По тому, зачем стоят очереди, можно определить, чего в стране не хватает. В последнее время в России были отмечены два вида очередей – на избирательных участках и к поясу Пресвятой Богородицы. Очереди к поясу Богородицы в Москве растягивалась до 4 километров, время ожидания достигало 26 часов. Впрочем, очереди к святыням для России не новость - в 2009 году в Курске чтобы прикоснуться к чудотворной Курской Коренной иконе Божьей Матери люди стояли по 20 часов.
В СССР очереди были неотъемлемой частью жизни – дефицитом было почти все. Сегодня очереди возникают в основном во внерыночных нишах – в государственных структурах (поликлиники, УФМС, детские сады), из той же серии – очереди при пересечении границы на автомобиле. Кстати, городские пробки эксперты тоже называют новым видом очереди.
Зачем стоят к Богородице?
Елена КУДРЯВЦЕВА, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ:
- Чем объяснить готовность людей стоять в очереди к поясу Богородицы сутками?
– Это яркий пример психической эпидемии. Эти эпидемии известны в истории давно, время от времени наступают периоды обострения. Они могут быть любого свойства: революционного, религиозного, научного. Повод неважен. Великий человек вдруг выступил, стал популярен – на его выступление ломятся все. Потом оказывается, что он чушь говорит. Вещь какая-то становится модной, все за ней гоняются, отрывают руки-ноги, чтобы ее купить. Через месяц оказывается тоже, что абсолютная чушь, но руки-ноги-то уже оторваны. Очередь к святыням – явление того же порядка.
- Все-таки ни на какую на лекцию у нас не стоят по 20 часов, в отличие от пояса Богородицы.
– Тут сразу несколько аспектов. Во-первых, происходит подмена национальной идеи: православное – оно же русское. Кричать «Мы за русских!» – вроде как ксенофобия, а говорить, что у нас есть своя особая святыня, поклоняясь которой мы чувствуем себя русскими, вроде нормально. Хотя к национальной идее это не имеет никакого отношения. Вторая причина – объект религиозного культа почти не требует интеллектуального обслуживания. Если оратора надо слушать и понимать еще, какие слова он говорит, то здесь ничего не надо: просто поклоняться вещи.
- То есть это нормально?
– То, что мы видим, говорит о том, что общество нездорово. Оно ищет содержания – а содержания нет. В таких условиях возникает всегда психическая эпидемия. Наше счастье, что это выливается в очереди, а не в сжигание женщин на костре. Это же одного порядка явления.
- Ненормально, но и неопасно?
– Опасность в том, что такая концентрация людей может быть использована в разных целях. Собралась толпа людей, которые сутки стоят на улице в состоянии экстатического ожидания, при этом им холодно и голодно. В эти моменты в головы можно заложить любую идею, потому что им кажется, что они делают что-то очень важное, стоя в этой очереди. Мы же не знаем, что там происходило, кто там был и за что агитировал.
- Однако не все в этих очередях стоят.
– В эти очереди идут, грубо говоря, те, кому делать нечего. Человек не будет стоять такую очередь, если ему есть чем заняться. Это люди в основном обездоленные, которые не могут решить свои проблемы легитимным путем: не могут вылечиться, потому что нет лекарств, не могут получить образование, потому что это стоит денег… Они стоят в этой очереди не из-за веры, а для очистки собственной совести: «я сделал все, что от меня зависит, даже в очереди постоял – но и это не помогло. Значит, я не виноват в том, что происходит в моей жизни». Ужас в том, что частицы этого пояса в стране есть, аналогичной значимости православные святыни в стране есть, но такого дикого паломничества мы туда не видим.
- То есть говорить о возросшей религиозности не приходится?
– Нет, конечно. Напротив, эти очереди говорят о полной потере религиозности как таковой, потому что религия предполагает определенные каноны, конкретный культ. А то, что происходит, – изображение религиозности, демонстративная вещь.
Можно ли избавиться от очередей?
Дмитрий ТРАВИН, научный руководитель центра исследований модернизации Европейского университета, экономист:
- У нас очереди повсюду, где ты имеешь дело с государством. Так работают система получения страховых вознаграждений, система медицинского страхования. Причем они работают хуже, чем в советское время. Потому что сама система старая, но старые механизмы партийного контроля не работают. А новых нет. Человек приехал в больницу на операцию – и должен еще в очереди ждать несколько часов.
Можно ли избавиться от очередей в госсекторе? Это малореально. На Западе, когда государство занимается чем-то, тоже возникает очередь. Только там хороший контроль: в Стокгольме, если тебя записали на операцию, то положат точно в срок. Чтобы избавиться от очередей, нужно выводить отрасли из госсектора. Рынок – единственный регулирующий механизм. Или нужно, чтоб государство было богатое, могло строить новые больницы, платить высокие зарплаты. И при этом не было коррумпированным. У нас не такое государство.
Хорошо или плохо, когда возникает очередь? Человек может быть недоволен жизнью и в рыночной, и в плановой экономике. Только рыночная экономика стимулирует больше работать и зарабатывать, а плановая – меньше работать и вместо этого занять очередь. Потому что тот, кто много заработает денег, все равно не сможет их потратить.
КАК СТОЯЛИ В ОЧЕРЕДЯХ В СССР
Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ, ведущий сотрудник Леонтьевского центра:
- Товары в СССР распределялись по определенным нормам – в зависимости от значимости города. Москва была впереди планеты всей, Ленинград, курортные города, Прибалтика неплохо снабжались. В других городах ничего не было практически, все в очередях. Мы студентами ездили в Куйбышев (сейчас Самара), там в 5 утра все становились в очередь за молоком. Были времена, когда и ночи стояли… Это было нормальное явление. Цены были административные, они ничего не значили, не регулировали распределение товаров. Много продукции реализовывалось через профсоюзы. Например, на предприятиях был праздничный набор: палка колбасы, если очень повезет, маленькая баночка красной икры – но это очень должно повезти! Иногда разыгрывали, к примеру, два набора с красной икрой на 10 человек. Бумажки нарезали, на двух ставили красную пометку – тянули жребий.
Поэтому в советское время конкурс в вузы был самый высокий в Институт советской торговли – ведь был дефицит! Была даже такая песенка переделанная: «Феличита-феличита! Я студент Института советской торговли – тебе не чета!»
Сейчас все, что раздает услуги бесплатно, работает плохо и рождает очередь, потому что цена не отсекает потребителей, которые не могут заплатить. Вы не найдете очередь в какой-нибудь престижный ресторан на Невском, потому что большинство не может оплатить его. В целом очереди если и есть, то старые: в детские сады, поликлиники, на вокзалах. Новые очереди только на границе – раньше их быть не могло.
Кто такие трамитадоры
Этим летом в трех городах России – Москве, Омске и Красноярске – начали работать трамитадоры – люди, которые предоставляют новый вид услуги – стояние в очереди. Организатор проекта «В очереди» Алексей Суворов планирует вскоре охватить и другие города, в том числе Петербург.
Трамитадор с испанского переводится как «ходатай, проситель», но сама услуга появилась впервые не в Испании, а в США. Русским трамитадорам чаще всего приходится стоять в очереди на получение загранпаспорта – туда очереди самые длинные, до 8 часов. Их можно встретить также в налоговых инспекциях и Пенсионном фонде.
За услугу трамитадора в Омске платят 160 рублей/час, в Москве – 250. В неделю в среднем поступает 3 – 5 заказов, но в горячий сезон – периоды перед зимними и летними каникулами – достигает и 10.
Вызов трамитадора не освобождает клиента полностью от посещения госучреждения –трамитадор сообщает о приближении очереди, чтобы клиент подоспел вовремя сменить трамитадора
СЕГОДНЯ ОЧЕРЕДИ СТОЯТ
За бесплатным и дешевым
- Транспорт. Очереди на бесплатные автобусы до МЕГИ.
- Туалеты. До 15 минут можно стоять в очереди в туалет в городских кафе, кинотеатрах.
- Музеи. В мае в Ночь музеев образовываются многочасовые очереди в музеи религии, воды, планетарий, Музей связи.
- Распродажи. В июне Ночь распродаж в ТРК «Галерея» привела к очередям, которые рассосались только в 6.30 утра.
Неудовлетворенный спрос
- Бюджетные автомобили. Renault Sandero – нужно ждать 9 месяцев. Renault Logan – 5 месяцев. Ford Focus – 1 – 2 месяца. Сейчас самые большие очереди – на Lada Granta.
- Трансплантация. Доноров для пересадки сердца, почки, костного мозга ждут до нескольких лет. Количество нуждающихся в России неизвестно. В Петербурге около 1,5 тысячи человек нуждаются в пересадке почки. За 2010 год в городе было трансплантировано 60 почек.
- Музеи. Самая длинная очередь в будни в туристический сезон – в Эрмитаж. Время ожидания в такой очереди – 3 часа.
СОВПАДАЮТ с СССР
- Ж/д и авиакассы. Средне время стояния в очереди – полчаса. Можно простоять до 2 часов, учитывая возможность попадания в перерыв. За час обслуживается не более 10 – 15 человек. Способ избежать очередей – купить билет через интернет или терминал.
- В бюрократических структурах – паспортный стол, поликлиники, ОВИР – в очереди можно простоять до 3 – 4 часов.
- Детские сады. На начало ноября очередь в детские сады в Петербурге составила более 2 тысяч человек.
- Летом стоят очереди на подачу документов в вузы. После подачи документов образуется другая очередь – конкурсная. Номинальный конкурс в вузах Петербурга по сравнению с советским увеличился. Однако реального как такового нет – на одного абитуриента приходится одно бюджетное место. В 2011 году самый высокий конкурс был на специальность «Экономика» в ИНЖЭКОНе – 70 человек на место. Такой конкурс возникает из-за возможности поступать сразу в 5 вузов. В советское время средний конкурс составлял 20 человек на место (реальный).
Новые очереди
Сапоги резиновые. Весна-2010. Самая феноменальная очередь была на набережной Обводного канала, у магазина завода «Красный треугольник». Очередь растянулась на два квартала, люди стояли порядка 3 часов, причем многим сапог так и не досталось. Стоимость сапог тогда поднялась в среднем с 300 до 1000 рублей.
Святыни. 24 октября 2011 года очередь к поясу Богородицы в Новодевичьем монастыре на Московском проспекте составила 2 км. Доступ к святыне сделали круглосуточным.
Граница. Очереди на границе с Финляндией. За последнее время самая большая пробка была 4 ноября 2011 г. – из более чем 2,5 тысячи машин.
13 ноября в магазине «Музторг» Юрий Шевчук и группа ДДТ несколько часов раздавали автографы. В очереди стояло около 400 человек.
Очереди в СССР
- за колбасой, бананами, обоями, обувью, туалетной бумагой и т.д.
– запись в очередь на товары длительного пользования (мебель, автомобили)
– за пивом в ларьки (15 – 30 минут)
– на сдачу бутылок
Забытое
- Авоська – сплетенная из сетки хозяйственная сумка. В сложенном виде авоська занимает мало места – влезает в карман. Получила название от «авось» – советские люди всегда брали ее с собой на случай, если удастся что-то купить. В магазинах не было полиэтиленовых пакетов. Как уверяют, в авоську влезает содержимое 5 пакетов.
Подготовила Анастасия ДМИТРИЕВА
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего