеры выбирают абсолютно чуждую нашему, российскому зрителю. Как раз на неделе Viasat History показывал фильм, в котором некий человек (кажется, какой-то актер) изучал историю своих предков. Будь он потомком Вильгельма Завоевателя, эта история могла бы вызвать интерес, но прародители главного героя были людьми абсолютно заурядными, что сводило на нет не только пафос, но и смысл фильма. (Строго говоря, может, где-то в глубине веков и был кто-то незаурядный, но я до этого не досмотрел.)

Зато все делается красиво, с компьютерной графикой, костюмами и прочими вещами, без которых развлечение идиотов невозможно.

Отечественная кинодокументалистика, которую показывает «365 дней», в корне отличается от западной (она, правда, на канале тоже присутствует). Наши фильмы предназначены не для развлечения идиотов, а для их обучения. С определенной регулярностью, например, канал показывает сериал «Семь дней истории» – в начале каждой серии на экране появляется ведущий(ая), который произносит текст примерно такого содержания: «Здравствуйте, уважаемые телезрители. Вчера мы рассказывали вам из истории религии народов мира, завтра расскажем из истории зарубежных стран, а сегодня слушайте про мировую художественную культуру». После чего начинается свободный пересказ учебника, перемежающийся слайдами. Я не могу это смотреть – от словосочетания «мировая художественная культура» меня мутит со школы, как Ганса Йоста от культуры вообще – и переключаю на новости.

Еще есть передача «Исторические байки». В ней, как явствует из названия, рассказывают исторические байки. Исторические байки вообще крайне редко бывают смешными – гораздо реже, чем анекдоты про Штирлица, не говоря уже об анекдотах про Путина. Еще реже они бывают поучительными. Передача выдержана в полном соответствии с этой традицией.

Иногда встречаются документальные фильмы, снятые явно по зову души их авторов. Зов души (может быть, мне просто так везло включать телевизор) почему-то имеет монархический характер. Последний раз мне пытались показать фильм, где уверяли, что именно с выстрела в Распутина началась в России кровавая революционная смута.

Но при этом есть и вещи очень достойные. Например, программа «Час истины», где двое историков, каждый раз разные, обсуждают какой-нибудь сюжет. Главное ее достоинство – продюсеры умеют находить участников, способных говорить на высоком профессиональном уровне и при этом не впадать в занудство. 

Но конкуренцию с каналом мультиков исторически не выдерживают. Наверное, потому, что любимые мультфильмы идут в определенное время, которое я уже выучил. А качественные документальные фильмы – как повезет.                        

Станислав ВОЛКОВ











Lentainform