16+

Как учат основам религиозных культур в петербургских школах

19/10/2011

Как учат основам религиозных культур в петербургских школах

С 1 сентября 2011 года пятиклассники 21 петербургской школы (в каждом районе Петербурга) приступили к освоению новой дисциплины – «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Пока предмет преподается в виде эксперимента. Со следующего года его планируют сделать обязательным для всех. Online812 попытался понять, насколько удачным оказался «эксперимент на детях».


                       Что такое маркер цивилизации

166-я гимназия Центрального района Петербурга. У 5-го «б» урок по «Основам мировых религиозных культур» начинается с проверки домашнего задания. Задавали придумать два предложения со словом «культура». Дети бодро отвечают. Несколько человек придумали вот такое предложение: «культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологи». Один мальчик написал про культурные растения, которые выращивают садоводы. Подавляющее большинство – про Петербург – культурную столицу нашей родины. «Пятерки» получили все.

Тема нового урока – «Что такое религия». Учитель истории Юлия Литовченко, недавно обученная на курсах основам религиозных культур, бегло растолковывает пятиклассникам, что такое религия, пантеон и единый бог. Коротко рассказывает про древнегреческих, римских и египетских богов, знакомит с историей Моисея и Земли обетованной.

– Какой народ первым поверил в единого бога? – спрашивает учитель.
– Иудеи! – нестройным хором отвечают дети.
– Какие есть две национальные религии?
 - Индуизм и иудаизм, – выкрикивают дети, заглянув в учебники.
В конце занятия ученикам предложили отгадать, как звали бога неба в шумеро-аккадской мифологии.

После урока я спросила пятиклассницу Вику, что означает фраза, которую она придумала в домашнем задании, про «маркер цивилизации».
– А я сама не понимаю! В интернете нашла и списала, – честно ответил ребенок.
Ученики из 5-го «б» сказали, что новый предмет им нравится. Особенно нравится, что «двоек» не ставят.

Как сообщили Online812 в Комитете по образованию Петербурга, с начала учебного года в эксперименте по изучению Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) участвует 21 школа. К новому предмету допустили лучшие учебные заведения в каждом районе города. Родителям и детям, подвергшимся эксперименту, предложили добровольно выбрать для изучения один из шести модулей, входящих в курс ОРКСЭ:

– основы православной культуры,
– основы исламской культуры,
– основы буддийской культуры,
– основы иудейской культуры,
– основы мировых религиозных культур,
– основы светской этики.

По словам пресс-секретаря Комитета по образованию Ларисы Кузьминой, предпочтения петербургских школьников распределились так:

60% – основы мировых религиозных культур,
25% – основы светской этики,
15% – основы православной культуры.

Ставят только пятерки

На днях по инициативе нового вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи в Комитете по образованию прошло рабочее совещание с участием всех директоров школ, в которых преподают ОРКСЭ. Говорят, вице-губернатор заинтересовался экспериментом и потому захотел лично побеседовать с педагогами. Педагоги ответили вице-губернатору, что у них все хорошо, просто замечательно. 

Говорят, такому ответу удивилась даже присутствовавшая на встрече председатель комитета Ольга Иванова, но вице-губернатор остался доволен. Если и дальше будет все так же хорошо, со следующего года предмет в обязательном порядке будет введен уже во всех школах города.

Корреспонденту Online812 педагоги сказали о своих тревогах по поводу нового курса. В частности, у многих вызывает недоумение – как оценивать усвоение предмета детьми, если отметки по нему ставить запрещено, потому что – эксперимент.
– Дети в 5-м классе привыкли, что им ставят за хорошую учебу «пятерки», за невыученные уроки – «двойки», – говорит завуч 63-й школы Калининского района. – И им непонятно, как учитель будет оценивать их успехи по ОРКСЭ?

По мнению завуча, безоценочный подход легко может привести к злоупотреблениям. Например – к нежеланию вообще учить урок, раз «двоек» не ставят.
Во многих школах этот формальный запрет уже сумели обойти. Отметки по ОРКСЭ детям вписывают только в дневники, а в журнал не ставят. В 166-й гимназии, например, по ОРКСЭ ставят только «пятерки».

В 505-й школе Красносельского района «Основы мировых религий и светской этики» преподает учитель литературы, а «Основы православной культуры» – педагог по истории.
– Отметок не ставят, предмет детям нравится, – говорит директор школы Наталья Шестакова. По ее словам, пока преподавание идет в режиме эксперимента, проблем – никаких.
– Преподавание качественное, контроль серьезный, помощь методическая – большая, – говорит она.

Но проблемы, по ее мнению, могут возникнуть, если в следующем году предмет сделают обязательным для всех. Академия постдипломного педагогического образования за два месяца смогла подготовить на курсах 40 учителей для 21 школы. Каждый из этих педагогов теперь может вести любой из шести модулей ОРКСЭ.

Чтобы начать преподавать новый предмет массово во всех школах города, нужно подготовить как минимум 1400 учителей.
– Если поставить подготовку педагогов на поток, это может обернуться профанацией, – полагает Наталья Шестакова. – По той же причине в 90-х погибло преподавание «Основ семейной психологии». На стадии эксперимента тогда все тоже было хорошо, а когда предмет ушел в массы – стали хватать первых попавшихся преподавателей...

Об учебниках ОРКСЭ учителя отзываются скупо: «полиграфия хорошая», «картинки понятные», «много заданий». Содержание книжек не обсуждают – какие выдали, по таким и учат.

Родители пока относятся к курсу с большой настороженностью, опасаясь, что детям навяжут религию. Вот что написала на петербургском родительском форуме одна из мам:
«Нам было сказано, что наиболее проработаны курсы основ православия и всех мировых религий. Светская этика – одна из самых сырых программ. У нас в классе никто не выбрал основы православия, одна только мама робко заикнулась про «исконно православную страну», но ее не поддержали».

Говорят, что весной, во время предварительного анкетирования, количество учеников, желающих изучать основы православия, было выше, чем нынешние 15%.

Уничтожение российской идентичности

Мнение экспертов о методах преподавания и о самом учебнике ОРКСЭ разделились. 
На первой странице учебника написано, что на него «получено положительное заключение Российской академии наук». Однако, по мнению члена-корреспондента РАН доктор философских наук Андрея Смирнова, Министерство образования поступило как минимум не корректно, написав так. По его словам, экспертами Института философии РАН был сделан однозначный вывод о недопустимости использования учебника в школах России.

– Когда эти учебники презентовали, уверяли, что они будут о культуре, – говорит Андрей Смирнов. – Но это лукавство. Религиозные модули – не научны, их написание было отдано на откуп конфессиям. В итоге получились книги не о культуре, а о том, как отправлять религиозный культ. Было указание президента – к определенному сроку сделать учебник. И вот сделали. Совершенно очевидно, что было большое давление на процесс со стороны религиозных кругов, потому что учебник – это еще один канал влияния на умы.

Эксперт полагает, что массовое обучение детей по таким учебным пособиям равносильно самоубийству для России, как для государства.
– Нельзя делить детей на религиозных и нерелигиозных, на православных, мусульман иудеев и буддистов, – говорит Смирнов. – У детей навсегда впечатается в сознание: «Я такой, а ты – другой, потому что мы учились в разных группах». Татарин будет воспринимать себя как мусульманина, а значит, заведомо отличающегося от русского, православного. У него другая религия, другая культура – и об этом ему сказала еще в 4-м классе учительница, которой он верит на все сто! После этого российская идентичность у него вообще отойдет на третий план. В чьих интересах это сделано? Если мы за толерантность – нельзя играть в такие игры.

Выдержки из экспертных заключений

Андрей СМИРНОВ, доктор философских наук – на «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Учебник агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству.
Учебник несостоятелен в научном плане. Во всех его модулях, допущены многочисленные грубые и грубейшие ошибки, искажены доктринальные основы соответствующих религий, абсолютно не раскрыта именно культура, развившаяся на основе соответствующих религий.
Процесс создания учебника, который курировало Министерство образования и науки, в части модулей был полностью отдан на откуп конфессиям, а научная экспертиза... не была встроена в процесс подготовки авторских текстов.
Учебник не поддается улучшению и должен быть полностью переписан».
 
Ольга ЗУБЕЦ, старший научный сотрудник Института философии РАН – на «Основы светской этики»:

«Содержания модуля... нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. В нем много теоретических недостатков... Термин культура не греческого, а латинского происхождения... Разделение людей на добрых и злых является неверным... Неудачные определения добра и зла. Неприемлемое сведение добра к поступкам... Иллюстрации... носят явно тенденциозный и ограниченный характер, местами просто противоречат содержанию идей (например, урок о специфике морали проиллюстрирован изображениями Государственной думы).
Предлагаемый текст... ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение...»

Комментарий

Священник Дмитрий СИМОНОВ, сотрудник отдела образования и катехизации Санкт-Петербургской метрополии:
– Учебник «Основы православной культуры» отца Андрея Кураева считается одним из лучших в этой области. Конечно, предмет не должен навязываться, но хотим мы этого или нет, российская культура, особенно в нашем регионе – это культура христианская. И не знать своей культуры, традиций – это большая трагедия для общества. Я сталкивался с тем, что люди думают, что на «Основах православной культуры» им будут преподавать Закон Божий. Это не так. В учебнике нет никакой пропаганды православия.

Что задают по ОРКСЭ

(вопросы и задания из учебника «Основы светской этики», Москва, «Просвещение», 2011)
* Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.
* Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод.
* Как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма.
* Было ли вам когда-нибудь стыдно? По какому поводу?
* Кто заботится о морали в обществе?                           

Мария ГОРДЯКОВА





3D графика на заказ







Lentainform