18+

Четыре самых худших образца архитектуры в Петербурге за год

28/12/2011

Архитектурный критик Михаил Золотоносов подвел итоги 2011 года, и назвал худшие приобретения Петербурга за этот год. В список попали сразу четыре образца современной архитектуры, авторы которых не стали задумываться о том, насколько органично будут смотреться их творения в городе. Удачная постройка в этом году, к сожалению, всего одна.

                   Худшие образцы

1.  Реконструкция Летнего сада.


Четыре самых худших образца архитектуры в Петербурге за год

Эскизный проект реставрации и реконструкции был завершен в сентябре 2004 г. Разработчики ГУП Институт «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект». Согласован КГИОП 21 апреля 2005 г. Стоят две подписи: нач. отдела ландшафтной архитектуры О. Е. Милицы, председателя КГИОП В. А. Дементьевой.

Рабочий проект капитального ремонта с элементами воссоздания ансамбля памятника Летний сад и домик Петра I на Петровской наб. Очередь I (Летний сад). ООО «Рест-Арт-Проект», главный архитектор проекта Иванов Николай Петрович. Согласован КГИОП 2 октября 2009 г., стоят две подписи: Милица О. Е., нач. отдела ландшафтной архитектуры, и зам. начальника управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Сметанина М. Е.

В итоге – Летний сад строительными работами просто уничтожен, число новоделов, абсурдных, никому не нужных, задавило сад как таковой. Самое идиотское изобретение – довольно глубокий и облицованный камнем бассейн «Гаванец», который решено оставить сухим. Иллюстрация к старому анекдоту про сумасшедший дом – сделали вышку для прыжков в воду и бассейн, но воду не налили. «Сначала прыгать научитесь, потом воду нальем», – сказали пациентам.

2.  Здание банка «Санкт-Петербург» – Малоохтинский пр., 64. Архитекторы Е. Л. Герасимов и С. Э. Чобан.

Здание банка (на фото сверху) – образец поп-архитектуры в форме гигантского унитаза. Пользователи интернета спорили со мной, утверждая, что постройка больше похожа на электрочайник. Как говорится, один черт. На невской набережной унитаз или чайник выглядит результатом деятельности пигмеев с самомнением, которые хотели любой ценой обратить внимание на свое изделие. В свое время в квартале, ограниченном набережной, Новочеркасским пр. и Республиканской ул., пытались создать ансамбль, но планы эти рухнули из-за того, что Комитет по градостроительству и архитектуре утратил способность управлять градостроительной деятельностью. Архитекторы же попытались удивить мир оригинальностью (унитазов высотой 100 м у нас еще не строили), но в Петербурге любая попытка обратить на себя внимание заканчивается чем-то громоздким и нелепым.

Банк стоит на бывшем кладбище и зрительно задавил церковь, расположенную рядом. Объект любопытен с культурологической точки зрения: это Дом денег, который выше, чем Дом Бога.

3.  Гостиница – Вознесенский пр., 6. Мастерская «В. Григорьев и партнеры».


Четыре самых худших образца архитектуры в Петербурге за год

Здание гостиницы, спроектированной В. Григорьевым со всеми его партнерами, не выпадает из контекста, но примечательно тем архитектурным кошмаром, что наворочен на кровле – а это отлично видно и с колоннады Исаакиевского собора, и с нулевой отметки (с определенных точек). Фактически на крыше возведена 3-этажная конструкция: два этажа и плюс еще нечто, напоминающее сарай или гараж. Отличный пример для книги Умберто Эко «История уродства».

4.  Гостиница в доме Лобанова-Ростовского – Исаакиевская пл. Мастерская «Е. Герасимов и партнеры»

Дом Лобанова-Ростовского Е. Герасимов изуродовал мансардой. В древнем мире за такое следовало бы изгнание из полиса.

Естественно,  я без труда мог бы увеличить список худшего, но ограничиваю себя.

Лучшие образцы

Лучший образец намеренно выбираю скромный – это станция метро «Обводный канал».


Четыре самых худших образца архитектуры в Петербурге за год

Подземный зал – проект архитекторов Б. А. Подольского и П. В. Малмалаева (СПб отделение ГипроНИИ РАН). Стены украшены стеклокерамическим панно с панорамой Обводного канала конца XIX в.; общая длина композиции 360 погонных метров. Оформление вестибюлей, наземного и подземного, художников А. Я. Гордина и П. Э. Якушина. Единая по стилю композиция, выполненная в стиле промышленной архитектуры позапрошлого века. Нет ни ложного пафоса, ни патриотического гламура от А. С. Чаркина и В. Д. Свешникова (имею в виду «Адмиралтейскую», 2011). Такова же, кстати, станция «Спасская» (2009, «Архитектурная мастерская Е. М. Рапопорта») – очень стильная и лаконичная (хотя там остался полный беспорядок в фамилиях архитекторов, выбитых в медальоне).

Новое здание на пересечении Лиговского пр. и наб. Обводного канала, в которое встроен вестибюль станции, к лучшим постройкам года отнести не могу, рисунок и материалы фасада меня не устраивают, здание получилось примитивным из-за нежелания вложить средства и сделать интересную доминанту, но оно все же не самое худшее из того, что воздвигли за год.                         

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ