16+

Как скидочные сайты обманывают доверчивых петербуржцев

29/02/2012

Как скидочные сайты обманывают доверчивых петербуржцев

В понедельник тысячи горожан выдохнули и успокоились. Наконец-то открылся новый аквапарк. Петербуржцы ждали этого события больше двух месяцев. Но вовсе не потому, что старые водные аттракционы надоели.



                     О новом комплексе никто бы особо и не задумывался, если бы на его посещение не продали более 20 тысяч дешевых билетов на популярном скидочном сайте. Это лишь одна из «подстав» подобных акций. Горожан массово отправляют отдыхать в несуществующие коттеджи, учиться на мифических курсах и уродуют их прически за их же деньги, но со скидкой.

Продавцы воздуха

Уникальное предложение провисело в ноябре на сайте «Групон» всего один день. Со скидкой до 68 процентов продавали билеты в новый аквапарк «Питерленд». На весь день — 550 рублей за одного человека вместо 1500 рублей, 950 за двоих вместо 3000 рублей. Реклама обещала, что этот самый большой в России водный развлекательный центр примет посетителей уже в конце 2011 года. И первыми обещали позвать именно тех, кто приобретет купоны на сайте. Оплатить их нужно было в течение 24 часов. И это сделали 21 563 человека. Незабываемых впечатлений они ждут до сих пор. Народ уже начал беспокоиться, скидка-то действовала только до 1 июня, потом бы она пропала, вместе с деньгами. Только на днях руководство аквапарка успокоило страждущих: срок действия купонов будет продлен. Но успокоились не все. Искупаться-то хотелось зимой, очутиться в лете, когда за окном мороз. Многие покупали билеты в подарок друзьям и детям. «А я купон на двоих брала в ноябре, с надеждой, что с мужем пойду, а ребенка до 5 лет бесплатно пустят. Так с тех пор у меня муж руку сломал, ему на горки нельзя теперь, а ребенку уже 5 лет исполнилось», — возмущается одна из счастливых обладательниц дешевых билетов. С ней солидарны тысячи обманутых покупателей. Но у них все же остается шанс отдохнуть за свои деньги, хоть и с опозданием.

А сотни других горожан оплатили аренду несуществующих коттеджей. «8200 рублей за человека вместо 27 800 рублей за пользование коттеджем класса люкс в Финляндии» — такое выгодное предложение появилось в конце прошлого года на сайте «boombate.com.». Фирма, предоставлявшая скидку, собрала с людей деньги и растворилась в воздухе. Офис закрыт, телефоны не отвечают.

Точно так же более 2,5 тысяч россиян, в том числе и петербуржцы, мечтали получить высшее образование и диплом государственного образца всего за один год и за 990 рублей (это с 99-процентной скидкой). Акцию проводил сайт «КупиКупон». Обучаться предлагалось не где-нибудь, а в «Учебном центре Фонда содействия предпринимательству при Государственной думе РФ». Звучит солидно, только контора оказалась выдуманной. Подождав, пока народ накупит купонов, «лохотронщики» отключили телефоны и заблокировали сайт. Как потом выяснилось, при Фонде содействия предпринимательству никогда не было подобного центра, звучным именем прикрывалась мелкая фирмочка, занимавшаяся дистанционным обучением.

Купонные клиенты – второй сорт

Скидочные сайты появились в США и были там очень востребованы во времена последнего финансового кризиса. До России идея добралась в начале 2010-го, спустя полгода начался бум купономании. Сейчас петербуржцам доступны уже более 30 подобных сайтов. Все они работают по одному принципу — размещают у себя информацию о скидках (обычно от 50 процентов и больше) на товары и услуги. Чтобы воспользоваться предложением, необходимо купить купон, то есть перевести деньги на указанный счет. После этого с сайта нужно распечатать купон, в котором написан уникальный код. С этим листочком можно идти в фирму, предоставляющую скидку. В итоге покупатель должен получить скидку, фирма — нарастить клиентскую базу, а сайт получает в среднем 40–60 процентов стоимости купона. Но схема то и дело дает сбой.

«Отчитываюсь по групоновскому купону в кафе «Аппетит». Мы сразу не сказали, что пришли по купону. Нам принесли меню как обычным клиентам. Когда мы достали купон — говорят: извините, мы вам другое меню принесем. Мы, естественно, сравнили цены в обоих меню — итог: цены в купонном примерно на 30% выше», — поделилась своими впечатлениями петербурженка на форуме в Интернете, где обсуждают подобные акции. Завышение цен перед скидкой уже обычная практика питерских компаний. И это касается не только общепита. Этим грешат, например, конюшни, предлагающие покататься на лошадях за 800–900 рублей якобы со скидкой, хотя под Питером можно найти клубы, которые и без всяких акций возят по 700 рублей в час.

Другой способ «нагреть» купонного клиента — обрадовать его дополнительными платежами. «Меня угораздило на биозавивку сходить! Мне там просто сожгли волосы! И никаких кудряшек! Салон красоты Matrix по адресу: пр. Королева, д. 24… Они потребовали доплату в размере 600 рублей по той причине, что волосы длиннее плеч. Хотя в купоне было точно сказано, что никаких доплат не нужно», — жалуется еще одна жертва купономании.

Или вот совсем свежий пример. На сайте «Групон» предлагают оформление шенгенской визы в Финляндию в компании «ТТК Галактика» со скидкой 81 процент — за 190 рублей вместо 1000. Но вчитаемся в условия акции: «Дополнительно оплачиваются: консульский сбор — 56 евро и страховка на 6–12 месяцев/30 дней — 450 руб.». Получается, что за визу придется заплатить на самом деле не 190 рублей, а почти 2900 рублей. В среднем по городу за ту же услугу берут 3000–3500 рублей. То есть реальная скидка составляет всего около 5–15 процентов.

Армии халявщиков

Некоторые компании могут специально экономить на купонных клиентах. Например, в кафе или ресторанах сажать их за самые неудобные столики, возле туалета или на проходе. При доставке еды на дом спихивать «льготникам» несвежие продукты. На время скидок маникюрные салоны нанимают бригады маникюрщиц-таджичек, которых рассаживают на табуретках прямо в коридорах. Уже не первый раз на «Биглионе» предлагают услуги компании «Мультифото». Сейчас проходит акция — печать 100 фотографий за 217 рублей вместо 750. Но читаем отзывы предыдущих клиентов: «Заказала по скидочным купонам 250 фотографий. Сидела, выбирала. А они потеряли конверт!» — возмущена Лариса. «Разочарование пришло, когда я открыл пакеты с фото. Они обрезаны как будто тупым ножом, по краям ошметки бумаги висят, сами фото все темные получились. В общем, деньги на ветер», — пишет Марат. И подобных отзывов десятки. Но купоны уже купили более 9,5 тысяч человек.

Очень часто в подобных акциях участвуют мелкие фирмочки, которым нужна реклама. Правда, привлечь клиентов получается не всегда. Ни одна скидка не оправдает очевидный непрофессионализм. Такой вот отчет об аюрведическом массаже в салоне «Запад-Восток» на Невском можно найти на питерском форуме: «Вообще, это магазин с двумя маленькими комнатушками. Массажист — индус, в технике массажа я ничего не понимаю, но там грязные стены, душно, замызганная душевая кабина. И что добило окончательно — массажное масло отвратительно пахнет. И когда посреди массажа заходит другой мужчина, а ты лежишь абсолютно голая, и задает вопросы: «Ну как вам?» и прочие, — это перебор».

Подчас компании просто вынуждены снижать качество обслуживания купонных клиентов. Сайты заинтересованы продать как можно больше купонов, так как имеют и свою долю с этого. А в итоге на небольшую фирму вдруг обрушивается поток посетителей. Страдают и покупатели, и продавцы.

Мнение

Роспотребнадзор предупреждает…

На днях Московское управление Роспортебнадзора выступило с заявлением по поводу скидочных сайтов: «Управление убедительно просит потребителей с особой осторожностью относиться к приобретению подобного рода услуг». Очевидно, в Москве правозащитники уже столкнулись с волной жалоб от потребителей на торговцев скидками. Петербургу бы принять превентивные меры, но у нас о подобных проблемах пока не задумываются. Ни в Обществе потребителей, ни в городском управлении Роспотребнадзора не смогли ничего сказать о подобном скидочном мошенничестве.

Советы

Как не пострадать от скидки

1. Не торопитесь оплачивать купон. На большинстве сайтов есть срок, около суток, когда нужно перевести деньги по выбранной акции. Забронируйте себе купон и используйте это время, чтобы изучить фирму, предоставляющую скидку. Зайдите на ее сайт, поищите отзывы в Интернете, возможно, она уже выступала с подобными предложениями.

2. Позвоните в саму компанию и расспросите о подробностях акции: где она будет проходить (адрес офиса, указанный в рекламе, и реальное место проведения мероприятия могут не совпадать), на каких людей рассчитана (бывают ограничения по здоровью, физическим возможностям).

3. Изучите прейскурант компании, которая предлагает скидки и сравните с ценами ее конкурентов. Возможно, без скидки ту же услугу или товар можно приобрести даже дешевле. Попробуйте зайти в «кеш» поисковиков (открыть «сохраненную копию» страницы с ценами), там могут быть указаны совершенно другие цифры.

4. Постарайтесь как можно скорее воспользоваться скидкой. Кроме вас, это хотят сделать еще десятки людей. Чем быстрее вы позвоните в компанию, тем больше шансов записаться на процедуру в удобное для вас время, попасть к еще не замученным мастерам, продавцам.

5. Соизмеряйте количество проданных купонов и возможности фирмы, предоставляющей скидку. Не покупайте купоны на те акции, где больше тысячи участников.

6. Не приобретайте купоны на скидки в новые, маленькие фирмы, расположенные во дворах, на окраинах города. Позвольте испытать их кому-то другому.

7. Не верьте фотографиям на сайтах. Поданный в выгодном свете интерьер, отретушированные снимки могут сформировать обманчивое впечатление о фирме.                   

Елена МИХИНА, фото prlog.org











Lentainform