16+

10 знаменитых музыкантов, которые никогда не приедут в Россию

21/10/2011

10 знаменитых музыкантов, которые никогда не приедут в Россию

Российский гастрольный экспорт, кажется, освоил уже все ключевые имена зарубежного шоу-бизнеса, и не осталось таких артистов, которые не ставят в свои графики туров Москву и Петербург.


                    Более того, некоторые из них приезжают сюда настолько часто, что им уже имеет смысл купить однушку в спальном районе Москвы, чтобы не тратиться каждый раз на отели. Однако, если посмотреть чуточку внимательнее, то обнаружится внушительная батарея звезд мировой музыки, которые по разным причинам пока у нас не делали больших открытых концертов. В случае скончавшейся в июле Эми Вайнхаус, дважды веселившей русских олигархов на частных вечеринках, — это особенно обидно. В случае остальных — шанс России пригласить в гости все еще есть. Forbes представляет десятерых музыкантов, которые по разным причинам не дают в России концертов.

Адриано Челентано (Италия)

Он бы собрал и тридцатипятитысячный «Олимпийский», и девяностотысячные «Лужники» с легкостью, о которой Иван Охлобыстин со своей «Доктриной 77» не может и мечтать. Любое агентство, которое объявит о приезде Челентано в Россию, рискует сорвать большой куш и стать рекордсменом по скорости продажи билетов. Потому что этого итальянца у нас знают и любят решительно все. И дремучие бабушки, помнящие его черно-белые баллады и рок-н-роллы по советскому ЦТ, и мамы с папами, смотревшие цветные комедии с ним и Орнеллой Мутти в главных ролях, и молодежь — пресловутые хипстеры, для которых он может служить образцом элегантности. Он был героем советских анекдотов, символом мужественности для женщин и вальяжности для мужчин, а детям мог запомнится по фразе из мультика про блудного попугая Кешу «Извини старик, ко мне тут Челентано зашел».

В Москве он дал два аншлаговых концерта в 1987-м, телетрансляция которых до сих пор обеспечивает неплохие рейтинги каналу «Ностальгия». И с тех пор о его приезде в Россию не появлялось даже слухов. Не так давно в интервью он признался, что какие-то русские олигархи периодически приглашают его выступить в Сибири за баснословные деньги. Но Челентано наотрез отказывается. И крайне редко выступает даже в Италии, ограничиваясь съемками в телешоу или эпизодическим участием в концертах-трибьютах. Причин его неприезда несколько. Во-первых, он еще в былые годы всегда жаловался на боязнь авиаперелетов. Во-вторых, Адриано вполне достаточно той славы и общественного внимания, что он имеет у себя на родине. В-третьих, он банально стар — и не хочет выходить на сцену, вероятно, по сходной мотивации, что и Дэвид Боуи. Так зачем разочаровывать поклонников своими морщинами и остеохондрозом, когда есть блистательная запись выступления Челентано в «Олимпийском» в 1987 году?

Daft Punk (Франция)

Этот французский дуэт — краеугольный камень в триумвирате групп, которых определяют термином «стадионная электроника». Daft Punk, Chemical Brothers и The Prodigy в конце 90-х перенесли танцевальную музыку на большие площадки из тесных клубов и функционально ограниченных рейвов, где имя артиста значило не меньше, чем название проглоченной таблетки. И если Prodigy старались компенсировать шоу дикими нарядами и танцами Лироя Тронхилла, то Chemical Brothers и Daft Punk сосредоточились на декорациях и свете. Ключевой элемент концертов Daft Punk — две фигуры, затянутые в кожу и космические шлемы. Это Ги-Мануэль Ди Омен-Кристо и Тома Бангалтье, хотя с уверенностью утверждать, что это именно они не может никто.

Гораздо больше внимания зрителей привлекает огромная пирамида, на вершине которой они орудуют аппаратурой, лазерами и диодным светом, зажигающимся в такт ритмам. Вопрос, почему Daft Punk до сих пор не привезли свою пирамиду в Россию, уже не один год тревожит меломанов. Особенно на фоне постоянных концертов Chemical Brothers и Prodigy, которые здесь уже выступают даже в «сборных солянках» на фестивалях драг-рейсинга. Последний раз разговоры о приезде Омен-Кристо и Бангальте шли в 2010-м в связи с «Годом Франции в России». Поговаривали даже о бесплатном концерте на Красной площади — чем не мечта для артистов, вдохновленных русским конструктивизмом и тоталитарной эстетикой. Однако москвичам в тот раз пришлось довольствоваться Лораном Гарнье на Лубянке в День города. А Daft Punk так и остаются несбывшимся желанием, недосягаемость которого объясняется, вероятнее всего, банальным страхом промоутеров. А вдруг не окупятся?

The Pulp (Великобритания)

Истории The Pulp в принципе свойственна протяженность во времени — группа, появившаяся 1978 г. в Шеффилде, успеха добилась только в середине 90-х. И распадались она тоже мучительно долго: практически все 2000-е от них ничего не было слышно, хотя старые записи продолжали неплохо продаваться и вдохновлять новых британских рокеров. Солист The Pulp — харизматичный мизантроп Джарвис Кокер — разродился вскоре двумя бодрыми альбомами, но в большей степени играл роль любимца глянцевых изданий, нежели радовал слушателей ударными хитами. И вот, в 2011 году появилась приятная новость: у группы приключилось долгожданное воссоединение с последующим объездом европейских музыкальных фестивалей — Primavera, Reeding, Exit и т. д.

В июне горящие глаза Кокера озарили тридцатитысячную толпу на Glastonbury. «Вы же знаете, что мы не облажаемся», — сказал он, а дальше стало очевидно, как он соскучился по эпохе «Disco 2000» — причем, вместе с публикой. Газета Guardian заметила, что солист Pulp постарел и стал сентиментальничать, как Боно или Крис Мартин. В New Musical Express концерту поставили 9,5 баллов из 10 возможных, но Москве и Петербургу, к сожалению, придется еще долго ронять слюни в ожидании их приезда. Во-первых, концертная практика показывает, что классики британского рока очень нестабильно собирают здесь кассу: The Good, The Bad & The Queen Дэймона Албарна дважды сюда наведывались с успехом, а вот на концерте Морриси можно было свободно гулять по полупустому залу. Во-вторых, спрос в Европе и Америке на восстановившихся Pulp настолько большой, что только удовлетворив его, Кокер и компания задумаются о России, Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Что, впрочем, не отменяет возможности секретного приезда группы в Россию — на дачу какого-нибудь олигарха или новогодний корпоратив продвинутой богатой компании.

Том Уэйтс (США)

По поводу отказов Тома Уэйтса выступать в России уже можно слагать не только конспирологические легенды, но и заунывные баллады, чтобы потом исполнять их в московских кафешантанах. Его нежелание приезжать в эту страну столь же несгибаемо и фатально, как неприязнь к России сенатора Маккейна. Даже гугл в поисковой строке выдает подсказку «том уэйтс ненавидит россию». В 2000 году он категорично заявил, что «ненавидит коммунизм и не приедет в страны бывшего СССР». Самой же восточной точкой своего тогдашнего тура он назначил Варшаву. В связи с этим агентство «Медиаполис» организовывало для отечественных фанатов автобусное путешествие в Польшу.

Следующие слухи о возможном появлении Тома Уэйтса возникли в 2008 году: вроде как Москва попала в его расписание. И вновь осечка. К тому времени у нас появились свои «томы-уэйтсы» — Сергей Шнуров и Billy’s Band, которые довольно беззастенчиво вдохновлялись манерой американца хрипеть, рвать душу и струны. Журналист Гуру Кен, он же Вадим Пономарев, выступил с оригинальной версией причины уэйтсовского нежелания посетить Россию. Он, на самом деле, не то, чтобы не любит ее — он ее обожает и очень боится, что попав в нашу страну увидит тот мир, который описывает в своих песнях. Неприглядный, жесткий, пропахший алкоголем и миазмами, где живут ужасные люди, скрывающие невинную красоту у себя внутри.

В общем то, у Уэйтса в музыке действительно много намеков на русский фольклор и тюремный шансон, а сравнением его хрипоты с Высоцким занимался уже не один пытливый критик. Тени развеял промоутер Александр Чепарухин, который давно ведет переговоры об организации российских гастролей артиста. По его словам, Том Уэйтс НЕ НЕНАВИДИТ Россию, и это просто миф. Равно как и преувеличением является якобы высказанное условие, что в Москве он готов выступать только в Большом театре. Чепарухин говорит, что просто надо подождать. Ну, или поехать на его ближайший концерт в Европу.

Radiohead (Великобритания)

История с посещением Radiohead России так же эпохальна, как и с Томом Уэйтсом. Том Йорк, по мнению всех концертных промоутеров России, является самым вожделенным и трудным артистом. Утечки о гастролях Radiohead в нашей стране появляются примерно столько же лет, сколько мы подключены к глобальному концертному траффику и сколько существует осмысленная музыкальная критика. Например, в замшелом 2004 году на питерском фестивале Fortdance под Крондштатом упоминавшийся уже Александр Чепарухин сообщил, что ведет переговоры о привозе Йорка сотоварищи на «форты» в следующем году. Дело было под утро, солнце ласкало крепостные стены и дрыгающихся под музыку танцоров, и казалось, что любая мечта может исполниться.

Спустя 4 года Татьяна Дальская, возившая к нам Iron Maiden и Tokio Hotel, дала установку в газете «Известия»: «U2 и Radiohead приедут к нам в следующем году». Первая часть предсказания сбылась только в 2010-м — 360° Tour ирландской супергруппы довезли до Лужников, но успех концерта U2 в Москве несравним с их популярностью в любой западноевропейской столице. Билеты продавались нешустро, с большой рекламной прокачкой, обеспеченной одним отечественным банком. Вместе с тем ходит слух, что в 2008-м Дальской почти удалось убедить менеджмент Radiohead. Ключевым аргументом послужила концертная площадка — дескать, прозвучало слово «Кремль». Но в тот раз не удалось договориться то ли с Федеральной службой охраны, то ли с Администрацией президента.

В итоге, Москве остаются сомнительные удовольствия: концерты брата Тома — Энди Йорка, который записывался с Би-2, выступления Radiohead по интернету в прямом эфире и акции по раздаче газеты «The Universal Sigh» на Патриаршем мосту, изданной группой к последнему альбому. Что касается конспирологических теорий о причинах нелюбви Йорка к России, то их две. Первая: Radiohead страшно обиделись, что русские пираты в 2003 году украли и выложили в сеть их пластинку «Hail to the Thief». И вторая, традиционная: Тому не нравится наш политический режим.

Beastie Boys (США)

В хип-хоп, изобретенными нью-йоркскими афроамериканцами, эта троица привнесла две вещи. Во-первых, белый цвет, и во-вторых, искрометнейший юмор. Начинали они с тяжелого панка, и скрежет гитар вместе с ухающими ударными до сих пор превалирует в их саунде над электроникой и скретчами. Так что в музыкальном плане они тоже немало расшевилили жанр. В жизни Beastie Boys воплощают собой идеал нью-йоркского образа жизни и мысли. С одной стороны, за 30 лет они сохранили абсолютно пакновское желание веселиться, не обращая внимания на других. С другой стороны, всегда участвовали в различных правозащитных акциях, пропагандировали толерантность, вегетарианство и выступали за освобождение Тибета. Эта политика группы, совмещающая протестный пафос с раздолбайством, наверное, лучше всего выражена в их знаменитой песне «(You Gotta Fight) For Your Right (To Party)».

Теперь же стоит посмотреть на то, какие рэпперы первой величины доезжают до России. Это 50 Cent и Busta Rhymes. Тут были концерты Snoop Dog и Эминема. Если иметь в виду затраты, необходимые на организацию гастролей Beastie Boys, то скорее всего, промоутеры убеждены в том, что сейчас в России просто нет спроса на эту группу среди аудитории, которая слушает хип-хоп и ходит на концерты. К тому же у одного из участников троицы — Адама Яуча — в 2009 году диагностировали рак слюнной железы. Он был вынужден перенести операцию и химиотерапию. В связи с этим был отложен выпуск последнего альбома «Hot Sauce Comittee, Pt. 2», и уж конечно, ни о каких затяжных трансконтинентальных турах речи пока быть не может.

Принс (США)

Трагедия отношений Принса Роджера Нельсона с Москвой заключается в том, что он здесь уже был! В 2007 году, когда никто не задумывался о финансовом кризисе, нагрянувшем в следующем году, Принс выступал на корпоративе компании «Тройка Диалог». Причем автор «Purple Rain» даже не был коронным номером праздничной программы — следом за ним запела Земфира, и реакция гостей вечера на русскую певицу оказалась гораздо более бурной, чем на заезжего героя фанка и соула. Короче говоря, вышло так, что Принс «разогревал» Земфиру. Он был бы вправе обидеться и навсегда вычеркнуть Россию из своих планов, но для артиста, отринувшего правила и некогда взявшего себе в качестве псевдонима знак, который нельзя было произнести, нет ничего невозможного.

Есть, к примеру, такая история: этим летом Принс оказался в Париже, и спонтанно решил начать свой европейский тур отсюда. Его менеджменту удалось договориться с администраторами группы Black Eyed Peas, чтобы артист выступил на сцене с их оборудованием, оставшимся от их парижских концертов. В результате Принс провел в столице Франции значительно больше рассчитанного времени, шлялся по клубам и даже сделал парочку незапланированных выходов на сцену в парижских залах. Москва пока только грезит этим артистом — коммерческие перспективы его здешних гастролей остаются туманными. Летом 2011 года мечтания вылились в пурпурную вечеринку-трибьют на Красном Октябре, посвященную Принсу. Героя на ней заменяла американская певица Жанель Монэ.

The Cure (Великобритания)

Хочется верить, что вопрос о приезде The Cure будет оставаться открытым еще недолго. Потому что в Москве у них имеется обширная фанатская база, как среди обеспеченных 40-летних, не предавших кумиров своей волосатой юности, так и среди молодежи, считающей группу Роберта Смита важнейшим звеном в цепочке рождения таких стилей, как готик-рок и эмо. Ведь известно, что преданность молодежных субкультур в Москве может гарантировать коммерческий успех почти всякому привозу. Кстати говоря, сам Смит терпеть не может, когда в разговоре о стилистике The Cure упоминают готику. Имеет право: в том виде, в котором гот-рок приобрел черты закончившего свое формирования жанра, он стыкуется с эстетикой The Cure только в отсылках к поэтам-символистам, мрачном настроении и макияже Роберта.

С другого фланга хорошие продажи концерту могли бы обеспечить меломаны, влюбленные в The Rapture, Interpol, Bloc Party и White Lies — масса новых модных британских групп признаются во влиянии, оказанном на них Смитом. Чисто теоретически концерт мог бы оказаться вполне успешным, но для его организации надо потратить колоссальные усилия. Дело в том, что The Cure как группы-константы не существует. За ее тридцатилетнюю историю состав кардинально менялся. Неизменным оставался лишь один Смит. Последнюю студийную пластинку он выпустил в 2008 году, и с тех пор поводов отправляться в тур у The Cure не было. Пока в этом году не поступило предложение от фестиваля Vivid LIVE. Для этого Смит выписал клавишника Лоуренса Толхерта, который не выступал вместе с ним целых 22 года. Они отыграли материал с альбомов «Three Imaginary Boys» (1979), «Seventeen Seconds» (1980) и «Faith» (1981) в Сиднейской опере в конце весны. Концерт пристально документировали камеры, и в ближайшее время он выйдет на DVD. В состоянии ли Москве обеспечить The Cure прием, сравнимый с австралийским? Выступление на Красной площади? Пост-панк в Большом театре? Бесплатный Cure на День города? Верится в это с трудом. Для не раз прогоревших московских промоутеров легче раз в пятилетку возить нам неоднократно проверенных Placebo. Их гонорары и сложность в организации шоу несравнимо меньше, чем морока с The Cure.

Барбра Стрейзанд (США)

В следующем году ей исполнится 70. Где-то там, за Атлантическим океаном она ходит, дышит, принимает участие в телешоу, номинируется в который раз на премию «Грэмми», раздает автографы и делает высказывания в поддержку Барака Обамы. Но прямых доказательств ее существования у жителей нашей далекой заснеженной страны очень немного. Кажется, что образ Стрейзанд абсолютно затмил реального человека. Эта певица и актриса так глубоко вошла в иконостас мировой поп-культуры XX-го века, что в ее концерт в Москве верится также, как в пришествие живого Микки Мауса на российскую землю.

Как и в случае со многими мэтрами, Барбре уже незачем делать большие шоу с открытой продаже билетов. Ее последний тур (так и назывался — The Tour) в 2006—2007 годах собрал порядка 120 млн долларов. Большинство выступлений в рамках турне прошло в Америке и Канаде, а европейская часть сопровождались скандалами. Например, римский концерт по слухам отменили из-за протестов местной организации по защите прав потребителей, недовольной баснословными ценами на билеты (€150–900). С тех пор г-жа Стрейзанд поет только на больших и богатых благотворительных вечеринках, удостаивает публику своими появлениями на церемониях премий «Гремми» и исполняет номера на протокольных балах Демократической партии США. Страшно помыслить себе, сколько бы мог стоить специально организованный концерт великой актрисы и певицы в Москве — ни один Крокус и никакая Barvikha Luxury Village себе такого позволить не смогут. Единственный фантазийный сценарий ее приезда, который почему-то приходит в голову, это торжества по случаю 90-летия Михаила Сергеевича Горбачева. Вот если бы его фонд решился провести их у нас, а не в Лондоне, и пригласил Стрейзанд, она бы не смогла отказать. Надо подождать 10 лет. Но ставки тут, вероятно, будут 1 к 100.

Лу Рид (США)

Нельзя сказать, что приезд коллеги Рида по Velvet Underground, Джона Кейла в 2006 году в клуб «Апельсин» стал историческим событием в Москве. Полностью забитого зала не было даже близко. Говорят, что на первом концерте Velvet Undeground побывало всего с дюжину человек, зато каждый из них создал потом свою группу. После концерта Кейла у нас не произошло ни одной явной музыкальной подвижки. Так и выступление Патти Смит вписалось в ставшую уже привычной чересполосицу гастрольного траффика. И будет страшно обидно, если подготовленный по всем правилам концерт Лу Рида, у нас провалится.

Попытки забукировать его для референтной аудитории предпринимались неоднократно. Несколько лет назад велись переговоры о его выступлении в рамках проекта «Квартира Esquire» — серии вечеринок для московской интеллигенции под сенью из спонсоров в шикарных аппартаментах на Якиманке. В прошлом году ряд действий пытался предпринять культурный портал OpenSpace.ru — оба раза не вышло. «Все упирается в логистику и деньги, — говорит Денис Бояринов, шеф-редактор раздела „Современная музыка« OpenSpace.ru, — у него нет концертного агентства, то есть агенты не предлагают его букерам. Он хочет — поет, а хочет — не поет». Рид действительно чаще выступает в режиме public talk — с лекциями и ответами на вопросы. Правда, поговаривают, что в Нью-Йорке у него есть крошечный клуб на 50 человек, где он периодически выходит к микрофону с гитарой. Еще говорят, что человек он импульсивный, и стоит какому-нибудь российскому промоутеру оказаться у него в гостях и очаровать его, Лу сможет согласиться пересечь океан. Таким персонажем, скорее всего, мог бы стать тот же Александр Чепарухин.                      

forbes.ru, фотография с сайта goodgame.ru





3D графика на заказ







Lentainform