16+

Менеджер по персоналу - о самых безумных собеседованиях

15/12/2011

Менеджер по персоналу - о самых безумных собеседованиях

Быть на месте кандидата мне приходилось всего 4 раза в жизни, только один из которых можно назвать "собеседованием" в классическом смысле этого слова. Все остальные разы были скорее краткими беседами, вводящими меня в курс дела.


                  Один раз о том, что меня подспудно оценивали, я вообще догадалась чуть ли не через месяц после того как беседа состоялась. Когда мне предложили работу. Работу, на которую я до этого не претендовала и о которой на тот момент имела достаточно смутные представления, но которая оказалась безумно интересной и быстро стала если не любимым делом, то одним из любимых точно. Работу менеджера по подбору персонала в кадровом агентстве.

Так что о собеседованиях я знаю не по наслышке, но только смотреть на них привыкла совершенно с другого ракурса... Так что тут речь пойдет про тараканов в головах кандидатов.

Самое короткое собеседование состоялось по телефону. Звучало оно так:

"- девушка, я хотела бы попробовать себя на вакансию HR-директор. Можете подробнее про нее рассказать? Я так понимаю это массовик-затейник?
– нет. "

HR-директор. В компанию с численностью более 300 человек. Оклад от 40 тысяч. На сайте перечислены требования, обязанности и необходимый опыт работы практически на лист печатного текста. Ну точно массовик-затейник.

В одной компании, которой мы помогали с подбором кандидатов, был тест на IQ, на знание специфики работы и на адаптивность. 400 вопросов. 3 часа на прохождение. Поиски длились полгода. Тест не прошла женщина с 20-летним стажем. Тест не прошел золотой медалист московского университета. Тест не прошел бывший программист. Тест не прошел начальник отдела. Тест не прошла девушка с тремя высшими образованиями. Десяток кандидатов отказались от собеседования, потому что их знакомые рассказали им про тест, который другие их знакомые не прошли. Через полгода один из кандидатов прошел тест. Его не приняли. Он не понравился начальнику при личном собеседовании.

И нет, речь шла не о руководящей должности, не с высокой заработной платой и в не очень крупную компанию.

Самое странное собеседование проходило в одноклассниках. В резюме иногороднего кандидата на руководящую позицию помимо почтового адреса был указан ICQ. Не дождавшись ответа по почте (а дело было срочное), я написала ему по аське краткую информацию о вакансии и спросила, интересует ли его переезд в наш город на условиях, которые предлагала компания. Подписалась, я естественно по всем правилам: имя, фамилия, должность, название компании, номер телефона. На следующий день в сообщениях на одноклассниках я прочитала следующее "Галина! С какой целью вы писали мне в аську?? Вы же понимаете ,что я взрослый человек, почти в два раза старше вас!!!!!" (оказалось – кандидат любит злоупотреблять знаками препинания)

"Если вы беспокоите меня по делу – напишите мне что вы от меня хотите!!!"

Я немного удивилась, но ответила. Еще раз написала о вакансии, перечислила требования и спросила о возможности переезда в наш город. "нет, конечно, я не против переезда в ваш город, тем более я вижу, что там так много красивых девушек. Расскажите мне что это за компания" – пришел мне ответ. Я офигела второй раз. Но переписку продолжила.

- Называть компанию я не имею права, но если вас интересует эта позиция, не могли бы вы уточнить, имеется ли у вас опыт в такой-то области, так как из резюме этого понять нельзя.
– Это не строительная компания? а то я знаю одного директора строительной компании в вашем городе, ужасный человек

- Нет, я уже писала вам сферу деятельности компании, это не строительство и никак с ним не связано. Так у вас есть опыт в такой-то сфере?
– Вообще мне не нравится в вашем городе. Компаний крупных мало. Она точно не строительством занимается?

- Точно. Так вас интересует вакансия?
– Я не могу ответить, вы же не говорите мне, что это за компания, вдруг она строительством занимается??? Откуда я могу это знать???

- Ясно. Извините за беспокойство, мы не будем рассматривать вашу кандидатуру.
– Галочка, вы что же, на меня обиделись????

Он поставил несколько пятерок под моими фотографиями.

Самое не состоявшееся собеседование не состоялось 5 раз. Из резюме следовало что на требуемую должность девушка подходит почти идеально. Оставалось только выяснить, готова ли она покинуть свое рабочее место ради другой компании. В телефонном разговоре выяснилось, что готова. Был назначен день и время собеседования. Она не пришла. Перезваниваю – заболела. Перенесли дату. Не пришла. На работе аврал. Но в вакансии очень заинтересована. Перенесли дату. Какое-то ЧП дома. Перенесли дату – не смогла отпроситься с работы...

Если кандидат приходит на собеседование в день, в который ему назначили – он входит в число адекватных людей (75%). Если человек приходит в то время, в которое ему назначили – он входит в число пунктуальных людей (15%). Если он приходит в чистой одежде – он входит в число аккуратных людей (40%), если он приходит одетый в соответствии с дресс-кодом, да еще и приятно пахнет – он явно претендент на высокооплачиваемую или руководящую должность (10%). Если он при этом может не только пересказать свое резюме без ошибок, но и ответить на наводящие вопросы – он явный фаворит в списке.

Самое стрессовое собеседование заняло полчаса. Для меня стрессовое. Потому что я не могу, не имею права прогнать человека, запретить ему задавать вопросы, проигнорировать... Я не могу просто встать со своего места и уйти (как это может сделать любой кандидат, которого не устраивает собеседник).

– А какие вакансии у вас есть? – спросил опрятный молодой человек, усевшись в кресло напротив.

-  У нас довольно много вакансий, вас какая сфера интересует?
– Да меня все интересует. Чтобы зарплата хорошая.

- Хорошая в вашем представлении – это в каких пределах? У вас есть с собой резюме?
– Ну хорошая разная бывает. А сколько предложите? Резюме нет, а составить можно?

- Да, можете составить его прямо у нас (протягиваю шаблон).
– А давайте я вам скажу, что я умею делать, а вы мне скажете кем я могу работать? А то я не разбираюсь....

- Хорошо. И что вы умеете делать?
– Ну вырезать что-нибудь... клеить... какая-нибудь бумажная работа мне подойдет... чтобы на стуле сидеть. где тепло. (а парень между тем не производит впечатление дебила и говорит не как умственно-отсталый)

- А опыт работы у вас есть?
– Да нет, я все дома сидел... Вот вырезал, клеил... (а ему, между тем, 29 лет – он уже заполнил графу "возраст" в анкете).

- Я не думаю что у нас найдется какая-нибудь вакансия...
– А вот у вас тут.. Сюда никто не требуется? (осматривает офис, обеденное время, половина столов пустуют).

- Нет, у нас, к сожалению, все места заняты.
– То есть вот эти (кивает в сторону пустых столов) – места как бы заняты?

- Они не как бы, они вполне реально заняты, просто работники сейчас отошли.
– Ммм. А других столов у вас нет? (пытается заглянуть в соседний кабинет, дверь открыта).

- Нет.
– А если я стол куплю?

- Простите, что?
– Ну вот у меня есть кое-какие деньги, сбережения. Если я куплю стол, ноутбук могу купить тоже (кивает в торону моего ноутбука), ну и приду к вам работать?

- Не думаю, что это возможно.
– Почему? Мне и платить не надо! Я просто буду сидеть и работать. Клеить там что-нибудь, вырезать..

Коллеги еще полчаса после его ухода отпаивали меня горячим чаем и даже принесли шоколадку. Директор хвалила, сказала я достойно справилась. Правда, с чем именно я справилась и что это вообще было – мы так и не поняли.

Самым эгоцентричным кандидатом оказалась молодая девушка. Помощник начальника отдела в очень крупной компании. За полчаса беседы она ни разу не сказала "мы" или "наше". "...я открыла филиал, я мониторила рынок, я привлекала инвесторов, я разработала проект, я..."

- Вы одна работаете в отделе?
– Ну нас там числится 8 человек, но фактически всю работу выполняю я одна...

А вы когда-нибудь проводили собеседование?                         

dapoh.livejournal.com, фотография с сайта facebook.com











Lentainform