Редактор учебника толерантности рассказала о том, как и зачем он создавался
28/10/2011
В книге под названием «Петербургский полицейский. Основа толерантного поведения» дается обширная справка о национальных диаспорах Северной столицы, особенностях их культуры, веры и менталитета. Подразумевается, что местные полицейские, ознакомившись с этими материалами, станут лучше понимать представителей иных национальностей и научатся вести себя с ними.
Учебник создавался большим коллективом авторов, среди которых были сотрудники Педагогического университета им. Герцена (РГПУ), центра по изучению проблем экстремизма Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Российского этнографического музея. Редактировала учебник доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры РГПУ Лариса Никифорова. Газета
ВЗГЛЯД попросила редактора рассказать подробнее об этом необычном учебном пособии.
- Лариса Викторовна, учебник был заказан властями города, и предназначен он для полицейских. Как планируется распространять его среди личного состава петербургской полиции?
– Честно говоря, я не в курсе, как будет распространяться учебник. Могу только подтвердить, что он действительно был заказан комитетом по внешним связям города. И предназначается для личного состава.
- Какой тираж у этой книги? Сколько в ней страниц? Какие основные главы?
– Там больше 100 страниц. Тираж – порядка 1000 экземпляров. Что касается содержания, есть, например, глава, посвященная этническому и конфессиональному составу жителей Петербурга, где приводится различная статистика. Есть глава, посвященная вежливому поведению и некоторым бытовым правилам поведения, например, в мусульманской среде. Есть глава о моральном облике работников полиции, где говорится о том, каким он должен быть. Есть материал об этнических кличках. Правда, мы не называем их.
- То есть целая глава посвящена обидным кличкам, но при этом напрямую не говорится, каким именно?
– Не совсем так. Это не глава, а небольшой раздел. Эти клички и так широко известны, чтобы их называть. А раздел посвящен в целом речевому поведению, там говорится о недопустимости оскорблений и т. д.
- Этот учебник носит больше теоретический характер или практический – даются ли там советы полицейским, как вести себя в той или иной ситуации, с которыми они сталкиваются на улицах города?
– Нет, таких практических рекомендаций там нет. Скорее это пособие воспитательного плана.
- Насколько уникален этот учебник? В России больше таких нет?
– Не могу сказать, как сейчас, но по моим данным на весну этого года, таких учебников в России не было.
– Тогда как шла над ним работа? Брались ли за основу какие-то зарубежные аналоги? Или авторы просто сели вместе с представителями национальных диаспор и устроили «мозговой штурм»?
– Нет, с представителями диаспор мы вместе не садились. Только с авторами. А это ученые, занимающиеся вопросами экстремизма, филологи, этнологи, юрист и т. д. Что касается зарубежного опыта, то за границей есть пособия подобного плана. Но мы на них не ориентировались. Одна из причин – в них встречаются довольно расистские утверждения.
- Участвовали ли в составлении учебника сами полицейские? Советовали ли они что-нибудь?
– Возможно, полицейские общались с комитетом по внешним связям, который выступал в качестве заказчика этого учебника. Во всяком случае, с нами напрямую они не общались.
- Затрагиваются ли в учебнике какие-то острые, негативные моменты, присущие теме межнациональных отношений, описываются ли в нем ситуации, при которых полицейские задерживают в толпе людей с другим цветом кожи или разрезом глаз?
– Замечу, что этот учебник не является результатом какого-то только что проведенного научного исследования. Мы брали за основу множество разной информации, в частности привлекали опубликованные исследования правозащитных организаций, в том числе касающиеся того, как часто полицейские останавливают на улицах людей с ярко выраженными национальными особенностями. Могу сказать, что там встречаются довольно острые материалы.
- Известно, что учебник написан простым языком, без какой-либо юридической казуистики. Вам даже приписывают фразу о том, что ваши дети школьного возраста все в нем поняли. Таким образом, и полицейские должны...
– С детьми школьного возраста несколько перегнули палку. Моим детям – 19. Но написан учебник действительно доступным языком, никакой казуистики. Да, там есть юридические разделы – к работе над учебником привлекался юрист. В частности, там упоминается закон о полиции, Административный кодекс. Но все эти нормы наши полицейские, в общем-то, должны знать и без нас.
vz.ru
- Как изменить нашу систему образования, чтобы началась модернизация
- Сочинения, присланные на конкурс юных журналистов «Новое имя»
- Как учат основам религиозных культур в петербургских школах
- Чем российский инженер должен отличаться от советского
- Как я побывала на лекции экс-министра финансов Алексея Кудрина
- «Что я понял о дагестанцах, после службы в армии»
- Можно ли делать кесарево сечение «по собственному желанию»?
- 12 провалов Путина, которыми он «выкопал себе могилу»
- Чем занимаются потомки Екатерины II, живущие в эмиграции
- Кудрин сравнил советских пенсионеров с нынешними
- По всей России прошли митинги в поддержку Навального и против Путина. Самые яркие моменты
- Вся правда о стволовых клетках
- Как пить лекарства, чтобы не навредить здоровью?
Lentainform


