16+

«ТВ уже не скрывает: брежневизация – это новый стиль»

19/10/2011

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Новая программа на Первом канале - «Специальное задание». Модификация «Последнего героя» в армейской среде. Вместо поедания медуз и тропических червяков – казарма, вонь портянок, упоры лежа с отжиманием, пищевые концентраты и «рыгаловка» - смесь пюре со скисшей капустой и волокнами от тушенки, давно украденной прапорами. И для зрелищности постоянное унижение участников сержантами и офицерами.


                 Армейские забавы типа перетягивания каната и разбивания кирпичей головой никогда не поражали избытком интеллекта, но это зрелище ухитрились сделать еще глупее.

Состав странный: в одной команде оказались телеведущие, актеры и певцы, в другой – чемпионы мира по кикбоксингу, биатлону, самбо и прочим видам спорта. Команда спортсменов в первой передаче, естественно, победила. В чем тут смысл, понять невозможно, но генералов из Минобороны, участвующего в проекте, менеджеры с ТВ, вероятно, убедили, что передача рекламирует военную службу. И вдруг кто-то, налюбовавшись Верой Брежневой и Викторией Боней, упаковавшими свои сиськи в военную форму, решит пойти и послужить генералам...

Кстати, Боня, оказавшись в казарме и дегустируя консервы из сухого пайка, сразу дала исчерпывающую рецензию не только пайку, но всему мегапроекту: «Я такое говно со времен Краснокаменска не ела…» Боня, как гласит ее биография в «Википедии», родилась именно там, где Ходорковский отбывал свои срока.

Все остальное на ТВ было заполнено пропагандой и агитацией. У пресс-секретаря Путина на канале «Дождь» спросили про начало новой эпохи застоя. Он ответил: «Многие говорят о брежневизации Путина. При этом это говорят люди, принципиально ничего не знающие о Брежневе… Брежнев – это не знак минус. Для нашей страны – это огромный плюс». Показательно, что ТВ не стало скрывать ни вопрос, ни ответ, из которого по сути следовало, что брежневизация – это новый стиль.

Действительно, сначала был подробно показанный Съезд победителей в брежневском стиле, потом форум для инвесторов под названием «Россия зовет!», на котором Путин ругал 1990-е, цитировал Столыпина и внушал, что Россия – страна солидная и стабильная, а под главным фактором стабильности имел в виду «наше всегда», то есть себя. Потом ТВ долго показывало триумф путинской политики в Чечне в виде празднования 35-летия Кадырова, потом рекламировала статью Путина о едином евразийском пространстве, по географической форме удивительно напоминавшем СССР, потом победу над Словакией назвали подарком лидеру нации к дню рождения 7 октября, потом ТВ канализировало откровения пресс-секретаря Путина о том, что амфор Путин не находил и что «это нормально», стесняться не стоит. Все слилось в единый бурный поток.

ТВ кодирует образ современной политико-экономической жизни. 20 лет назад в «Новом мире» появилась статья философа и кибернетика Юлия Шрейдера (1927 – 1998) «Поиски христианских основ демократии». И в статье было замечено: «Капитализм или социализм – это лишь проявления структуры управления, а основное противопоставление лежит между тоталитаризмом и демократией». Главная задача, которую решает ТВ – вынести на первый план вопрос второстепенный: капитализм или социализм (чему в целом посвящена программа «Исторический процесс» на канале «Россия», где грузин и армянин бьются в вечной схватке, доказывая, кто из них любит Россия больше и правильнее).

Но нет ни одной передачи на главных каналах, где обсуждался бы вопрос о демократии и тоталитаризме. При этом ТВ изображает Путина как Главного Патерналиста – перед телекамерами он обещает прямую помощь, обещает целевые увеличения выплат и привилегии, обещает улучшать жизнь. Но это не популизм, это пропаганда патернализма. Одновременно ТВ внушает новую трактовку патриотизма – это любовь не к Родине, а к государству и его главному лидеру. Молитва актера Машкова на съезде «ЕР» имела именно такой смысл.

Вот любит Рамзан Кадыров премьера – и ему хорошо. И в результате всем чеченцам тоже хорошо. Съемки из Грозного напомнили и Объединенные Арабские Эмираты с их небоскребами в пустыне, и многократно показанное в период войны против Лужкова празднование дня рождения Тельмана Исмаилова, владельца «Черкизона». А «Грозный-сити» с 45-этажным билдингом напомнил отель Исмаилова «Мардан Палас» в Турции, пышно открытый при участии И. Кобзона и М. Белуччи. В целом же ТВ показало праздник, устроенный эмиром Чечни в свою честь, или – что то же самое – безалкогольный корпоратив АО «Чечня», логично переросший в вакханалию в честь генерального директора. При этом телеработники старательно фиксировали похвалы и здравицы, выражение любви и преданности жителей в адрес эмира.

И тут же приглашенные на корпоратив актеры Сергей Безруков, Игорь Верник и др. соревновались, кто сильнее и цветастее нахвалит пресветлого эмира и его деяния. И все это без иронии или стыда. Ассоциации возникли вполне определенные: «Сейчас же дворцовый повар подбежал к Ходже Насреддину и набил ему полный рот халвой и леденцами. Щеки Ходжи Насреддина раздулись, он задыхался, густая сладкая слюна текла по его подбородку».                        

ранее:

«Зачем простое действие, учащее обожать премьера, надо превращать в дорогостоящие сатурналии»
«И тут я сразу ощутил, как погружаюсь в затхлую атмосферу провинциального убожества…»
Зачем Сванидзе подыгрывает Кургиняну?
Зачем на ТВ бесконечно показывают милицейские сериалы
«Главное, будь дебилом! Тогда жить будет весело и хорошо»
Как отечественное ТВ показывало катастрофу на Волге
Владимир Познер пытался сделать из андроида человека











Lentainform