16+

Почему 5 лет назад в нечестность выборов верили больше, а на улицы никто не выходил

14/02/2012

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

В 2007 году российский народ показывал чудеса сознательности и ответственности и в количестве 63 процентов пришел на выборы депутатов Госдумы. Правда, одновременно тот же народ сказал тогда социологам, что он в количестве 60 процентов не верит в честность этих выборов.


                В 2012 году народ говорит социологам, что он в количестве 45 процентов не верит в честность выборов (имеются в виду декабрьские выборы в Думу) и в количестве 80 процентов собирается идти на выборы президента. При этом минимум 47 процентов собирается голосовать за Путина, хотя 57 процентов считает, что один человек не должен так долго быть у власти.

Из всего этого понятно, что Россия – страна парадоксов. В нечестность выборов в 2007 году не верило больше народу, но никто не ходил по болотным площадям с шариками и лентами. В 2012-м количество уверенных в  нечестности выборов уменьшилось, а площади заполнены недовольными людьми.

Парадокс этот означает несколько простых вещей.

В 2007 году президенту Путину, его партии, его избиркому и пр. народ готов был доверить свою судьбу. Но считал, что в отношениях с ним они вполне могут быть не очень чисты на руку. То есть честный ты или нечестный – для народа России не имело тогда ровно никакого значения.

С другой стороны, этот парадокс означал, что российский народ воспринимает себя участником театрального действия. То есть смотрит на себя со стороны – видит, роль у него в этой пьесе без слов. Только и написано: выходишь из правой кулисы, уходишь в левую. И он эту роль талантливо исполняет, потому что понимает, во-первых, что маленьких ролей не бывает. Во-вторых, театр – режиссерское дело.

Вообще, руководители России должны гордиться – западные исследователи массовых движений (например, американец Хоффер) одним из главных умений, которым должны обладать настоящие вожди, назвали умение создавать у людей иллюзию участия в спектакле.

Чем вождь талантливее, тем спектакль получается эффектнее. Например, говорит Эрик Хоффер, Гитлер одел 80 миллионов немцев в костюмы и отправил играть в грандиозно-кровавой опере. В России даже строительство общественных уборных требовало от людей самопожертвования. Черчилль наделил жителей Лондона ролями героев. И они исполнили их перед аудиторией современников и потомков.

Почему для людей важно осознать себя участниками представления? Потому что, только когда мы видим себя со стороны, актерами в поставленном спектакле, жизнь утрачивает свой ужас и становится только театральным жестом.

Но сейчас в России многое изменилось. Постановка почему-то перестала устраивать.
Потому что в России вершины театрального искусства обращения с актерскими массами не были достигнуты. Во-первых, массам в постановке была отведена недопустимо мелкая, негероическая роль. Во-вторых, они ощущали себя не труппой, а собравшимися на антрепризу одиночными актерами.

И в итоге это обернулось митингами, шествиями и толпами граждан, записывающихся наблюдателями. Одиночные актеры уже объединяются в труппы. И требуют от режиссера назначить себя на роль поглавнее. Лучше со словами.                       

ранее:

Путин не последовал советам Хань Фэя. И теперь пожинает плоды...
Почему вредны совещания и опасны трудоголики
Можно ли назвать Навального фанатиком?
Власть не знает на какой величины митинг надо реагировать, а на какой нет
«Практика показывает, что опасны для властей не обездоленные, а – надеющиеся»
«Народу нужны не коровники с дорогами. А счастье»











Lentainform