16+

«Смерть Житинского стала поводом для демонстрации непримиримости ко всему советскому»

30/01/2012

ОЛЬГА СЕРЕБРЯНАЯ

Умер Александр Житинский, юзер Масса. Сеть не превратилась по этому поводу в сплошной поток некрологов, но сочувственных откликов было много. Это понятно: Масса был известным блогером, еще до ЖЖ участвовал в организации литературных интернет-сообществ, издавал в «Геликоне» так называемых «сетевых авторов», внимательно читал их сочинения.


                           Не скажу, что он вывел кого-то в «большую литературу», потому что сомневаюсь в ее существовании, но, по крайней мере, одного моего любимца, тоже уже покойного Дмитрия Горчева, Житинский действительно вывел – не в литературу, а в Петербург, где можно от безнадеги и безденежья заниматься сочинительством.

В этом месте, конечно, половина читателей пожмет плечами на вечную тему «с какой стати обсуждать Горчева в контексте литературы» – но смерть Житинского не повод для споров о статусе одного из птенцов его гнезда. Если касаться возмущенного пожимания плечами, то смерть Массы стала поводом для демонстрации непримиримости ко всему советскому – в том числе и к советской литературе, одним из представителей которой был Житинский. Один мой знакомый с нехарактерной для него злостью даже заявил, что знать не знает такого писателя.

Очередная вспышка ненависти по поводу ухода еще одного советского автора меня задела. И не потому, что я люблю прозу Александра Николаевича – она мне чужда. Как и его издательская деятельность, во многом эксплуатировавшая страсть авторов к лицезрению своих сочинений на бумаге. На самом деле ожесточенность в высказываниях связана не с литературной деятельностью Житинского, а с его старой рок-клубовской активностью, благодаря которой он в конце восьмидесятых и получил действительно широкую известность. Его «Записки рок-дилетанта», публиковавшиеся в «Авроре», были ценны не столько тем, что рассказывали о полуподпольной музыкальной жизни города скучающим ленинградским ИТРам, сколько тем, что их читали подростки из других городов, знакомые с музыкальной стороной дела и ловившие любую иную подробность о жизни тогдашнего центра мира.

От этих подростков (а именно к их поколению я принадлежу) упреков Житинскому не дождаться. Упрекают его люди постарше – те, кто успел непосредственно прикоснуться к рок-клубовскому универсуму и на себе почувствовать разницу между официальным и неофициальным искусством. Для них деятельность Рок-дилетанта отвратительна как попытка присвоения жирным и самодовольным официозом работы (часто художественно более ценной) неофициалов. В «Записках» им слышится снисходительность к музыкантам (ничем с точки зрения вечности не оправданная), попытка заработать и прославиться на бедных, но на самом деле куда более знаменитых личностях и т.п. Воспроизводится тривиальное рассуждение о революции, поглощенной и обессмысленной мейнстримом.

И здесь мне хотелось бы отдать должное Житинскому. Нет сомнений, о прелестях работы истопником в свободное от настоящей работы время он знал только по рассказам. Что такое полная отверженность, он тоже на своей шкуре не испытал. Однако Рок-дилетант искренне интересовался делом, о котором писал, проявлял неизменную тактичность и, как мог, помогал людям, попавшим в сферу его внимания. Если это называется поглощением подпольям мейнстримом, то оно должно вызывать симпатию, а не раздраженное неприятие. Пафос «его менты вместе с нами не брали, поэтому пусть молчит», проявляющийся даже в связи со смертью хорошего человека, – один из рецидивов советскости, в идеализации которой Житинского тоже часто обвиняли.

Чтобы указать на пропасть между занятиями Рок-дилетанта и поглощением революции не мейнстримом даже, а реакцией, укажу на новость, которая почему-то почти не удостоилась внимания в блогах. На прошлой неделе телеканал RT, занимающийся позитивным ребрендигом России за рубежом, объявил о намерении выпустить в эфир серию авторских передач создателя Wikileaks Джулиана Эссанджа. Критика закрыто-корпоративного устройства современного мира, которой занимался бунтующий одиночка, превратится таким образом в еще один аргумент новой российской крутизны. Если уж и обвинять кого-то в реакционизме и советскости, то уж точно не покойного Массу.                          

ранее:

Почему Сеть в равной степени осуждает Путина и семью благотворителей
Что нужно сделать, что у нас возникла «бархатная революция», как в Чехословакии?
«Странно думать, что посланный на три буквы в ответ не пошлет пославших»
«Все отмечают, что время работает против Пу»
Что такое для педофила 3 тысячи рублей?
Что будет, если называть вещи своими именами








Lentainform