16+

10 направлений развития культуры в Петербурге в 2012 - 2014 годах

13/02/2012

10 направлений развития культуры в Петербурге в 2012 - 2014 годах

На неделе правительство Петербурга утвердило программу развития культуры на 2012 - 2014 годы. Она называется «Культурная столица» и предусмотрена рамочной концепцией, принятой ровно 8 месяцев назад прежним городским правительством. В «рамке» было задано 10 направлений (см. справку), все они сохранились в программе.


             Представляя новый документ, председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев назвал направления №№ 7 и 9  – приближение культуры к массам и  поддержка негосударственных учреждений. И назвал три проблемы. Первая – обязательные конкурсные процедуры, когда победителя определяет цена, не гарантируют качества, зато дают возможности для сговоров с демпингующим участником тендера.

Вторая проблема – новая форма существования учреждения культуры. Большинство выбрало форму бюджетную, которая требует выполнения госзаказа. На недавнем совещании в Смольном с руководителями городских  театров, музеев, библиотек и музыкальных школ, руководство Комитета по культуре заявило, что не понимает, как формировать госзаказ. Формально это задание на количество обслуженных посетителей. Но количество посетителей – вовсе не критерий качества культурного продукта. 

Тем  не менее, по нашим данным, в библиотеках началась установка счетчиков посетителей выставок и других мероприятий, а музеи готовятся к визитам приемщиков тех выставок, которые были созданы на бюджетные средства. Кто будет оценивать – чиновники или независимые эксперты (их еще надо найти), неизвестно.

Третья проблема – поиск финансирования событий национального и мирового масштаба. Дмитрий Месхиев назвал два таких события – премию «Музейный Олимп» и Петербургский кинофестиваль.

В коротком обсуждении председатель Комитета финансов Эдуард Батанов спросил г-на Месхиева, почему в 2010 году заполняемость театров была 72%, а на будущее запланировано 65%. «Будем реально смотреть на вещи», – призвал Месхиев. Остальные цифры узнаем после опубликования всей программы. Георгий Полтавченко потребовал не прятать их от народа.

10 направлений развития сферы культуры в СПб в 2012 – 2014 гг.

1. Обеспечение устойчивости развития сферы культуры.

2. Формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Петербурга; закрепление и развитие бренда «Санкт-Петербург – культурная столица».

3. Сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга.

4. Развитие комплекса масштабных культурных событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня.

5. Развитие современного искусства.

6. Продвижение талантливой молодежи.

7. Повышение уровня доступности культуры в Санкт-Петербурге.

8. Развитие инноваций в культуре и искусстве.

9. Поддержка негосударственного сектора петербургской культуры.

10. Повышение общего уровня культуры петербуржцев.

Комментарии

Леонид Романков, в 1994 – 2002 годах председатель комиссии по культуре ЗакСа:

– Петербургу еще надо заслужить статус «культурная столица». Москва постоянно высасывает яркие творческие силы. Шанс Петербурга – это сохранить классический стиль своей культуры.

Соглашусь с утверждением, что культурных событий национального,  а тем более европейского или мирового масштаба у нас  очень мало. К безусловным событиям отнесу деятельность Мариинского театра и Эрмитажа. Утром – посещение музея, а вечером – театрального спектакля составляют единственное обязательное (безусловно, заслуживающее внимания) блюдо для абсолютного большинства туристов.

Если удастся придумать что-то эффектное, типа «Белого Рождества», будет очень хорошо. Однако мне представляется, что полезные усилия по созданию крупных фестивалей и конкурсов, будь то театральные, кинематографические, музейные и т. д., не дадут взрывного эффекта, ожидаемого авторами. Во всяком случае, в близком будущем. Мой рецепт прост  и банален – совместить белые ночи, балет и музыку на всем пространстве Петербурга. Такой букет привлечет и горожан, и туристов со всего света. Это и будет Событие. С большой буквы.

Петр Белый, художник, долго жил и работал на Западе:

– Буду говорить только о своей сфере – визуальных искусствах. Петербург никакая не культурная столица, а город несбывшихся надежд. Его менталитет – музейный, много хороших музеев, но нет живого потока. Есть тонкий ручеек, зажатый чиновниками и бизнесом.

Чтобы Петербург прозвучал в мире, здесь должен создаваться конвертируемый культурный продукт, а его возможные производители, едва начав, перемещаются в Москву или уезжают из страны. Сейчас «сделано в Петербурге» носит локальный характер. Чтобы изменить ситуацию, надо начинать с образования, которое влияет и на общекультурное  пространство.

Другое дело, надо ли нам непременно интегрироваться в западный контекст. Филонов, в отличие от остального русского авангарда, не был в него интегрирован. В зарубежных книгах по истории искусства ХХ века художник упоминается мелким шрифтом как локальное явление. Но для нас он остался величиной первого порядка.                    

Вадим ШУВАЛОВ











Lentainform