16+

Как надо и как не надо разговаривать с инспекторами ГАИ

10/11/2011

Как надо и как не надо разговаривать с инспекторами ГАИ

Разговор инспектора ГИБДД с водителем, если он выходит за рамки обычной проверки документов, обычно не доставляет удовольствия ни той, ни другой стороне. Водителю хочется доказать гаишнику свою правоту и почувствовать себя победителем, но удается это редко. Сотрудники ГАИ удивляются готовности водителей нагло отрицать даже очевидные нарушения.


                      Недавно на базе Центра профессиональной подготовки ГУ МВД прошли совместные учения инспекторов ГИБДД и водителей. Организатор учений – Комитет по защите прав автомобилистов в лице Александра Холодова – пригласил не только простых автовладельцев, которым не терпелось применить юридические знания в условиях, приближенных к боевым, но и известных блогеров, которые обожают спорить с гаишниками, а потом выкладывать диалоги в сеть. За учениями наблюдали преподаватели: юристы  и психологи. Шесть ситуаций организаторы придумали заранее, но чистоту эксперимента нарушили сами гаишники, которые загодя ознакомились с этим списком. И даже распределили между собой все сценарные конфликты.

Ситуация 1. Беременная девушка едет по трамвайным путям встречного направления, что не так давно каралось штрафом, а теперь – окончательно приравнено к «встречке», то есть влечет за собой лишение прав. Начинается истерика. Задача инспектора – твердо ей противостоять.

На реальной улице беременной девушке, может, и удалось бы разжалобить гаишника, но на учениях за ними наблюдали полсотни человек. В результате права у беременной все-таки отняли. А комментатор из преподавательского состава уточнил, что суд, скорее всего, посочувствует нарушительнице в положении и присудит ее не к 6, а к 4 месяцам лишения. Но беременность не является смягчающим обстоятельством, которое полностью освобождает от ответственности.

Ситуация 2. Гаишник останавливает водителя, предлагает ему подышать в трубочку, тот сопротивляется, встает в позу (Ромберга) и говорит, что этого достаточно. Потом дует в трубочку, но слишком коротко, а надо секунд десять. В результате прибор показывает «анализ невозможен». Ситуация вероятна, если у водителя нечиста совесть и он рассчитывает отвертеться от обследования на месте. Его, конечно, отправят в стационарный наркологический кабинет, но по дороге туда алкоголь, если его мало, выветрится окончательно.

Однако во время тренинга победил гаишник, хотя, возможно, и неосознанно. Он сделал запись в протоколе: «Отказ», имея в виду, что это прибор отказался работать. Но если бы протокол попал на стол судье, тот мог бы истолковать запись как отказ от освидетельствования, и тогда водителя гарантированно лишили бы прав.

Резюме: если есть желание потянуть время, можно усомниться в исправности прибора и требовать направления в наркокабинет. А вообще сцена показала, что перед спокойной упертостью водителя может стушеваться любой гаишник.

Ситуация 3. Водитель, вместо того чтобы показать гаишнику документы, начинает его забалтывать, говорит, что правила дорожного движения предписывают показывать документы только сотруднику милиции, а про полицию в ПДД ничего не сказано. Через десять минут выясняется, что документов у него нет, но друзья, которым уже позвонили, вот-вот их привезут, а до их приезда водитель ни за что из машины не выйдет.

Водитель тянет время, чтобы машину не забрали на штрафстоянку – у гаишника есть такое право. Но эвакуировать машину с сидящим в ней человеком нельзя.

Итог тренинга: гаишник проявляет невиданное человеколюбие и сам пробивает пойманного водителя по базам, чтобы выяснить, что у него есть и права, и эта машина. А потом они дружно ждут человека, который вот-вот подвезет права.

Хотя эксперты пояснили, что гаишник мог запросто вытащить водителя за шкирку из салона, отобрать у него ключи и составить протокол о невыполнении законного требования сотрудника ГИБДД. Закон был бы на его стороне. И по словам Холодова, требование инспектора покинуть машину является законным. Неповиновение грозит 15 сутками ареста. И если машина уже официально задержана, о чем составлен протокол, ничто не может помешать ее погрузке на эвакуатор.

Ситуация 4. В качестве модели выступал известный в Рунете активист Лабрадор – его организаторы специально пригласили обыграть ситуацию, в которую он попадает постоянно, ибо сам изобрел этот антикоррупционный метод. Метод представляет собой тросик-зажим длиной около полуметра. Поясню, зачем это нужно.

Предположим, нечестный сотрудник ГИБДД останавливает вас за мелкое прегрешение или просто так. Взяв в руки документы для просмотра, он вдруг заявляет: вы превысили скорость на 60 км/ч или проскочили разводящийся мост или что-то еще, в общем, статья тянет на лишение. А может и не заявлять, просто будет мусолить права минут десять, и если водитель торопится, он сам предложит деньги просто, чтоб отпустили.

Правда, в обыгранной на тренинге ситуации водитель действительно нарушил – проехал по встречной полосе. И, поскольку статья это лишенческая, права изымаются по месту нарушения.

На просьбу предъявить документы Лабрадор протягивает права и техпаспорт в прозрачном чехле, намертво скрепленном тросом с водительским сиденьем. Унести их гаишник не может.

- Дайте мне документы, чтобы я мог их посмотреть, – говорит сотрудник ГАИ.
– Я дал.

- Они в специальном каком-то устройстве.
– Ну, если ваша рука – это устройство, тогда конечно. Кстати, наш диалог пишется на камеру, и все увидят, что документы у вас в руках.

- Я перекушу эту вашу цепочку.
– А она золотая. Стоит 5000 рублей. Если испортите, будете отвечать по закону по статье 167 Уголовного кодекса – умышленное повреждение чужого имущества. (500 рублей – потому что в случае, если б цепочка стоила дешевле 2500 рублей, статья была б административной).

- Я вас предупредил.
– А я предупреждаю, что сейчас разобью на вашей машине мигалку и что мне ничего не будет, потому что я вас предупредил?

Дальше еще пять минут бессмысленного диалога. Одержать победу инспектору не удается. К тому же простыми плоскогубцами этот тросик не возьмешь. На поверку он оказывается стальной, а не золотой.

Никто из зрителей-юристов не стал заявлять, что использование зажима – неправомерно, поскольку все, что не запрещено – разрешено. Многие отметили, что инспектор напрасно повелся на провокацию. Выбирать наказание так или иначе будет суд. Он-то  и может забрать права, и с момента изъятия пойдет отсчет срока наказания. А гаишнику требовалось только написать в протокол, что изъять удостоверение не представилось возможным.

Ситуация 5. Война видеорегистраторов. Гаишник утверждает, что водитель проехал перекресток на красный свет, что подтверждается видеозаписью, а водитель, что ехал на зеленый – и это подтверждает его видео. Задача водителя – добиться, чтобы гаишник внес в протокол запись о наличии двух, а не одной видеозаписи. После мирного диалога такая запись делается. Водитель победил. Осталось теперь  убедить суд ее просмотреть.

Ситуация 6. Просрочен техосмотр, инспектор ГАИ обязан снять с машины номера. Но они намертво приварены, приклеены, привинчены. Гаишник, в принципе, имеет право кромсать регистрационные знаки (это государственная собственность), но только не царапать бампер. Заставить сделать то же самое водителя он не имеет права. Итог – машину отпускают на все четыре стороны. Как заявил «Городу» Александр Холодов, если инспектор продолжает удерживать права у себя и требует, чтобы автовладелец снял номера сам, можно смело звонить в полицию и жаловаться на незаконное изъятие документов. То же самое – если он ломает бампер.

Эти учения – почти наверняка не последние. Группа «правовая грамотность автомобилиста» «Вконтакте» пополняется новыми членами а именно из ее членов сформировался тренинг.                          

Нина АСТАФЬЕВА











Lentainform