16+

Почему в Петербурге самый большой транспортный налог

08/12/2011

Почему в Петербурге самый большой транспортный налог

В Петербурге самая высокая ставка транспортного налога в России для автомобилей. И она осталась высокой даже после того, как в прошлом январе в два раза снизилась базовая федеральная ставка на транспортный налог. А вот на катера, гидроциклы и самолеты в Петербурге ставка налога не самая высокая. Почему так? – выясняли мы.


                     С катером дешевле

Снижение ставок транспортного налога в целом по России произошло с 1 января 2011 года. Как говорили тогда, это снижение стало возможно за счет введения акцизов на бензин – 1 рубль за литр. Однако автомобилисты Петербурга в итоге ничего не выиграли – потому что петербургские власти решили не давать им налоговых послаблений (уровень ставки определяется региональными властями, федеральные власти устанавливают только минимум и максимум ставок).

Так, петербургские власти могли облагать мотоцикл с мощностью двигателя до 20 л.с. налогом от 0,1 до 10 рублей с каждой лошадиной силы. Они выбрали максимум – 10 рублей. И так со всем автомобильным транспортом. Любопытно еще одно обстоятельство: владельцы самолетов, катеров и гидроциклов платят в Петербурге в два раза меньше, чем могли бы.

В Комитете финансов Санкт-Петербурга нам объяснили: это логично, так как доходы бюджета от налога расходуются на поддержание именно автомобильных дорог. Самолеты, катера и гидроциклы на дороги не воздействуют и включены в перечень как бы заодно.

По словам представителей Комитета финансов, водного и воздушного транспорта в Петербурге не так много, и используется он в ограниченный период времени, поэтому возможность повысить налог для них и не используется.

Председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров говорит, что законодатели исходили из экологических соображений: кто больше загрязняет атмосферу и портит асфальт – тот и платит больше. «Однако я убежден, – говорит депутат-единоросс о катерах и самолетах, – что налоги на такие виды транспорта как раз нужно повышать, так как их приобретают богатые люди».

Налогом должно облагаться не транспортное средство, а его владелец, – считает Макаров, и повышать налоги в таком случае – вовсе «не значит ставить препоны развитию малой авиации и водного транспорта».

Виноваты регионы

И раньше, до 2011 года ставки транспортного налога в Петербурге были максимально возможными. Но почему она не понизилась, когда в стоимость бензина ввели транспортный акциз? Автомобилистов обманули?

Как пояснил автомобильный правозащитник Александр Холодов, сумма не поменялась по простой причине: раньше регионам разрешалось менять базовую ставку в 5 раз, теперь – в 10. Иными словами, если раньше ставка была 1 рубль, то ее могли увеличить до 5 рублей. Потом ставку понизили до 50 копеек. Но позволили регионам увеличить ее до 10 раз – то есть до тех же 5 рублей. Параллельно возросли акцизы – а значит, общая нагрузка на автовладельцев стала больше.

Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский говорит, что закон никого обманывать не собирался: «Федеральные власти дали регионалам больше самостоятельности в проведении налоговой политики. Например, при благополучной бюджетной ситуации регионы вправе снизить ставки транспортного налога. И, напротив, в случае проблем с наполняемостью бюджета субъект РФ получает возможность частично заткнуть эту «дыру» за счет автолюбителей, правда, со всеми вытекающими рисками».

Ответственность, таким образом, переложили на регионы. «А регионы налоги не понизили. Тех, кто это сделал, можно по пальцам пересчитать», – говорит начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. Пресс-секретарь Комитета по финансам Лариса Федченко в качестве примера называет Ленобласть, Москву и Московскую область: там после понижения базовые ставки не менялись – сумма оказалась в 2 раза меньше прежней.

Акцизы вместо налога

Вся эта история, рассказывает Андрей Топтун, началась в 2010 году с разговоров о замене транспортного налога акцизами на бензин. «Смелости не хватило, поэтому ввели рубль за литр бензина дополнительно, а налог как бы отдали субъектам Федерации».

Между тем Александр Холодов считает, что замена транспортного налога акцизом, включенным в цену бензина, была бы верным шагом, если бы размер акцизов рассчитывали не в Минфине: «Минфин предлагает повысить цены на 3 рубля. А у нас, сколько мы ни прикидывали, получается, что если копеек на 50 повысить,  то будет отказаться от транспортного налога».

В Комитете финансов СПб считают, что переход на акцизы маловероятен, поскольку очень дорого обойдется. В 2010 году в бюджеты всех регионов поступило 76 млрд рублей налога и 166 млрд рублей – акцизов. Соответственно, в случае отмены транспортного налога компенсация   выпадающих   доходов   региональных бюджетов потребовала бы одномоментного увеличения ставок акцизов на нефтепродукты более чем на 45%.

Зато с переходом на акцизы те, кто автомобилем пользуется часто, будет платить куда больше, чем те, кто ездит раз в год, – что вполне справедливо. «Мне кажется, автомобилисты совсем не против платить больше. Нужно лишь, чтобы деньги, которые мы платим, шли на развитие дорожной инфраструктуры», – уверен Андрей Топтун.

Налог за воздух

В начале октября замглавы Минпромторга Андрей Дементьев предложил заменить транспортный налог в России на экологический. То есть чтобы больше платили владельцы старых автомобилей, которые сильнее загрязняют воздух.

Экологический налог уже получил звание антисоциального. «Депутаты потому и радеют за его отмену транспортного налога – они сами владеют такими автомобилями как Porsche, Tayota, BMB, и им приходят счета по 50 – 100 тысяч рублей ежегодно. Сравните: у «Жигулей» налог – всего тысяча рублей», – говорит Андрей Топтун.

«Бедные слои населения не могут себе позволить дорогостоящие машины с экологически чистыми двигателями. Мы к такому налогу сейчас не готовы. В далеком будущем – может быть», – считает Александр Холодов. 

«Идея выглядит вполне логичной, так как будет способствовать обновлению российского автопарка», – убежден Роман Беседовский. По его мнению, замена транспортного налога на экологический заставит население приобретать не автохлам, а современную технику. И автопроизводители получат стимул производить автомобили, соответствующие передовым экологическим стандартам.

Автомобилисты согласны: обновление автопарка и чистый воздух – это важно. Только сравнивать Россию и Европу нельзя в принципе. «С Москвой понятно – там огромное количество автомобилей на единицу площади, – говорит Андрей Топтун. – Но в любом другом городке не нужны такие жесткие меры по выхлопам! На периферии воздуха много, Сибирь – просторы бескрайние! Зачем там дедушку заставлять менять свою «копейку» или «Запорожец» на какое-то чудо экологическое?».

Кроме того, добавляет эксперт, «гораздо сильнее влияет неисправность автомобиля, чем его соответствие стандартам.  Когда произошел переход на евро-2, выхлоп автомобилей стал чище в разы. Но потом, с переходом от евро-2 к евро-3 и далее разница стала несущественной. Что толку, если автомобиль не будет платить налоги, имея убогое техническое состояние? Он будет ездить по улицам и отравлять атмосферу. А мы радеем-то за что? За чистоту воздуха вроде бы».

Автомобилисты, однако, полагают, что сейчас опасаться экологического налога не стоит – если его и введут, то только после выборов.

В Комитете по финансам Санкт-Петербурга говорят, что вплоть до 2014 года «внесение изменений в законодательство о транспортном налоге на среднесрочную перспективу не планируется».                           

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform