16+

Какие книги в 2011 году понравились Виктору Топорову

29/12/2011

Какие книги в 2011 году понравились Виктору Топорову

Меня попросили составить рекомендательный перечень «11 книг 2011 года» («художка» и «нехудожка», переводная и отечественная – всё разом). Одиннадцать книг набрались без труда (сильно поднапрягшись, я мог бы удвоить это число – но уж никак не утроить).


                По разряду русской прозы повышенный интерес вызвали «Истеми» Алексея Никитина (на фото) в самом конце года у сорокалетнего киевского писателя вышел и второй роман – «Маджонг»), «Ты так любишь эти фильмы» по-прежнему таинственного Фигля-Мигля,
«Живущий» еще очень молодой Анны Старобинец, «Адамово яблоко» нашей землячки Ольги Погодиной-Кузьминой, заслуживающий отдельного разговора последний роман Виктора Пелевина.

Плюс все книги уже упомянутой серии «Уроки русского»: разные по стилю и по качеству, они в общем-то наиболее интересны все же в своей совокупности.

В области переводной прозы много любопытного, но мало хорошего: на мой взгляд, ни «Благоволительниц» Джонатана Литтела, ни «Пражского кладбища» Умберто Эко читать не стоит; «Свободу» Джонатана Франзена и «Карту и территорию» Мишеля Уэльбека смело можно не читать

В вот «Кровавый меридиан» Кормака Маккарти – книга, к прочтению обязательная.
По разряду «нехудожки» я бы лишний раз упомянул «Юрия Гагарина»», сочиненного Львом Данилкиным, и двухтомный «Дневник» Любови Шапориной, ну а про Стива Джобса и его биографию вы наверняка знаете больше моего, а я человек не «яблочный» во всех смыслах слова.

Главным проектом года, безусловно, стал «Гражданин поэт», – а уж поэтический ли это проект (да и бывают ли поэтические проекты), политический или эстрадно-развлекательный, решайте сами.

Столь же амбивалентен, как это детище современных Шурова и Рыкунина при участии антрепренера Васильева, и двухтомник Бродского в «Библиотеке поэта», рассчитанный главным образом на учащегося американского библиотечного техникума, – листаешь его и не знаешь, смеяться тебе или плакать. Ну, и наконец вновь «разрешенный к изданию» Александр Введенский. Впрочем, и крайне своеобразно составленный сборник «Всё» оказался, мягко говоря, на любителя.

Журналы? Не будем о грустном. Лучшим «толстым» журналом 2011 года безусловно стала саратовская «Волга» – и это многое говорит о «толстяках» и «толстухах» обеих столиц. Все они – подобно Александру Павловичу Романову из лицейской эпиграммы – хромают головою. Или гниют с головы. Хотя, если уж совсем начистоту, то с ними (и с их руководством) одновременно происходит и то, и другое.

Да, и, как год назад, продолжают кооперироваться малые издательства повышенной интеллектуальности и/или  нетрадиционной сексуальной ориентации и небольшие книжные магазины того же профиля; они проводят совместными усилиями миниатюрные книжные ярмарки, печатают самопальные книги on demand не отходя от кассы и приторговывают блокнотами, футболками, значками, презервативами и прочей атрибутикой, эмблематикой и бижутерией нашего нелегкого литературного дела.

Жизнь продолжается – а в 2012, если кто не забыл, конец света. По поводу чего в одном из малых издательств выпущен поэтический календарь со стихами Андрея Родионова, Владимира Богомякова, Всеволода Емелина, Евгения Лесина, Юлии Беломлинской и Владимира Нескажу…                       

Виктор ТОПОРОВ








Lentainform