16+

«ТВ каналы наслаждались демонстрацией ареста бизнесмена Батурина на толчке»

08/12/2011

ЛИЛИЯ ШИТЕНБУРГ

Отчетная теленеделя была предвыборной. Это обстоятельство не то чтобы «взорвало эфир», но все-таки немножко отформатировало. Реклама стирального порошка чередовалась с партийными роликами.


                С точки зрения «экранных искусств» все они были одинаково ужасны: несколько задушевных слов за кадром и крупные галочки в квадратиках на ярком фоне – для легкости запоминания. ЛДПР блеснула армейским хором, «Единая Россия» развлекала мультиками про медвежат.

Чтобы сказал по поводу этих пропагандистских усилий гений рекламы Дон Дрейпер (герой культового сериала «Mad men»)? Что так эти люди никогда свой товар не продадут. Ну так они ничего и не продают – это же очевидно. Потому что я – как объект рекламных усилий – сидя у телевизора, чуть было не выбрала (проголосовав исключительно сердцем), за какую партию голосовать: в промежуток между медведиками, флагами и фанфарами вдруг вторглись какие-то безумные носороги, которые неслись по бездорожью, сметая все на своем пути. Тут же почувствовала к носорогам безотчетную симпатию: вот они бы точно сумели выразить в Думе мою теперешнюю гражданскую позицию. Но это оказалась реклама каких-то суперпокрышек для автомобиля.

Зато когда мастера телерекламы на самом деле пытаются сбыть свой товар – это у них получается вполне. Может быть, несколько топорно, без изящества, зато эффективно. Центральные каналы наслаждались демонстрацией ареста бизнесмена Виктора Батурина. Человека с таким лицом, вероятно, приятно арестовывать на толчке. Что и было проделано. Фамильной батуринской фотогении всегда недоставало выразительной мизансцены – былые съемки в богатых интерьерах всей полноты образа не передавали. А ныне, да еще в отсветах на сантехнике – самое то. Оператор блеснул мастерством, монтаж роскошествовал: проход за объектом до туалета, съемка со спины, общий план на фоне рулона туалетной бумаги, наезд – крупный план редкой силы, отдельно – вексель с неразборчивыми буквами в качестве доказательства вины…

Последовали и сцены в суде – потеющий объект за решеткой, в смелых ракурсах. Что там с этим векселем – я не узнаю, да и неинтересно. А вот то, с каким злорадством добивают «лужковских», вчерашних звезд телевизионной светской хроники, – это запомнится. С точки зрения политики тут все ясно. Эстетический нюанс здесь заключается лишь в том, что для наблюдателя практически все эти светские персонажи выглядят одинаково – и до, и после интерьерных съемок среди сантехники. Настоящего гламура – то есть лоска, способного скрыть хоть что-нибудь, у этих ребят нет.

Телевизионным передачам совсем не обязательно длится долго, чтобы приковать к экранам заинтересованную публику. На канале 100ТВ вышла программа «Отражение», героем которой стал вице-губернатор Василий Кичеджи. Анонсировались животрепещущие темы: состояние дел в питерской культуре, до сих пор вакантная должность председателя Комитета по культуре, многолетний кошмар с Домом ветеранов сцены (ДВС), в очередной раз разразившийся скандал с многострадальным Театром комедии имени Акимова.

Надо отдать должное ведущему программы Олегу Заславскому: все вопросы были заданы. В ответ на них мы узнали, что Василий Николаевич много и тяжело работает, но мужественно не жалуется на занятость. Что он уже успел познакомиться со всеми основными культурными объектами города. Что денег на культуру будет выделяться все больше и больше. Что теперь у нас есть «Открытая сцена» под руководством то ли Орлова, то ли Козлова. Что история с ДВС разрешится совсем скоро – причем к удовольствию обитателей дома. Что ситуацию с Театром комедии «будем обсуждать».

Тут весь вопрос в том, существует ли реальность за рамкой телевизионного кадра. Потому что если нет – то все в порядке. Мы с удовольствием посмотрели короткую и динамичную передачу, где в энергичной манере были затронуты любопытные темы. Но что если все-таки есть «жизнь на Марсе»? Тогда придется признать, что кресло председателя Комитета по культуре должен занять человек, который уже (в силу специфики профессионального образования или опыта работы) знает, что культура не может быть самоокупаемой с финансовой точки зрения – ее «окупаемость» совсем иная, опосредованная. И что отсутствие такого «человека на своем месте» дорого обойдется Петербургу. Что для того, чтобы «обсуждать» Театр комедии, необходимо понимать, какими именно художественными, этическими и экономическими критериями стоит руководствоваться, а какие – признать негодными, провинциальными, устаревшими, неэффективными. Иначе выводы любой комиссии могут быть легко опровергнуты самодовольным «а людям нравится!» (или «пипл хавает», что то же самое). И государство вновь, уже в который раз, сможет лишь развести руками, склонившись перед твердыней Татьяны Казаковой.

Кстати, о культуре. Первый канал завершил показ сериала «Фурцева». Особо упомянув о том, что фильм не претендует на точное воспроизведение событий, авторы сериала взялись за реконструкцию «духа эпохи». Как это часто бывает в подобных случаях на отечественном ТВ, за «дух» сполна ответил художник по костюмам. Любимые фасончики «Екатерины Великой» были продемонстрированы с любовью и знанием дела. На Ирине Розановой они, впрочем, смотрелись куда лучше, чем на легендарном советском министре культуры – и не случайно. Дело не только в том, что Екатерина Фурцева – советский партработник, брошенный в свое время на культуру, а Ирина Розанова – выдающаяся русская актриса, умница и красавица, да еще – среди прочих замечательных ролей – с Настасьей Филипповной в актерском багаже. Это та самая красота, «в которой страдания много». Но разница не только в красоте (Фурцева была, как говорили, «интересная женщина»). Разница в осанке. Дикции. Интонации.

Да, жалостный «бабий взгляд», со всеми нюансами – от нежности до презрения, от сердечной муки до девического застенчивого хихиканья (ох, какой интересант, этот режиссер Ефремов – в исполнении собственного сына!), актриса может подарить своей героине запросто – и не покривить при этом душой ни перед публикой, ни перед историей. Но «советское», да к тому же «партийное» – это ведь не только несколько неловких и парочка болезненных ситуаций, вроде простодушного до идиотизма поведения героини на выставке художников-авангардистов. Ну хочет провинциальная бабонька, чтобы ей сделали красиво – а тут квадратики какие-то, тьфу, прости Господи! Или вот прошел мимо Хрущев-Сухоруков, а пройдя и взглядом не удостоив, вывел нашу касатку из президиума Политбюро, – так она только всколыхнулась, глазоньки закатила, а потом – монтаж, склейка и резаные вены в кровавой ванне. Ну чисто Сенека, голубушка!

Как все у них, авторов сериалов, просто и красиво (прямо как по заказу Фурцевой!). И старшему поколению приятно, и молодежи полезно. Оно бы и так. Если бы «дух эпохи» исчерпывался брежневскими бровями (и не облагораживался харизмой Артура Вахи) или сусловским упырьим причмокиванием (Дмитрий Поднозов неподражаем). Если бы пресловутой молодежи наглядно показали не бабьи страдания, а ту беспросветную мертвящую фальшь, которая и составляла основное содержание эпохи.

В противном случае, что можно сказать создателям сериала? Только одно: «Вы – сусловская пропаганда!»                      

ранее:


Правильно ли завязали галстуки на чекистах в сериале «Дело гастронома № 1»?
«Ностальгия по СССР – одно из самых простеньких последствий нашей стабильности»
Как отечественное ТВ сделало сериал из жизни Достоевского
Наш театр ушел из телевизора в Youtube
Если бы откровения «чудотворца» Михалкова всплыли на телеповерхность…
«Человеческое лицо на нашем ТВ выглядит оскорбительной аномалией»








Lentainform