16+

Кто на самом деле выбирает победителей «Оскара»

21/02/2012

Кто на самом деле выбирает победителей «Оскара»

Когда на церемонии вручения премии «Оскар» объявляют имена победителей, месяцы тревожного ожидания сменяются слезами, улыбками и благодарственными речами. Тем не менее, когда опускается занавес, один вопрос все же остается без ответа: кто выбирает победителей?


                           В прошлом году церемонию вручения премии Киноакадемии смотрели 37 миллионов человек, и от результатов этого шоу зависит очень многое. Золотая статуэтка может в одночасье сделать актера звездой, принести фильму огромные кассовые сборы и повысить престиж киностудии. Однако имена 5765 членов Американской академии кинематографических искусств и наук держатся в строжайшей тайне.

Даже в мире киноиндустрии многие напряженно гадают о том, кто входит в состав комиссии и как это влияет на список номинантов на «Оскар». Эта организация никогда не публикует список своих членов. «Должна признаться,- заявила член Киноакадемии Виола Дэвис (Viola Davis), номинированная в этом году на премию «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Прислуга» (The Help).- Я даже не знаю, кто является членами Академии».

Исследование Los Angeles Times показало, что состав членов Академии, принимающих участие в голосовании, значительно менее разнообразен, чем публика кинотеатров, и гораздо более однороден, чем многие представители киноиндустрии, возможно, подозревают. По данным Times, 94% участников голосования – представители белой расы, и 77%  – мужчины. Только около 2% членов Академии -  чернокожие деятели киноискусства, и менее 2%  – латиноамериканцы.

Как показало исследование, средний возраст участников голосования по присуждению премии «Оскар» – 62 года. Члены комиссии младше 50 лет составляют всего 14% от общего числа голосующих. Киноакадемия называет себя «выдающейся мировой кинематографической организацией» «наиболее опытных мужчин и женщин, работающих в киноиндустрии», и среди ее членов есть такие звезды кинематографа как Том Хэнкс, Сидни Пуатье, Мерил Стрип и Стивен Спилберг. В состав Киноакадемии входят также актеры, широко известные своими ролями на телевидении, такие как Эрик Эстрада (Erik Estrada) из сериала «Калифорнийский дорожный патруль» (CHiPs), Жаклин Смит (Jaclyn Smith) из «Ангелов Чарли» и Гэвин МакЛеод (Gavin MacLeod) из сериала «Лодка любви».

Прежде всего, Академия представляет собой группу работающих профессионалов, и более 50% актеров-членов Академии появлялись на экране в последние два года. Однако членство в ней присуждается пожизненно, и сотни участников голосования Академии не работали над фильмами уже несколько десятилетий.

Некоторые из них – это люди, полностью покинувшие мир кино, однако продолжающие принимать участие в голосовании  на присуждение премии «Оскар»: среди них есть монахиня, владелец книжного магазина и бывший сотрудник «Корпуса мира». По правилам Академии их голоса имеют такой же вес, как и голоса Джулии Робертс, Джорджа Клуни и Леонардо ДиКаприо.

В рамках своего исследования репортеры Times провели беседы с несколькими тысячами членов Академии и их представителями, а также просмотрели публикации Академии, резюме и биографии, что позволило подтвердить личности более 5100 участников голосования, то есть более 89% членов этой организации, имеющих право голоса. В ходе этих интервью высказывались самые различные взгляды на расовый, возрастной и половой состав Академии. Некоторые члены полагают, что он является всего лишь отражением критериев подбора актеров в Голливуде, другие утверждают, что он отвечает главной задаче этой организации, которая заключается в том, чтобы воздавать должное достижениям в области киноискусства, а не поддерживать разнообразие состава. Однако многие заметили, что состав Академии должен быть более представительным.

По данным исследования Times, некоторые из 15 подразделений Киноакадемии практически полностью состоят из белых мужчин. В настоящее время представители белой расы составляют более 90% членов всех подразделений Академии, кроме актеров, среди которых их 88%. В руководящем подразделении и в отделе писателей 98% академиков – люди с белой кожей.

Мужчины составляют более 90% членов пяти подразделений, включая подразделения кинематографии и спецэффектов. Из 43 членов Совета директоров Киноакадемии только 6 – женщины, а единственным представителем цветных рас является Шерил Бун Айсакс (Cheryl Boone Isaacs).

«Можно предположить, что в наши дни в Совете директоров должно присутствовать большее равенство, однако это совсем не так,- сказала Нэнси Шрайбер (Nancy Schreiber), одна из немногочисленной группы представительниц женского пола в подразделении кинематографии, в состав которого входят 206 членов, обладающих правом голоса.- Занятие кинематографией не должно определяться полом. Возмутительно, что это до сих пор так».

Руководители Академии, в частности ее президент Том Шерак (Tom Sherak) и исполнительный директор Доун Хадсон (Dawn Hudson), отметили, что они работают над тем, чтобы разнообразить членский состав, однако подобные изменения вводить довольно трудно, поскольку сама киноиндустрия достаточно однообразна, и этот процесс займет много времени, потому что в течение последнего десятилетия Академия старалась ограничить число ее новых членов.

«Мы совершенно согласны с тем, что нам необходимо улучшить нашу работу,- заявил режиссер-сценарист Фил Олден Робинсон (Phil Alden Robinson), уже длительное время являющийся членом Совета директоров.- Однако мы приступаем к этому делу практически со связанными руками… Если киноиндустрия в целом не слишком охотно принимает новых людей в свои круги, нам очень сложно сделать членский состав Академии разнообразным».

Независимые исследования, проведенные в рамках отдельных кинематографических профессий, показывают, что демографический состав Академии отражает демографический состав индустрии в целом. Женщины составляют 19% членов подразделения сценаристов Академии, и анализ, проведенный в 2011 году Гильдией писателей Западной Америки (Writers Guild of America, West), показал, что среди американских кинодраматургов женщины составляют 17%.  В продюсерском подразделении Академии женщин примерно 18%, а в режиссерском – 9%, что сопоставимо с данными, полученными в ходе исследования Марты Лозен (Martha Lauzen) из государственного университета Сан-Диего. Она изучила 250 самых кассовых фильмов 2011 года и обнаружила, что 25% продюсеров и 5% режиссеров этих фильмов – женщины.

«Является ли большая часть сюжетных фильмов – созданием в основном белых мужчин? К сожалению, ответ – да»,- заметил член режиссерского подразделения Александр Пейн (Alexander Payne), режиссер и сценарист фильма «Потомки», номинанта на Лучший фильм года.

Фрэнк Пирсон (Frank Pierson), бывший президент Академии, получивший в 1976 году премию «Оскар» за оригинальный сценарий к фильму «Собачий полдень», отметил, что главным критерием приема в члены Академии являются заслуги.

«Я не вижу никаких оснований для того, чтобы в Академии было представлено все население Америки. Для этого существуют Призы зрительских симпатий,- заявил Пирсон, который до сих пор входит в состав Совета директоров Академии.- Мы представляем профессиональных кинематографистов, и если это не отражает состав всего населения – так тому и быть».

Тем не менее, некоторые академики полагают, что этой организации необходимо предпринять некоторые шаги, чтобы ее состав в большей степени отражал демографические особенности нации. Дензел Вашингтон, получивший в 2001 году премию «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Тренировочный день», считает, что Академии нужно «стать открытой» и «сбалансировать» свой членский состав.

«Если 12% населения страны – чернокожие, сделайте Академию на 12% чернокожей,- сказал Вашингтон. – Если 15% населения страны – латиноамериканцы, сделайте Академию на 15% латиноамериканской. Почему нет?»

Частая критика

Вопросы о разнообразии членского состава Академии – или об отсутствии такового – звучат уже много лет. В 1996 году преподобный Джесси Джексон организовал протесты по всей стране из-за отсутствия чернокожих и представителей других меньшинств среди номинантов на премию «Оскар», утверждая, что это свидетельствовало о «расовой дискриминации и культурном насилии» в Голливуде. В прошлом году этот вопрос прозвучал с новой силой, когда среди 45 актеров, номинированных за лучшие мужскую и женскую роли, лучшие мужскую и женскую роли второго плана, лучшую режиссуру, оригинальный и адаптированный сценарий, не было ни одного представителя меньшинств.

За 83 года существования премии «Оскар» менее 4% наград были вручены афроамериканцам. Единственной женщиной, получившей премию за лучшую режиссерскую работу, была Кэтрин Бигелоу, режиссер фильма «Повелитель бури».

В церемонии вручения наград в 2011 году не принял участия ни один чернокожий ведущий, после чего актер Сэмюэл Л. Джексон пожаловался в своем письме в Times: «Очевидно, в Голливуде нет ни одного чернокожего актера, способного читать текст с телесуфлера или «вписывающегося» в новую демографию Академии».

На вопрос о разнообразии ведущих церемонии «Оскар» Шерак ответил, что руководство Академии не давало режиссерам-постановщикам церемонии, Брайану Грейзеру и Дону Мишеру, никаких распоряжений относительно участия в ее программе представителей меньшинств. «Режиссеры делают шоу, тема закрыта»,- добавил он. На прошлых церемониях среди ведущих были афроамериканцы Крис Рок и Вупи Голдберг, а в этом году изначально планировалось, что церемонию будет вести Эдди Мерфи.

Возраст и пол членов Академии также вызывают вопросы. В прошлом году руководство компании Sony Pictures заявило о том, что, по их мнению их фильм «Социальная сеть» проиграла фильму «Король говорит» в номинации на лучший фильм из-за того, что современная история об интернете не нашла отклика у пожилых участниках голосования. В этом году некоторые эксперты полагают, что драма Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко» вошла в список номинантов на «Оскар» за лучший фильм, потому что он был обращен к мужчинам средних лет.

«Этот фильм о мужчинах, которые стараются быть хорошими отцами, о сыновьях, которые стараются быть хорошими сыновьями,- сказала Терри Пресс (Terry Press), член подразделения связей с общественностью, которая в течение многих лет помогала кинопроизводителям добиваться победы на церемониях вручения «Оскара».- Он о несостоявшихся беседах с отцом, а это очень импонирует мужчинам средних лет. Это как «Поле мечтаний».

Чернокожая американская актриса и член Академии, 59-летняя Альфре Вудард назвала провокационный фильм «Стыд», который не был выдвинут ни в одной  номинации, примером фильмов, чьи надежды на «Оскар» обречены на крах из-за демографического состава комиссии. «Возможно, если бы средний возраст голосовавших был между 45 и 50 годами, фильм подобный «Стыду», мог бы попасть в список номинантов. Лично я считаю этот фильм блестящей работой, однако его содержание вряд ли привлечет внимание большого числа представителей старшего поколения»,- сказала она.

Вудард, которая стала членом Академии в 1985 году и с тех пор принимала активное участие в делах комитетов Академии, утверждает, что она часто уговаривает женщин подавать заявки на вступление в Академию, считая, что лучший способ изменить ситуацию – действовать изнутри. «Это как бойкотировать выборы, – добавила она.- Страна движется к достижению своих идеалов, только если в этом участвуют все».

Другие уже потеряли терпение. Член Академии Билл Дьюк, чернокожий актер и режиссер, сказал: «Чернокожие видят в Академии организацию, которая игнорирует нужды, желания, устремления и заявления чернокожих режиссеров, продюсеров, актеров и сценаристов. Правда это или нет, но все выглядит именно так – элитарная группа, не уважающая и не обращающая внимания на творчество меньшинств. И, кажется, у них нет ни малейшего желания изменить такое восприятие».

Некоторые критики Академии считают, что эта организация посредством отбора своих членов и номинантов на премию «Оскар» подкрепляет отсутствие разнообразия на экране и в решениях студий. «Люди цветных рас всегда находятся на периферии,- сказал афроамериканский исполнитель характерных ролей Берни Кейси («В осаде»), который, по его словам, ушел из Академии, поскольку он разочаровался в ее расовом составе.- Азиаты, латиноамериканцы, чернокожие – мы их не видим. В Америке живут 320 миллионов людей,  около 48 миллионов здесь – чернокожие и столько же латиноамериканцев. Но этому никогда не поверят, если люди будут судить по фильмам и телевизионным шоу».

В этом году несколько представителей меньшинств попали в номинации в актерских категориях: Дэвис и ее коллега по фильму «Прислуга» Октавия Спенсер (Octavia Spencer), номинированная на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, Демиан Бичир (Demián Bichir), мексиканский актер, исполнитель главной роли в фильме «Лучшая жизнь». Все пять номинантов на «Оскар» за лучшую режиссуру – белые мужчины, а среди 21 продюсера девяти номинантов на лучший фильм нет ни одного представителя меньшинств.

По словам Бичира, если бы среди членов Академии  было больше латиноамериканцев, у латиноамериканских актеров и режиссеров было бы больше шансов. «А это значило бы, что у латиноамериканских актеров появилось бы больше ролей,- добавил актер,- а у латиноамериканских кинематографов – больше фильмов».

Развитие и изменения

Академия была основана в 1927 году с двумя целями: чтобы выступать посредником в трудовых конфликтах и улучшить образ киноиндустрии. Луис Б. Майер, легендарный основатель киностудии MGM, выдвинул идею создания подобной организации и пригласил туда группу блестящих профессионалов, включая актрису и основательницу студии United Artists Мэри Пикфорд, режиссера Сесила Б. Демилля и продюсера Ирвинга Тальберга.

Число членов Академии постепенно росло, а организация все меньше занималась вопросами организации труда и все больше внимания уделяла сохранению видеоматериалов, исследованиям  и премии «Оскар», которая впервые была вручена в 1929 году в отеле Roosevelt в Голливуде.

В настоящее время активы Академии составляют более 196 миллионов долларов, и она ежегодно выделяет более 20 миллионов на гранты и стипендии, включая отчисления  организации Streetlights, занимающейся профессиональным обучением и распределением, целью которых является продвижение этнического разнообразия в Голливуде. Академия ежегодно жертвует 750 000 долларов на проведение кинофестивалей по всей стране и спонсирует ежегодные конкурсы среди сценаристов, по итогам которых победители получают премии в размере 35 000 долларов. Согласно налоговой декларации Академии за 2009-2010 финансовый год, «Оскары» принесли этой организации 81,3 миллиона совокупного дохода.

С 1990 по 2000 год число членов Академии стремительно выросло: за этот период в ее состав вошли около 800 деятелей киноискусства. Бывший исполнительный директор Брюс Дэвис был обеспокоен таким стремительным увеличением числа академиков и заметил, что такой рост не соизмерим с темпами развития киноиндустрии. Организация объяснила такой прилив слишком снисходительным отношением к приему новых членов.

«Гильдии – это демократии. Если ваше имя значится в титрах, никто не станет спрашивать, насколько вы хороши,- сказал Дэвис, исполнительный директор Академии с 1989 по 2011 год. – Однако Академия должна работать иначе».

 С 2004 года организация начала сокращать прием новых членов до 30 человек в год, не учитывая тех, кто приходил на места бывших академиков, освободившихся вследствие смерти, ухода в отставку или ухода на пенсию. Она также прояснила и ужесточила правила приема новых членов. Имеющиеся вакансии распределяются между всеми подразделениями и общим отделом Академии. Существует три способа стать кандидатом на получение членства в Академии: стать номинантом на премию «Оскар», подать заявку и получить рекомендацию от двух членов подразделения или заручиться поддержкой членов подразделений и общего отдела Академии.

Затем члены комиссии по приему голосуют за кандидатов, и те, кто завоевывает большинство голосов, получают приглашение вступить в Академию. По словам академиков, практически все подобные приглашения принимаются.

Например, в настоящее время актеру необходимо сыграть три значительные роли, чтобы его рассматривали в качестве кандидата в члены Академии, а продюсеру нужно реализовать, по крайне мере, два самостоятельных проекта. Такие критерии идут на пользу опытным представителям киноиндустрии. «Академия всегда будет становиться немного старше, поскольку вам нужно около пяти лет, чтобы заработать соответствующую репутацию, прежде чем вас будут рассматривать в качестве кандидата», – сказал Джо Леттери, обладатель четырех «Оскаров» в номинации за лучшие спецэффекты.

На практике критерии приема в члены различных подразделений Академии в значительной степени варьируются. В прошлом году актриса Руни Мара и создатель спецэффектов Тим Берк  были среди 178 приглашенных в члены Академии. Мара сыграла небольшие роли в фильмах «Социальная сеть» и «Кошмар на улице Вязов» (ей еще только предстояло сыграть роль в фильме «Девушка с татуировкой дракона», за которую она была номинирована на премию «Оскар»). В отличие от нее, Берк получил награду Академии за свою работу в фильме «Гладиатор» еще 10 лет назад.

Академия начала публиковать имена приглашенных в 2004 году, однако она не объявляет, кто из них принял приглашение и стал ее членом.

Среди более чем 1000 знаменитостей, приглашенных Академией с 2004 года,  были такие чернокожие актеры как Дженнифер Хадсон, МоНик и Джеффри Райт. Однако в целом эта группа приглашенных по своему разнообразию практически не отличалась от состава Академии, в которую она вступала: среди них 89% были белыми и 73% мужчинами. Как отметил Шерак, в 2011 году среди приглашенных было 30% женщин и 10% представителей цветных рас.

В целом демографический состав Академии перед и после изменений правил в 2004 году практически не изменился: 93% академиков были людьми белой расы и 76%  – мужчинами, а средний возраст понизился с 64 до 62 лет.

Частью политики ужесточения правил вступления в Академию в 2003 году стал призыв Дэвиса рассматривать в качестве потенциальных кандидатов в академики более широкий круг деятелей киноискусства. В 2009 году он высказал свое мнение в комитете музыкального подразделения о том, что они незаслуженно пропустили индийца Ресула Пукатти, который получил «Оскара» за музыку к фильму «Миллионер из Трущоб». Дэвис был восхищен работой Пукатти, и его тронула эмоциональная речь индийца на церемонии вручения «Оскара». (Комитет прислал ему приглашение год спустя.)

«Когда я получил письмо, где говорилось, что меня приглашают в Академию, я буквально завизжал прямо в студии,- рассказал Пукатти, летевший из Мумбаи в Лос-Анжелес на обед в честь нового члена Академии.- Это многое значит. Это не просто гордость, я чувствую, что они оценили и наградили весь мой народ».

Шерак и другие руководители Академии утверждали, что они готовы рассматривать большее количество заявок от женщин и представителей меньшинств и что они ждут большей вовлеченности в этот процесс тех, кто уже является членами Академии.

«Надеюсь, ваша статья будет опубликована, здесь прозвучат множество телефонных звонков, – сказал Шерак.- Мы долгое время пытаемся установить контакт с аудиторией, и нам требуется помощь. Вы хотите попасть в комитет? Скажите только в какой именно. Если вы сидите и ждете, пока мы найдем ваше имя в воображаемой книге и позвоним вам, вы ничего не дождетесь. Приходите к нам, мы вас примем. Мы хотим вас принять. Это нам очень поможет».                             

inosmi.ru, фотография с сайта deupost.wordpress.com











Lentainform