16+

Когда петербургские учителя станут богатыми людьми?

12/10/2011

Когда петербургские учителя станут богатыми людьми?

На прошлой неделе руководители городского образования рассказали, как хорошо в преддверии выборов заживут учителя – им повысили зарплату. Но, чтобы ее получить, учителя должны научиться выставлять себе баллы.


                    – Повышение зарплат педагогов началось постепенно еще в августе, но довести среднюю сумму оплаты труда до максимально возможной удалось только сентябре, – говорит зам. председателя Комитета по образованию Жанна Воробьева. За сентябрь она и будет выплачена по новому расчету и составит в среднем 27 381 рубль (в августе была на 4300 рублей меньше).

Но высчитывать зарплату учителя теперь будут по новому принципу – кто-то получит больше, а кто-то меньше. В школах вводится специальный фонд надбавок и доплат, которые делятся на два вида. Надбавки первого вида зависят от применения новых технологий в образовании. Их будут рассчитывать по специальному коэффициенту, одинаковому для всех педагогов конкретной школы. Причем принцип новых технологий определяет сама школа в зависимости от своей специфики. Технологии могут быть связаны не только с техническими средствами, а являться методиками преподавания. Школа сама должна оценивать, насколько учитель владеет той или иной технологией, и выставляет ему коэффициент.

Вторая часть доплат индивидуальна для каждого учителя и зависит от качества его работы, которое он определяет сам, насчитывая себе баллы. Самооценка работы учителей будет проводиться два раза в год. Зная свои минусы, педагог должен стараться их исправить, чтобы повысить свой коэффициент и надбавку. Считается, что введение надбавок должно улучшить результат работы учителей.

Проверять, правильно ли учитель подсчитал свои заслуги, будет специальная комиссия, в которую должны входить учителя, администрация, члены профсоюзного комитета и родители. Помимо нее в школах будут работать конфликтные комиссии для решения споров.

Надбавки распределяется по четырем основным позициям: качество преподавания с учетом разных показателей, участие в воспитательной и внеклассной работе, повышение образования самого педагога и его участие во всевозможных конкурсах и смотрах. Каждая школа, как уверяют в Комитете по образованию, может разрабатывать свои критерии оценки труда педагога. Причем квалификация и опыт педагога теперь уходит на второй план – молодой и опытный учитель имеют равные шансы получить более высокую зарплату. Если раньше молодой учитель пять лет должен был доказывать, что он что-то умеет, то теперь уже через полгода работы в школе он становится полноправным участником фонда распределения надбавок и доплат. Надбавки составляют от 1,5 тысячи (для начинающих педагогов) до 5 – 7 тысяч рублей.

– Мы давно этого ждали, – говорит директор 74-й гимназии Выборгского района Алла Лакко. – Ведь раньше оплата труда не зависела от инициативы и активности учителей. Педагог, который готовил конкурсы и смотры, участвовал в семинарах и учебных советах, получал столько же денег, сколько учитель, только отрабатывающий свои часы на уроках. Теперь педагоги охотно берутся за написание методических разработок и активно участвуют в научных конференциях. Эта система явилась хорошим стимулом для педагогов.

Простые учителя с ней не очень согласны.
– Как только ввели коэффициенты, учителя стали быстро набирать себе баллы, у кого-то получилось 100 и даже 300, у меня – 35, – говорит учительница одной из школ малой наполняемости Приморского района. – Потому что я себе баллы не приписывала. А честно набрать их невозможно. Например, 15 баллов можно заработать, если ты имеешь личный сайт учителя. Узнав об этом, наши педагоги бросились по ночам «лепить» сайты. Баллы начисляются за участие детей в олимпиадах и хорошую успеваемость. Но если в классе попался двоечник или второгодник, можно их лишиться. За двух неуспевающих снимают 5 баллов.

Спрашивается, на что толкают учителей реформаторы образования? Завышать ученикам оценки? Введение коэффициентов приведет к краху школьного образования. Участие в конференциях – тоже дело сомнительное. А если школа их не проводит, где же участвовать? К тому же если все учителя будут бегать по конференциям и готовить смотры художественной самодеятельности, то когда же им учить детей? Само обучение задвигается на второй план. Лично я не могу пользоваться фондом надбавок, потому что не имею необходимой учебной нагрузки в 1,2 ставки. А ее в нашей школе мне, как учителю физики, не набрать – ведь у нас всего два класса в параллели. Да и надбавками тем, кто их получает, пока удается прибавить не больше 3 тысяч к своему окладу.

Поэтому ни о каких средних 27 тысячах учителям и мечтать не приходится. Вообще, услышав о новой системе оплаты школьных учителей, мне захотелось уволиться из школы. На бумаге система выглядит красиво, а на практике – прямое оскорбление и плевок в душу.

СанПиН против компьютеров

Модернизация системы образования предполагает оснащение школ интерактивными досками, проекторами, мобильными компьютерными классами, цифровыми лабораториями по физике, химии и биологии. В этом году на закупку современного оборудования город получил федеральную субсидию в размере 181 млн рублей. В будущем году федеральная субсидия ожидается в 500 млн рублей.

В качестве эксперимента в пяти школах появились электронные учебники для учеников 6 – 7-го классов. Правда, непонятно, как в этом случае будут выполняться санитарно-эпидемиологические требования. В СанПиНах строго ограничено время пользования электронными средствами обучения.

За что платит государство, а за что родители

– В учебном плане ничего не изменилось. В рамках обязательных государственных стандартов из бюджета финансируется основная образовательная программа, в которую входят все школьные предметы, которые изучали в школе родители нынешних учеников, -уверяет зам. председателя Комитета по образования Жанна Воробьева.

Федеральные стандарты для начальной и основной средней школы уже приняты окончательно. Для старшей школы они находятся на стадии обсуждения. В начальной школе с 1 сентября стандарты уже внедрены. Они сохраняют все базовые предметы и даже расширяют этот список. Так, ученики 1 – 4-го классов могут ходить в школу 5 или 6 раз в неделю, пребывая там в общей сложности 23 и 26 часов. Эти часы гарантированно оплачиваются государством из бюджета города. Из них 2,5 часа можно занять любыми дополнительными уроками по желанию родителей и учителей, тоже бесплатно. Кроме этого добавляется еще 10 часов для дополнительного образования по внеурочной деятельности, также финансируемых государством. Итого 35 часов бесплатного обучения.

– Бесплатное общее образование было и остается – говорит Жанна Воробьева. – Другое дело – дополнительные платные услуги, разрешенные в школах с 2004 года. К платным услугам не могут относиться дополнительные уроки по математике или иностранному языку, то есть предметам, которые входят в федеральные образовательные стандарты. Но родители могут оплачивать углубленное изучение какого-то другого предмета или нового иностранного языка, который не изучают по программе, а также любые спортивные секции помимо тех, на которые выделены средства государства. Любая платная услуга должна быть добровольной. Если родителей принуждают платить за обучение, Комитет по образованию сразу реагирует на нарушения и подключает прокуратуру.                      

Нина БАШКИРОВА, рисунок bestvuz.ru








Lentainform