16+

Когда деньги становились решающим фактором на выборах в петербургский ЗакС

12/12/2011

Когда деньги становились решающим фактором на выборах в петербургский ЗакС

Леонид Романков, участник пяти избирательных кампаний в петербургский городской парламент, сравнивает основные тренды этих кампаний и оценивает затраты кандидатов.


                  1. Выборы в Ленсовет (1989). Тренд – соревнование личностей. Полтора десятка кандидатов соревновались в одномандатных округах. Достаточно было напечатать 50 экз. листовок. Главным были встречи с избирателями и публичные дебаты соперников. Проблем с бесплатным получением помещений не существовало.

2. Выборы в ЗакС (1993). Тренд – соревнование идей. В одномандатном округе могли соперничать социал-демократ и сторонник либеральной экономики. Появилась необходимость попасть в СМИ, листовки и плакаты с портретами стали обязательным атрибутом избирательной кампании.

3. Выборы в ЗакС (1998).
Тренд – соревнование денег. В кандидаты пришли бизнесмены, начались раздачи подарков, вкручивание лампочек в подъездах и т.д. Публикации в СМИ стали исключительно платными, стенды, «палатки-домики» и другая наглядная агитация стали обязательными для проведения кампании. В залы для встреч с избирателями пускали только за арендную плату.

4. Выборы в ЗакС (2002). Тренд – соревнование политтехнологов. Придумывались проблемы, вроде неких планов строительства на озелененной территории, кандидата представляли борцом с этим безобразием. Черный пиар стал нормой в газетах и листовках, тиражи последних стали измеряться тысячами. Встречи кандидатов, не обладавших достаточными средствами, с избирателями проходили на улицах, в подъездах.

5. Выборы в ЗакС (2011).
Тренд – соревнование обладателей административного ресурса со всеми остальными.

Если принять средние расходы кандидата в 1989 году за 1 у.е., то через 4 года – это 100 у.е, еще через 5 лет – 5 тысяч у.е., в 2002 году – 20 тысяч, в 2011-м – 50 тысяч у.е.                           

В. М., фотография с сайта nnm.ru











Lentainform