16+

Кто виноват в том, что дорожают полисы ДМС

11/11/2011

Кто виноват в том, что дорожают полисы ДМС

Медики и страховые компании заранее обвинили друг друга в возможном резком подорожании своих услуг. Хотя ни того, ни другого в этом году, судя по всему, уже не произойдет и рынок ДМС не обрушится. А главное - повышение цен и так уже давно происходит.


                    В разгар отпускного сезона (из-за чего широкая публика про это так и не узнала) страховые компании в лице Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада (далее для краткости будем называть его просто «Союзом») организовали «круглый стол» на тему «Рынок ДМС. Посткризисные тренды». Один из вопросов, предложенных для обсуждения, был сформулирован явно с позиции страховщиков и явно в их интересах: «Инфляция, повышение цен на медицинские услуги в медицинских учреждениях, а также последствия этих явлений для рынка ДМС и платных медицинских услуг».

Скорее всего, именно потому, что ход разговора был таким образом заранее предопределен, медиков на «круглый стол» зарегистрировалось немного. Причем первоначально заявленные спикеры (главврачи Медицинского центра ФГУП «Адмиралтейские верфи», АНО «Поликлиника Петербургского метрополитена» и Поликлиники № 40) в последний момент от участия, видимо, отказались, и их пришлось срочно заменять другими.

Сдерживание цен утомило. Всех

Для того чтобы лучше понять то, о чем говорили представители страхового сообщества, нужно вспомнить, что происходило на рынке ДМС и платных медуслуг в самый острый период кризиса. Тогда, весной 2009 года, страховщики не упускали случая напоминать: «Мы уговорили медиков не поднимать цены на свои услуги и благодаря этому спасли рынок ДМС – полисы тоже не подорожали и даже подешевели» (намек: «Продолжайте страховаться по ДМС, дорогие клиенты»).

Напомним: действительно, в период с 2000 по 2008 г. цены на услуги медучреждений ежегодно росли на 20 – 30%.

Не соглашаясь с тем, что поддались давлению страховщиков (они вообще друг друга недолюбливают), но и не особенно споря, операторы платных медицинских услуг все же сдерживали рост своих цен для страховых компаний в течение полутора лет. Вместо этого медики учились экономить, а если и поднимали цены, то  для пациентов «с улицы», оплачивающих свое лечение наличными через кассу.

Справедливости ради надо сказать, что страховщикам тоже было нелегко. Им, привыкшим в 2001 – 2008 годах к низкой убыточности ДМС (когда выплачивать приходилось не больше 70%, а то и 50% собранных денег), в 2009 году пришлось научиться отдавать 90% от сбора, а то и больше.

И все же, по данным Росстрахнадзора, объем страховых сборов по ДМС в Петербурге в 2009 году  возрос по сравнению с результатом благополучнейшего 2008-го почти на 3% (с 5,344 млрд рублей до 5,503 млрд). В 2010-м увеличение шло еще успешнее – до 6,171 млрд (+12,14%).

Правда, застрахованных по ДМС при этом становилось все меньше: по данным Союза, в 2008 году в Петербурге их было 810 тыс., в 2009-м – 680 тыс., в 2010-м – 645 тыс. (по 2011 году итоговых цифр пока нет). И платить петербургские страховщики стали меньше: в 2010-м общий объем выплат снизился по сравнению с 2009 годом на 10,18%.

Зато средняя цена полиса ДМС росла.

Интересно сравнить, как у страховщиков связаны эти три показателя: уменьшение числа клиентов, рост цены полиса для каждого из них и общий рост страховых сборов:


Кто виноват в том, что дорожают полисы ДМС

Как видно, прямой связи между всеми этими показателями нет. Но три соображения все же возникают:

1. Когда в 2009 году количество застрахованных резко уменьшилось, страховщики резко подняли цены полисов ДМС и даже смогли немного нарастить объем сборов (тогда же страховщики гордились тем, что уговорили медиков не поднимать цены на медуслуги).

2. В 2010 году число клиентов почти не сокращалось, однако страховщики снова подняли свои цены и смогли неплохо нарастить объем сборов.  

3. Медики все это время старались цен не поднимать. Во всяком случае, для страховых компаний.

Общий уровень убыточности (выплат) у страховщиков ДМС в 2010 году снизился тоже – с 92,25% до 73,89%. Казалось бы, вновь достигнут докризисный идеал.

«Нормальный уровень выплат по ДМС, на мой взгляд, не должен превышать 70 – 75%, – рассуждает Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой группы «Капитал-полис». – Если он намного ниже, то, значит, страховщик экономит на клиентах. Если больше 80%, то компания вступает в зону риска».

По словам Кузнецова, расходы на ведение дела у страховщиков не менее 20 – 25% (10 – 15% – комиссионные агентам, 10% – другие внутренние расходы).

Резюме: в 2009 году ДМС для всех страховых компаний было убыточным. В 2010-м им удалось выйти на уровень безубыточности, и снова падать ниже этого уровня, понятное дело, никто не хочет. Необходимым условием этого должна была стать верность медучреждений кризисным договоренностям о замораживании цен. Но медики за полтора голодных года от экономии устали. Даже, можно сказать, измучились. И подняли-таки цены. Отвыкшие от этого страховщики были неприятно удивлены. И позвали журналистов, чтобы указать пальцем на потенциальных обрушителей едва-едва выжившего рынка.

Угрозы из приемного покоя

В пресс-релизе, подготовленном в Союзе, приводится такое рассуждение:

– Специфика рынка ДМС, исходя из опыта страховщиков, такова: его развитие или, по крайней мере, удержание возможно при условии  роста страховых тарифов не более чем на 10–15% в год. Если же  при заключении договора страхования на новый срок его цена увеличивается более чем на 15 – 20%, то  страхователь либо уходит к страховщику, который предлагает заведомо демпинговый тариф, либо вообще отказывается от страхования.

– В условиях кризиса рынок ДМС удерживался от существенного падения тем, что страховщики практически не повышали страховые тарифы, несмотря на общий рост потребительских цен на товары, услуги и медицинские услуги, в частности. Рост цен на медицинские услуги в период кризиса был вполне умеренным, что и позволяло страховщикам не повышать тарифы по ДМС.

– Но в 2011 году в Петербурге наблюдается значительный рост цен на медуслуги.

По заявлению Юрия Самоварова, уже за первые 4 месяца 2011 года уровень медицинской инфляции в целом по России, по данным Федеральной службы государственной статистики, составил 9,25%.

В Петербурге дела обстоят и того хуже – 12,7% (см. таблицу).

Анализ прейскурантов лечебных учреждений Петербурга


Кто виноват в том, что дорожают полисы ДМС

«Прогноз медицинской инфляции на год, если сохранится тенденция, отмеченная в начале 2011 года, составит около 30%, – предупредил  Самоваров. – Если опираться на данные Службы госстатистики, то страховщикам, которые не повышали тарифы 1,5 – 2 года, придется увеличить их на 50–60%. Если ориентироваться на анализ прейскурантов ЛПУ, увеличение страховых тарифов должно быть существенно выше. При этом повышение страховых тарифов на 50–60% может привести к катастрофическим последствиям для всех субъектов рынка ДМС: страховщиков – к существенному сокращению количества застрахованных, ЛПУ – к существенному сокращению количества клиентов от страховых компаний, клиентов – к снижению качества медицинского обслуживания».

Пока не началось

Впрочем, сейчас, когда прошло уже достаточно много времени для того, чтобы прогноз подтвердился, можно констатировать, что пока предсказанные ужасы не сбылись.

Алексей Кузнецов («Капитал-полис») говорит: «За 1-е полугодие 2011 года цены на медицинские услуги выросли в среднем на 15 – 30%. Стоимость полисов ДМС при этом не выросла на столь существенную величину. О статистике по рынку в целом сейчас сложно говорить, но, например, у нас в компании первое и причем вынужденное повышение цен в этом году произошло с 1 сентября и составило 10%».

Впрочем, своих претензий к медикам гендиректор «Капитал-полиса» не снимает и объясняет: убыточность компании осталась прежней: в прошлом году она составляла 59,5%, в этом году – 59,4%. Обычно, в стандартных условиях, когда идет рост страховой премии, на этом фоне убыточность сокращается. В данном случае она не сократилась, и это четко говорит о том, что выплаты имеют тенденцию к росту. Причина этого совершенно однозначна – рост цен на медицинские услуги. А еще в этом году страховщики наблюдают рост обращаемости за медицинскими услугами по сравнению с прошлым годом; это тоже повлияло на уровень выплат.

Директор по продажам СО «Медэкспресс» Ольга Короткова приводит несколько иные показатели роста цен на рынке ДМС, чем ее коллега: «Цены на медуслуги в Петербурге в 2011 году, по прейскурантам ЛПУ, были увеличены в среднем на 10 – 15% – в зависимости от уровня сервисности и востребованности медицинского учреждения. Тарифы по программам ДМС в нашей компании были увеличены на 12%».

Мнение
Татьяна Романюк генеральный директор клиники «Единые медицинские системы» (ЕМС):

– Клиника ЕМС, как и многие другие частные клиники, не поднимала цен на большинство услуг с осени 2008 года – особенно для страховщиков.

Наша компания, например, не только не подняла цену на 15%, но напротив: ряду страховщиков были даны значительные скидки. В ожидании очередного кризиса и прогноза спроса на медуслуги и  следующее полугодие не дает повода планировать повышение тарифов.

Но рост цен объективно неизбежен: налоговая нагрузка на нас в этом году увеличилась, а именно заработная плата врачей составляет львиную часть в структуре себестоимости, топливо дорожает, а поставщики медтехники и материалов поднимают цены без оглядки на проблемы медицины.

Влечет ли повышение наших тарифов за собой неизбежное пропорциональное удорожание страховых полисов? Нет, ведь выплаты в клинике – это не 100% доля от затрат страховых компаний, страховщик несет огромные затраты на содержание колл-центра, врачей-экспертов и другие накладные расходы, поэтому ему следует прежде всего обратить внимание на сдерживание собственных операционных издержек. Оснований для подъема стоимости полисов на 50% нет. Ссылка на рост цен клиник и рассуждения о логичности таких шагов спекулятивны.

Как показывает аналитика, до кризиса маржа СК составляла до 50%, сейчас они стараются обеспечить себе 25%, а у медиков, даже самых «раскрученных», она не больше 25%. 15% – это идеально для большинства компаний, а летом планки и вовсе падают до убыточности. Если при этом еще всегда помнить, что страховщики не просто заставляют нас удерживать цены, но еще и предельно фильтруют выставляемые нами счета, то разговоры о бесконтрольном или необоснованном повышении тарифов на медицинские услуги становятся беспредметными.                     

Алексей КРЫЛОВ








Lentainform