16+

Чиновники проверяли, как работает Театр комедии. Чем все закончилось?

02/02/2012

Чиновники проверяли, как работает Театр комедии. Чем все закончилось?

«Кризисная комиссия», созданная по поручению вице-губернатора Кичеджи для изучения ситуации в Театре комедии им. Акимова, завершила свою работу тихо и незаметно. Главный вывод, который сделала комиссия, состоит в том, что необходимо создать еще одну комиссию. Зачем? - разбирался Online812.


                Великие обиженные

Вся эта история началась после публикации разгромной статьи на портале «Фонтака.ру». Материал носил обличительный характер  в отношении худрука театра Татьяны Казаковой (на фото),  бессменно руководящей им уже более пятнадцати лет. В статье говорилось о нечутком отношении к актерам и о нелучших творческих результатах. Например о том, что за последние пятнадцать лет театр ни разу не выдвигался на соискание высшей национальной театральной премии «Золотая маска» и выпустил слишком мало новых спектаклей. А также о том, что театр один за другим покидают талантливые артисты – по версии автора, из-за неумения руководителя строить отношения с творческими личностями... Среди обиженных – Виктор Сухоруков, Ольга Антонова и не дожившие до наших дней  – Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Геннадий Воропаев, и другие.

Статья вызвала шторм эмоций в самом театре и культурную бурю в околотеатральных кругах. А также обратила на конфликт внимание Смольного. Вице-губернатор Василий Кичеджи отдал Комитету по культуре распоряжение, в котором потребовал создать специальную комиссию по проверке описанной в статье ситуации.

Несмотря на то что сама  «обвиняемая» Татьяна Казакова публично никак не отреагировала на происходящее, ее защитники – часть труппы Театра комедии – обратились к журналистам, проведя пресс-конференцию, и написали открытое письмо вице-губернатору Кичеджи.

На сегодняшний момент творческий коллектив театра расколот надвое по принципу «за» или «против» режиссера. Группа поддержки Татьяны Казаковой -  Ирина Мазуркевич, Михаил Светин, Михаил Разумовский  и другие  в письме  вице-губернатору назвали «создание нетворческой атмосферы» в театре, в которой подозревают Казакову, – «надуманным». А на пресс-конференции они обвинили премии «Золотая маска» и «Золотой софит» в мафиозности и намекнули на то, что расположенный в центре города Театр комедии – «лакомый кусочек», за который якобы идет борьба заинтересованных лиц.

Автор скандальной статьи на «Фонтанке.ру» театральный критик Жанна Зарецкая говорит, что никогда не лоббировала никакие интересы заинтересованных лиц, а проблемами Театра комедии занимается уже более десяти лет. Еще в 2001-м выходило ее интервью с  Игорем Дмитриевым, в котором народный актер – старожил Театра комедии – жаловался на «нелюбовь» и самоуправство  режиссера Казаковой. О том же самом, но уже в 2008  году говорил в интервью и Виктор Сухоруков. Поводом для последней публикации, по словам Жанны Зарецкой, послужил «крик души» другой актрисы Театра комедии Ольги Антоновой
-  Антонова начинала работать в этом театре еще при Акимове, – говорит Зарецкая, – но за 15 лет работы под руководством Казаковой она сыграла всего две роли!

И дело не только в личных обидах артистов. По мнению театрального критика,  Татьяна Казакова, как режиссер, губит театр. Необходима ротация кадров.
– Должен быть объявлен конкурс на пост художественного руководителя театра, который бы представил творческую программу на пять лет, как это делается в Европе, – говорит Зарецкая. – Люди не должны сидеть в своих креслах десятилетиями,  в противном случае происходит неминуемый застой.

Мерило успеха

Но комиссия, которая по поручению вице-губернатора изучала ситуацию в Театре комедии, поводов для смены руководства и «ротации кадров» не нашла.

Как сообщила Online 812 член этой комиссии  завотделом культуры газеты «Аргументы недели», писатель и драматург Татьяна Москвина, состояние театра сегодня нельзя назвать катастрофическим и требующим немедленной реакции.
– Я сходила посмотрела два спектакля, – говорит она. -  Хорошие актерские работы, полный зал довольных зрителей. Наполняемость у театра – выше среднего, и труппа там довольно сильная. Многие актеры – «за» Казакову, есть те – кстати, их меньше – которые возражают. Мы выслушали тех и других. У Казаковой такой характер — резковатый.  Она ведь пришла в театр, который сжирал главных режиссеров каждые три года. И ей нужно было тогда показать характер, власть. И она надавила, вероятно.  Но претензии по поводу Демьяненко, Сухорукова, с точки зрения искусства  – совершенно несостоятельны. Во-первых, режиссер имеет право одних актеров занимать,  других нет.  А во-вторых, и Александр Демьяненко, и Виктор Сухоруков –  очень интересные киноактеры, но почему-то – не из-за Казаковой совсем,  у них другая театральная судьба. Конечно, есть проблемы у режиссера, если нет единства в труппе. Но главное – зритель туда ходит, и поэтому дальнейшие разговоры бессмысленны. Ведь на сегодняшний день у нас  нет никаких критериев оценки деятельности театров.

– Есть такие критерии! – не соглашается с коллегой Жанна Зарецкая.
По ее словам, эти критерии простые и при этом – математически строгие, что применять их для оценки деятельности театров, как уверяет Зарецкая, сможет даже обычный «не творческий» чиновник. Вот такие критерии у Зарецкой:
– сколько премьер выпущено за сезон;
– резонансность театра в прессе;
– выдвигался ли театр на престижные премии;
– равномерно ли заняты в репертуаре артисты труппы;
– есть ли фестивальная работа;
– приглашаются ли режиссеры со стороны;
– функционирует ли в театре камерная сцена;
– сколько поставлено современных пьес.

По словам Жанны Зарецкой, если судить по этим  критериям, то Театр комедии имени Акимова  – худший в Петербурге, а количество зрителей – еще не показатель успешности, тем более для театра на Невском проспекте.

«Театр показывает хорошие цифры»


На днях комиссия, занимавшаяся проверкой ситуации в Театре комедии, завершила свою работу.  По этому поводу на сайте самого театра  появилась небольшая новость о том, что вице-губернатор Василий Кичеджи направил письмо Михаилу Светину. «В нем сообщается, что комиссия по проверке Театра комедии завершилась. Работа театра признана в целом удовлетворительной», – говорится на сайте.

Выводы комиссии практически нигде официально не оглашались. Почему начавшаяся так шумно  проверка так незаметно завершилась?

Потому, пояснила Online 812 помощник председателя Комитета по культуре Дмитрия Месхиева Мария Ожигина, что результат «получился вялый».
– Театр показывает хорошие цифры,  не нарушает трудовую дисциплину, – говорит Ожигина. – То есть по формальным показателям у них все неплохо.  Но есть сложности  в человеческих взаимоотношениях и в коммуникации внутри театра. Понятно, что увольнять руководителя на основе статьи в прессе – неправильно. Но и сказать, что руководитель –  очень хороший, если у него есть конфликты в труппе, тоже неправильно. Работа комиссии, по сути, была антикризисной – чтобы снять напряженность в самом театре Акимова. Градус кипения в труппе  на тот момент был очень высок. Это – вулкан. Как и любой театр. Если вспомнить, острые конфликты были и в театре «Балтийский дом», и в ТЮЗе. В творческих коллективах такое – не редкость. Никаких судьбоносных решений в результате работы комиссии принято не было. Но на примере театра Акимова стало понятно, что сложности и вопросы возникают у многих,  а не только у этого коллектива. Поэтому мы будем продолжать разговор про репертуарную и внутреннюю политику театров.  Город должен принимать в этом активное участие.

Как сообщила Online 812 советник вице-губернатора Василия Кичеджи Юлия Стрижак,  Дмитрий Месхиев предложил создать еще одну комиссию, которая бы изучила общие для всех проблемы и хронические болезни петербургских театров. Василий Кичеджи согласился с его предложением.

В настоящее время распоряжение о создании очередной комиссии ждет подписания у вице-губернатора.

Нужная или ненужная комиссия

Чем должна заняться в первую очередь новая театральная комиссия, какие дать рекомендации? – Online 812 спросил у экспертов.

Председатель бюро Правления петербургского отдела Союза театральных деятелей Сергей Паршин отказался принять участие в работе комиссии.
– Нас просили, но мы отказались, – говорит он. – Считаю неэтичным проверять работу своих товарищей. На мой взгляд, это – дело Комитета по культуре и городского правительства. И чью работу они проверять будут? Директоров? Главных режиссеров? Актеров? Кому вообще будут оценки ставить? И потом, у нас ведь есть театры федерального подчинения и городские. Они что разделять их будут? Но что бы мы тут ни говорили,  комиссия все равно будет создана...  А театр должен развиваться. Рано или поздно все перейдут на контрактную систему, все к этому идет.  Хотя пока многих это пугает. На Западе она давно уже существует. Я сам давно уже работаю на контракте.

Критик Жанна Зарецкая считает комиссии бесполезными.
– Работа каких бы то ни было театральных комиссий мне кажется бессмысленной, потому что у них нет критериев для оценки деятельности театров, – пояснила она. – В первую очередь необходимо выработать эти критерии. Я надеюсь, что скоро ситуация в театрах изменится, но не из-за работы комиссий, а потому что уже в 2013 году должна начаться театральная реформа.

Писатель Татьяна Москвина уверена, что создание еще одной комиссии необходимо.
– Комиссия нужна,- говорит она. – Потому что надо продумать порядок возглавления театров. В последнее время возникла опасная тенденция обнагления директоров и замещения ими художественных руководителей. Худруком в идеале должен быть профессиональный режиссер, а директора должны знать свое место. Художественный руководитель должен иметь срочный контракт, и занимать вакантное место в результате открытого конкурса.  Питерские театры надо сохранить и приумножить. Для этого надо уделять им внимание.                         

Мария ГОРДЯКОВА











Lentainform