16+

Как правительство Петербурга собирается заработать на школах

30/11/2011

Как правительство Петербурга собирается заработать на школах

1 декабря в Петербурге торжественно откроется школа, впервые построенная в партнерстве с бизнесом – на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В Комитете по инвестициям хотят поставить такое строительство на поток. Зачем? - узнавал Online812.


                 Рожденная дважды

В новой школе № 511, построенной в новом жилом комплексе «Славянка» (Пушкинский район), с 21 ноября уже учатся 280 детей. Но ее официального торжественного открытия пока не было. Эта школа – первый  в городе объект образования, построенный на условиях модного теперь государственно-частного партнерства. В Комитете по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), с чьей подачи было создано ГЧП, этим очень гордятся. И хотят отметить рождение «первенца» в максимально торжественной обстановке – чтобы губернатор приехал. Поэтому школа откроется дважды: первый раз –  тихо, для учеников. Второй раз – торжественно, для чиновников и журналистов. С торжественным открытием пока что-то не ладится: его уже перенесли с 25 ноября на 1 декабря (впрочем, дата уточняется).

Школа рассчитана на 825 детей. В ней есть два бассейна, два спортзала, две спортплощадки, один стадион с искусственным покрытием, один актовый зал на полтысячи мест, стоматологический кабинет и медицинский блок. Школу построила УК «Перемена» (аффилированная с ГК «Балтрос»), выиграв конкурс на право заключения с городом соглашения о ГЧП.  Компания «Балтрос» является основным застройщиком микрорайона «Славянка», рассчитанного на 60 – 100 тысяч жителей. Согласно соглашению о ГЧП, «Перемена» должна не более, чем за два года, возвести еще одну такую же школу и три детсада с бассейнами (на 110 мест каждый) в строящихся микрорайонах «Славянка» и «Новая Ижора». А затем обеспечить техническое содержание зданий  (текущие ремонты, содержание территории, оплата коммунальных услуг и пр.) в течение последующих 10 лет. 

В Комитете по инвестициям уверены, что такое партнерство выгодно абсолютно всем. То есть и городу, и инвесторам.

– Новые районы не успевают обеспечиваться социальной инфраструктурой, – говорят в КИСП. – Лишь за этот год не создано в срок 10 образовательных учреждений. А количество объектов образования, которые не были созданы за предыдущее десять лет – более 20. Привлекать инвесторов на основе ГЧП – это выход.

По мнению представителей КИСП, такие проекты прежде всего интересны компаниям, которые занимаются комплексным освоением территорий. У них есть прямой интерес, чтобы вновь построенное жилье стало более  продаваемым за счет развитой инфраструктуры.  Инвестор также должен быть заинтересован в том, чтобы выполнить все работы «на отлично». В противном случае недоделки приведут к дополнительным затратам на стадии эксплуатации,  которой также занимается инвестор.

В компании «Балтрос» до торжественного открытия школы официальных комментариев не дают. Но в неформальной беседе говорят, что никакой прибыли от участия в  проекте не получат – впрочем, и выбора-то у них особого не было. 

– Если в квартале не будет школ и детских садов, люди туда не поедут. Теоретически это должен обеспечивать город. Но так он в полной мере этого не делает, подключаются застройщики.

Согласно договору о ГЧП, город обещает купить объекты у инвестора в рассрочку на 12 лет под 11% годовых, а также компенсировать расходы на  их техническое содержание по стандартным нормативам и даже чуть меньше – с коэффициентом 0,98.

Школа перейдет в собственность города после заключения договора купли-продажи, который будет подписан после сдачи  объекта в эксплуатацию. После этого город начнет  выплачивать долг.

В КИСП говорят, что если строить школы «по старинке», в рамках госзаказа, то на возведение одного объекта уходит 3 – 4 года. А  в рамках ГЧП школы чудесным образом строятся в два раза быстрее – за полтора года.

– Потому что инвестор заинтересован быстрее сдать объект и начать возвращать средства, -  разъясняют ускорение  в КИСП.

В качестве  веского аргумента в пользу ГЧП чиновники из КИСП говорят о  «резком снижении единовременной нагрузки на бюджет». Мол, у города сразу нет столько денег, чтобы построить сразу столько школ, сколько нужно. А в случае ГЧП,  школы город получает сразу, а платит за них потом. Что Комитету по инвестициям кажется очень правильным. Даже несмотря на 11 процентов годовых.

Мы за ценой не постоим

Складывается впечатление, что  ГЧП при строительстве детских учреждений таит в себе сплошные плюсы.  Минус только один. Но о нем, похоже,  не принято теперь говорить вслух. Это цена. Как сообщили «Городу 812» в Комитете по инвестициям, сметная стоимость строительства двух школ и трех детсадов в рамках ГЧП составляет 2,4 миллиарда рублей. А общая сумма, которую инвестор получит из бюджета за десять лет – с учетом расходов на эксплуатацию и процентов за рассрочку  -  3,8 миллиарда рублей.  Чтобы оценить, много это или мало,  «Город 812» обратился к официальному сайту госзаказа Петербурга, где обнаружил заказы на строительство похожих объектов.

Так, Комитет по строительству провел в феврале 2011-го конкурс на  строительство школы на 825 учеников  с двумя бассейнами  в юго-западной части Приморского района. Сумма контракта составила 575,3 млн рублей.

Также в феврале прошел конкурс на возведение детсада на 110 мест с бассейном в поселке Шушары. Сумма контракта -  139,8 млн рублей.

Используя заложенные в детстве знания арифметики можно подсчитать, что строительство двух таких школ и трех детсадов  по госзаказу обойдется примерно в 1,6 млрд рублей. Строительство похожих объектов в рамках ГЧП – 2,4 млрд руб. То есть примерно на 800 миллионов  дороже, чем стоимость «по старинке».  За эти деньги, кстати, можно было бы построить дополнительно  5 – 6 детских садиков с бассейнами.

Еще 1,4 миллиарда рублей сверх сметной стоимости  будут выплачены инвестору из бюджета  в качестве компенсации затрат по техническому содержанию объектов и выплаты процентов за рассрочку.

Похоже, что школы и детсады «по ГЧП» в любом случае обойдутся бюджету дороже, чем по госзаказу.

Доходные дома престарелых

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге сегодня осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов по схеме государственно-частного партнерства. И в Комитете по инвестициям полагают, что будущее Петербурга – в дальнейшем  расширении ГЧП. «Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами», – говорят там.

Создание школ и детсадов по методу государственно-частного партнерства хотят поставить на поток. Как сообщили Online812 в КИСП,  комитетом были направлены запросы в районные администрации «на получение информации о потребностях в строительстве и реконструкции в 2012 – 2013 годах социальных объектов».

– Результаты  обработки  данной информации показали, что сегодня городу необходимо строительство 13 образовательных учреждений и реконструкция 8, строительство 17 учреждений здравоохранения и реконструкция 7. Среди прочего  в ответах на запросы указана необходимость строительства в разных районах города таких социальных объектов, как: комплексный центр социального обслуживания, дом-интернат для инвалидов и граждан пожилого возраста, дворец культуры, футбольное поле с трибунами, теннисные корты, бассейн и т. д., – пояснили в комитете.

По словам  чиновников, в настоящее время комитет «ведет предварительную проработку возможности применения механизмов ГЧП для покрытия недостатка в объектах социальной инфраструктуры. Проекты в сфере образования и здравоохранения (поликлиники) находятся в стадии первоначального структурирования».

Вероятно, в качестве такой «предварительной проработки» в конце сентября КИСП провел конкурс и заключил контракт, ценой в 7 миллионов рублей, на оказание консультационных услуг по разработке концепции  строительства и эксплуатации учреждений образования на основе ГЧП.

В техзадании  конкурса требуется оценить возможность привлечения к строительству школ и детсадов потенциальных инвесторов, подготовить перечень таких потенциальных инвесторов  (не менее пяти). А также сделать анализ  «возможных способов возврата инвестиций».

Требования ТЗ звучат захватывающе. Какие могут быть другие способы возврата инвестиций при строительстве школ, поликлиник, домов престарелых и прочей «социалки», кроме компенсации из бюджета?

Как вообще строительство подобных объектов может быть привлекательным с точки зрения бизнеса? Эти вопросы Online812 адресовал застрельщикам внедрения идеи о ГЧП – в Комитет по инвестициям.

– Школа, как социальный объект, может генерировать доход, предоставляя дополнительные услуги образовательного и необразовательного характера  – бассейн, тренажерный зал, музыкальные курсы и пр. – сообщили в комитете. – Мы исследуем возможности коммерческого использования школы.

Комментарии

Владимир Копылов, ведущий аналитик компании Setl City:

– В «Славянке» использована  очень сложная и странная схема ГЧП. Экономика проекта  непонятна. При компенсации затрат городом  учитывается только себестоимость строительства, но не берутся в расчет расходы на подготовку участка, его выкуп и так далее. Расходы на эксплуатацию – очень сложно прогнозируемая величина, ведь туда входят и оплата коммунальных услуг, и ремонты. Как эти расходы изменятся через 3 – 5 лет?  Как это можно прогнозировать?  По сути, такое ГЧП – это некая форма возврата затрат для инвестора, но она не покрывает полностью всего объема затрат. Поэтому девелопер вынужден будет переложить затраты на стоимость жилья, ввергая себя в риск увеличения его продажной стоимости и, как следствие, снижения спроса.
На подобную схему в «Славянке» пошли, скорее всего потому, что это – социально сверхзначимый объект. Там получают жилье военные.

Сергей Щербаков, вице-президент, руководитель Северо-Западного регионального центра банка «Агросоюз»:

– Стратегически все, что касается привлечения денег частных инвесторов в решение городских задач, – это правильно. Но сейчас в Петербурге такая ситуация, когда новая команда проводит ревизию идей предыдущей администрации. И  пока еще  есть неопределенность новой власти по поводу ГЧП.  В России в основном создаются ГЧП бюджетного, самого опасного для инвестора типа, когда позиция субъекта РФ в ГЧП является определяющей. Например, может прийти новая команда и сказать: «проект нам не интересен, все ваши затраты мы вам прощаем». А частный инвестор – существо пугливое, и в последнее время его вообще запугали до смерти. Азартные игры с государством должны приносить ему покрытие расходов и прибыль. А иначе не стоит и ввязываться.

Что касается проекта в «Славянке» и возврата денег инвесторам из бюджета. С учетом того, что бюджетирование у нас трехлетнее, я бы хотел посмотреть, как возврат средств инвестору в течение десятилетия будет закладываться в бюджеты? И что будет, если снова придет новая команда и скажет, что ей это все неинтересно?                       

Мария ГОРДЯКОВА








Lentainform