16+

«Жены дальнобойщиков просят судьей сажать своих мужей в тюрьмы»

16/01/2012

ВЛАДИМИР ГАРНИН

С 1 января значительно увеличились штрафы по ряду статей за нарушение правил дорожного движения. Не могу сказать, что все это будет работать. Да и вообще здесь нужно рассуждать скорее не о сумме штрафа, а о неотвратимости наказания.


               Так штраф за выезд на занятый перекресток вырос со ста до тысячи рублей. По правде сказать, ни разу в жизни не слышал о том, чтобы людей штрафовали за это нарушение. Дело в том, что инспектор, которого прислали регулировать движение на перекрестке, не будет заниматься составлением протоколов на привлечение к ответственности водителей. Его задача, полученная от руководства, разогнать эту пробку. Поэтому у него нет физической возможности одновременно заниматься нарушителями и регулировать движение.

Увеличился штраф и за проезд на запрещающий жест регулировщика и красный свет. Это конечно правильно, но сейчас катастрофически не хватает инспекторов, которые на самом деле умеют разгружать движение. Это уже как примета работает – как только на перекрестке появляется инспектор, образуется пробка. И тут еще разбираться надо, кого наказывать — водителя, или инспектора, который «нарегулировал» движение так, что все встали. Раньше в ГАИ постоянно устраивались соревнования и смотры-конкурсы профессионального мастерства инспекторов, я и сам участвовал, занимал призовые места. Мы постоянно занимались повышением квалификации, были обязаны каждую неделю вручную регулировать движение, отсюда и опыт. Сейчас ничего этого нет, есть спортивный день — и тот просто формальность. Инспектора просто не умеют работать на перекрестках.

В том, что теперь будут штрафовать всех таксистов, работающих без лицензии, я вижу чей-то явный интерес: «Давайте-ка мы уберем всех конкурентов, которые нам мешают». С другой стороны может это и правильно — мы же все знаем, кто у нас в большинстве случаев частным извозом занимается. Контроля никакого нет. Но можем ли мы быть уверенными, водитель тут же не договорится с инспектором за 500 рублей? На мой взгляд, у государства не получится это контролировать, всерьез заняться таким вопросом могут разве что общественники. Но где они? То же Всероссийское общество автомобилистов этим явно заниматься не будет — их интересуют только дорожные кооперативы и собственные гаражи, которые сносят, а также общегородские мероприятия, в которых они участвуют с целью показать свою работу.

Обойти этот закон — очень просто. Конечно, будут возникать какие-то договоренности — легче вернуть деньги пассажиру, чем штраф платить. Водитель всегда может попросить пассажира прикинуться попутчиком, и попробуй докажи обратное.

Квитанции за проезд, за невыдачу которых водителя теперь штрафуют на тысячу рублей, а юридических лиц на 30 тысяч, даже в СССР никогда не выдавались. Но был таксометр, каждый вызов такси фиксировался диспетчером и мог быть проверен. Если мы говорим о восстановлении такой системы, то это нормально. Это, как минимум, гарантирует безопасность таксиста — на базе знают, по какому маршруту он поехал. Но стоит оборудование очень дорого — нужны рации, станция, это тебе не по мобильнику заявочку продиктовать. Так что выживут в таких условиях не все фирмы.

А вообще я считаю, что штрафы можно поднимать сколько угодно, вопрос в том, будут ли людей реально наказывать. Вот, например, у нас по вине пешеходов совершается огромное количество ДТП. Но легче обвинить кого? Конечно автомобилиста! Вопрос гражданской ответственности для пешеходов вроде предусмотрен, но из того количества ДТП с наездом на пешеходов, когда они сами были виноваты, лишь единицы автомобилистов подают иски о причинении вреда их машинам.

Недавно я вел такое дело. Наезд был совершен по вине пешехода, и суд признал это. Тем не менее потерпевшая сторона в иске потребовала выплатить за нанесенный моральный вред 150 тысяч рублей. Водитель, понимая свою невиновность, был согласен компенсировать ущерб в размере 30 тысяч. В результате суд принял решение обязать водителя выплатить 80 тысяч только за то, что он управлял источником повышенной опасности и, в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 1085), несет ответственность. После этого автомобилист, понимая, что это по закону, но не по совести, решил подать встречный иск  на возмещение причиненного ему пешеходом вреда — другого пути не было. Сейчас будем снова судиться.

Если бы меня спросили, что я хочу поменять в КоАП, то я предложил бы следующее. Для начала подробно проработать статьи, предусматривающие наказание в виде лишения права управления транспортным средством. В некоторых случаях водителей можно на первый раз наказывать штрафами. Например, по ст. 12.27 за оставление места ДТП. Сейчас это правонарушение карается либо лишением прав на срок от года до полутора, либо 15 сутками ареста. Но ДТП ДТП рознь. Какая-нибудь девушка, которая только села за руль и случайно поцарапала чужую машину, выезжая со стоянки, не может быть сразу лишена прав на год – наказание совершенно неадекватно нарушению.

Доходит иногда до маразма. Сейчас у меня на руках ходатайство по делу о том, что водитель КАМАЗа оставил место ДТП. Причем второй участник тоже уехал с места аварии – погнался за ним. Почему-то одного привлекли, а второго нет. Так вот сейчас я собираюсь просить судью, чтобы водителя привлекли к наказанию не связанному с лишением прав на год, соответственно это будет арест.

У меня целый ряд таких водителей, которые просятся в «тюрьму», лишь бы прав не лишили. Судьи часто отказывают, потому что это более строгое наказание. Но многие жены, которые понимают, что их мужья-дальнобойщики не смогут работать, настаивают на этом. Вот недавно судья в Выборгском районе согласилась посадить водителя, рассудив, что машина — единственное средство его заработка, а на иждивении у него есть дети. Так дайте судье возможность на первый раз оштрафовать человека, вникнув в ситуацию и взвесив обстоятельства. А то у меня такое ощущение, что существует негласная установка – как можно больше лишать людей прав, чтобы остальным «злодеям» неповадно было.

Административный кодекс надо заменить и в части с ознакомлением с материалами дела. Сейчас у людей нет права делать копии. Получается, что человеку дают просмотреть бумаги, подготовиться к суду, а потом документы исчезают или подделываются. У коллег были такие случаи, когда они переписывали от руки показания к себе в блокнот, приходили на суд, а там уже все подменить успели. Честно скажу, такие случаи единичные, но бывают. Почему людям не дать право копировать документы?

Во-первых это экономия времени —  сфотографировал и ушел, а во-вторых — контроль. Нет, нельзя. Я понимаю, дело какое-нибудь секретное — например, полицейские преступника задерживали, но ведь сколько простой бытовухи! Так что мне кажется странным, когда законы постоянно переписываются с целью увеличения штрафов, а то, что действительно давно пора поменять, остается неприкосновенным.                   

ранее:

«Я не националист, но когда я пришел на рынок в Бресте, то не увидел ни одного кавказца»
Что кроме страха заставит станции техосмотра работать хорошо?
«Колейность на КАДе не от шипов, а из-за нарушений строительных технологий»
«Центры техосмотра не должны быть частными»
«То, что в Петербурге много иномарок не значит, что здесь все богатые»











Lentainform