16+

Что покупают мусульмане в исламских магазинах и что едят в халяльных кафе

19/10/2011

Что покупают мусульмане в исламских магазинах и что едят в халяльных кафе

В Петербурге от 600 тысяч до 1 миллиона мусульман – это по разным оценкам. Удивительно, но для такого количества потребителей работает всего несколько магазинов и кафе, предлагающих мусульманские товары и халяльные продукты. Online812 решил разобраться в исламском потребительском рынке Петербурга.


                      Торговля по-мусульмански

В мусульманских магазинах Петербурга работают только девушки и только мусульманки. При этом – с абсолютно славянской внешностью. Одна из них, Усмана, рассказала, что приняла ислам 10 лет назад и всего год как вышла замуж, разумеется, за мусульманина. Вторая, Фатима, приняла ислам 5 лет назад. «Знаете, что больше всего мне нравится в моей работе? – сказала она. – Люди, которые к нам приходят. Тихие скромные ребята, которые больше всего любят читать. Которые никогда не отступят от закона. Многие жалуются, что узбеки или, скажем, ингуши не следят за собой, плохо пахнут. Это потому что у них условий подходящих нет, а на самом деле они очень чистоту любят».

На прилавке между нами лежали мисваки – палочки, чтобы чистить зубы, мыло из черного тмина и ароматические масла. А посетители разбрелись по углам. Тихие мальчики листали книги, а мужчины в годах выбирали мобильный телефон в подарок. Женщин в магазине не было, при мне появилась только одна, и то вместе с мужем. Хотя книги «Женщина и ислам», «Супружество в исламе» стояли на полках на самом видном месте. 

Исламский мобильный телефон имеет хитрый будильник, звонящий пять раз в день во время намаза, а в память у него закачан весь Коран и еще несколько книг и стихов. То же можно сказать про исламский reader с уже закачанными книжками. Но больше всего мне понравилась голосовая читалка: такой аккуратный карандаш с динамиками, которым надо водить по строчкам, и карандаш сам будет читать их вслух. При мне его испытали на арабском Коране: ридер успешно и даже нараспев читал арабскую вязь. В мусульманский компас придумали внедрять GPS-модули едва ли не раньше, чем появились iphone. И теперь компас сам прозвонит в час намаза, определит, где находится хозяин, и укажет в сторону Мекки. Если, конечно, находишься не в метро.

Электронные четки, которые тихо вибрируют на руке, рассчитаны на пожилых, уже забывчивых людей, но сами они к этой новинке относятся с опаской.

Как ни странно, технические новинки мусульман интересуют мало. Молодежь действительно приходит за книгами, те, кто постарше, – за намазлыками (ковриками) На стеллаже с книгами табличка: «Не воруй – Аллах все видит». Говорят, что не воруют.
– В отличие от христианства, у нас один бог и нет никаких святых. У христиан целая армия святых, с каждым годом все больше – это похоже на армию чиновников, которая тоже растет, – говорит Фатима.

В ее магазине нет икон, но есть коврики с суннами. Есть сунны за здоровье, за детей и т.п. Продавщица говорит, что, если мне надо, она готова любую из них перевести на русский. Чтобы знать, о чем речь.

Набор для погребения по исламскому обряду стоит 1000 рублей. Хиджаб – 500, а никаб, который вообще скрывает все, кроме глаз, – 600. Эту одежду покупают неохотно, зато петербургские мусульманки очень любят разноцветные платки.

Ринат, хозяин магазина «Мекка», уверяет, что два мусульманских магазина плюс медресе (комната, где учатся молодые мусульмане) были основаны не ради прибыли, а для того лишь, чтобы помогать новообращенным мусульманам. «Для завлечения», – так выразился хозяин. В Петербурге мусульманский магазин всего один, но есть еще несколько ларьков.

– И что совсем прибыли нет? – спрашиваю я.
– Какая выгода? – обиделся Ринат. – Медресе вообще никаких денег не собирает. Магазинчик у нас был на Крестьянской улице, ежемесячно отдавали 130 тысяч за аренду, а прибыль от торговли была – не больше 100 тысяч. В конце концов закрыли – уж очень убыточно получалось. Но людям нужны такие магазины. Или вот киоски неподалеку от мечети. В них маленькое, дешевое издание Корана продается за 140 рублей, у нас – за 50. При том что сами мы его покупаем в издательстве за 40. То есть наценка минимальная, потому что работаем мы не ради выгоды.

Большинство товаров в мусульманском магазине привозные: из Ирана, Индонезии, Сирии, Турции. В России только печатают книги – кстати, самый большой спрос именно на них, а еще на одежду. Тот же набор для погребения – это просто большой, 20-метровый отрез белой ткани, но попробуй купи его в обычном магазине. Там редко бывают такие крупные куски.

Мясо по-халяльски


Все мусульманские магазины сосредоточены в местах, так сказать, концентрации мусульман: у мечети и возле рынков. И здесь же можно купить халяльных продуктов. То есть мясо, которое не содержит свинины и даже специально оборачивается пленкой, чтобы ни в коем случае не соприкоснуться с другим мясом, а забой животного осуществлялся в соответствии с правилами ислама. Да и растили этого барана особым способом. В результате оно должно почти не содержать токсинов, иметь сочный вкус и т.п.

Объявления о продаже халяльного мяса можно встретить на любом рынке. Продавцы утверждают, что к ним часто обращаются обычные русские хозяйки, которые еще не приняли веру, но некоторые исламские традиции очень уважают. И продукты тоже, в том числе мясо. По словам Фатимы, в городе, конечно, есть хитрецы, которые продают обычную баранину, выдавая ее за халяль, есть и рестораны, которые кормят якобы настоящими халяльными чебуреками, а на самом деле их чебуреки похожи на те, что продавались на советских вокзалах. Поэтому настоящий халяль надо покупать именно на рынках, где покупают продукты мигранты. Какими бы они ни были неприхотливыми, но отличить халяльное мясо от подделки могут.

Вот перед «Народным» универсамом продают такую самсу – пальчики оближешь. Только надо умеючи подходить к продавщицам, потому что они всего боятся. 
Халяльные бойни есть в Шушарах и Всеволожском районе. Килограмм баранины там стоит 500 – 600 рублей. Каких-либо гарантий, что мясо получено с соблюдением всех исламских канонов, – нет, все основано на доверии. Заправляют «мясокомбинатом» дагестанцы, хотя, как уверяют, среди клиентов бойни дагестанцев нет. Не доверяют, наверное.

Халяльных кафе в городе немного, в основном это маленькие чайханы в окрестностях Сенного рынка. Как выяснилось, настоящие исламские рестораторы отнюдь не рекламируют эту особенность своей кухни. В кафе «Андалузия» долго выясняли, откуда мне стало известно, что тут халяльная кухня, узнали, что из мечети, и стали рассказывать.

- Самое популярное халяльное блюдо – кус-кус с бараниной, 70 рублей рис и 170 – мясо. Для нас покупка халяльного мяса обходится в 350 рублей за килограмм, это не очень дорого, потому что обычная баранина стоит всего на 50 – 100 рублей дешевле. Только некоторые посетители кафе знают, что тут можно поесть блюда из дозволенного мяса. А остальным это знать ни к чему.

Дирекция кафе не закупает мясо у «диких производителей» – на ферме в Шушарах. Покупает привозное: бразильское и аргентинское. Это католические страны, но и там есть мусульмане, а главное – изготовление халяльного мяса поставлено на поток, как и обеспечение его соответствующими сертификатами. У шушарских забойщиков ветеринарных справок нет, а у бразильских – есть. Конечно, есть опасность, что вместо халяля мясопроизводители подсунут фальшивку – во Франции такие скандалы то и дело случаются. Впрочем, петербургские рестораторы дозволенное мясо не рекламируют и разборок не боятся.

Мода на хиджабы

Прочитав главу из книги «Женщина и ислам», в которой подробно описывается одежда правоверной мусульманки, я позвонила в ателье, где шьют такую одежду, и спросила: существую ли какие-то моды на хиджабы. Дело в том, что та же книга «Женщина и ислам» рекомендует соблюдать кое-какие модные каноны, иметь собственный стиль и т.п. Особенно это касается тех девушек, которые растут в атмосфере непонимания: скажем, в светской или христианской семье.

– Мода? На хиджаб, одежду, которая все скрывает? – искреннее удивилась Усмана. – Да ерунда это все. Во-первых, мода пусть остается тем, у кого нет стиля. Во-вторых, как можно по моде сшить мешок? В-третьих, даже если и удастся его скроить так, чтобы он, допустим, подчеркивал талию и грудь, то для кого? Любоваться фигурой должен только муж, а не посторонние. Я понимаю, откуда берется эта мода. Какая-нибудь фотография в журнале «Мусульманка» – и вот уже другие девушки стараются одеваться как на фотографии, ищут, например, платок с такими же цветками. Смешно.

– Но какие-то тенденции в одежде у вас есть? Носят-то не только хиджаб.
– Есть. Раньше носили простую черную юбку и черный верх. Ну и покрывало, чтобы были видны только лицо и кисти рук. А сейчас все боятся мусульманок в черном. Так и читаешь по лицам: ой, сейчас взорвет. Я привыкла к таким взглядам, но еще совсем недавно мне было очень неприятно. В общем, сейчас стараются черного носить поменьше, хотя и обидно: юбка-то до самой мостовой, и на черной грязь не видно, а на любой другой она заметна.

– Разве обязательно носить юбку в пол?
-Все зависит от тебя. Конечно, в бурнус уже никто не закутывается. Кавказские девушки уже носят короткие юбки, они любят клеш. Кто-то любит арабский стиль или марокканский. Но все равно это шариатская одежда. Мы много шьем сами, но много и привозного: можно выбрать или турецкое, или арабское…

– Мужчины не покупают шариатскую одежду?
– Если мужчина пойдет по улице в длинной рубашке до колен, все решат, что он забыл снять ночнушку. Мужчины-мусульмане уже давно стали носить обычную одежду, главное, чтоб был закрыт аурат: от пупка до колен. Да и какая разница, как одет, – главное, чтоб от него не пахло водкой.

По словам Фатимы и Усманы, в последнее время в их магазины потянулось больше  молодежи, приходят и славяне (при мне, правда, не приходили). Всех встречают радушно. Одежду, правда, покупают мало (даже ателье пришлось закрыть), зато хорошо идут четки. Дарить друг другу подарки на праздники у мусульман не принято, поэтому «пустых» и «полных» дней у продавцов нет. Дарят просто так.

Чем хиджаб отличается от никаба

Каждый из нас много раз слышал об униженном положении женщины в мусульманском мире. Но вот знаменитый шотландский востоковед Уильям Монтгомери считает, что пророк Мухаммед боролся за права женщин и значительно улучшил их положение. Собственно, пророк проповедовал ислам на деньги своей первой жены – Хадиджи, которую мы бы сегодня назвали успешной бизнесвумен.
В Османской империи 130 лет длился «женский султанат», султанши были в основном европейского происхождения. Самая известная из них – украинка Анастасия Гавриловна Лисовская – наложница, а потом жена Сулеймана Великолепного и правительница при своем сыне Селиме II Пьянице. Женщина, надо сказать, исключительной жестокости.

Хотя пророк действительно велел женщинам скрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. И в том числе – покрывать волосы. Чтобы не вызывать возбуждения у других мужчин. Существуют три способа покрываться – хиджаб, никаб и паранджа.

Хиджаб

В принципе, хиджаб – это любая одежда, которая покрывает все тело женщины, кроме кистей рук и овала лица. Но в наше время под хиджабом чаще всего понимается традиционный мусульманский головной платок. Без него показываться на людях нельзя. В целом хиджаб, если можно так выразиться, наиболее либеральный вид мусульманской одежды.

Никаб

Головной убор, закрывающий лицо и оставляющий только узкую щель для глаз. Как правило, никаб изготавливается из тонкой ткани черного цвета.

Паранджа

Наиболее радикальный вариант. Полностью покрывает женщину и скрывает даже контуры тела. В области глаз – «смотровое окошко», которое забрано матерчатой сеточкой. Правда, паранджа может быть ярких расцветок. Распространена в Афганистане и Средней Азии. Иранский вариант – чадра.
Ношение никаба (паранджи) – спорный вопрос в исламском богословии. Практически все сходятся, что законы шариата не обязывают женщину носить никаб. Хотя известно, что жены пророка покрывали себя полностью. С другой стороны, если у женщины видны одни глаза, то именно на красоту этих глаз мужчина и может соблазниться.

Юсуф Кардави, виднейший исламский богослов, считает, что ношение никаба не является ни обязательным, ни желательным, а относится к категории допустимого. А имам самого крупного в мире исламского университета Аль-Азхар Тентауи завил, что никаб «не имеет никакого отношения к религии и является всего лишь традицией». Студенткам запретили приходить на сессии в головных уборах, скрывающих лицо. Казалось бы, молодые египтянки должны обрадоваться. Ничуть не бывало. Они стали протестовать и даже приходили сдавать сессию в ватно-марлевых повязках. Высший суд Египта вмешался и отменил запрет с формулировкой: «Свобода на ношение никабов гарантирована правами человека».

В России женщины почти не носят никабы. По соображениям безопасности – реакция прохожих может быть непредсказуемой. К тому же у татар, например, ношение одежды, закрывающей лицо, никогда не входило в традицию.                             

Нина АСТАФЬЕВА, Глеб СТАШКОВ








Lentainform