16+

Как часто работодатели Петербурга оплачивают полисы ДМС своим сотрудникам

01/03/2012

Как часто работодатели Петербурга оплачивают полисы ДМС своим сотрудникам

Оплачиваемые полисы ДМС предоставляют своим сотрудникам 23% российских работодателей. И пользоваться преимуществами дополнительного медицинского страхования нередко могут лишь представители топ-менеджмента и сотрудники, отработавшие на предприятии минимум год.


              Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного авторитетным порталом Superjob.ru. В Петербурге ситуация немного лучше, но гордиться тоже нечем.

Сколько застрахованных?

Положение дел в Петербурге по нашей просьбе оценили эксперты. Вопрос о количестве петербуржцев, получающих полис ДМС за счет работодателя, оказался самым сложным – оценки очень сильно различались.

Так, один из экспертов «Ренессанс страхования» сказал: «Если отбросить самые мелкие предприятия, с числом сотрудников меньше 10, то порядка 40% организаций использует ДМС. Причин такой разницы несколько: в том числе активное продвижение ДМС страховыми компаниями и наличие необходимой базы медучреждений. В некоторых регионах выбор медучреждений практически отсутствует, и это сильно тормозит развитие ДМС – работодатели не видят разницы с лечением по ОМС».

Пессимистичнее всех была Ифигения Майорова, заместитель директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции СК «Альянс» (товарный знак – РОСНО): «Если мы обратимся к базе юридических лиц, зарегистрированных в Петербурге, то увидим, что менее 10% из общего количества предприятий города предлагают своим сотрудникам полисы ДМС. Большинство компаний по-прежнему предпочитают экономить на соцпакетах для работников».

Александра Богданова, директор по личному страхованию страховой группы «АСК», сомневается в том, что все зарегистрированные в городе юрлица реально работают, и поэтому предполагает, что корпоративный полис ДМС имеют «процентов 30».

Еще двое экспертов – Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой группы «Капитал-полис», и Зарема Яникова, заместитель директора филиала Росгосстрах в СПб и ЛО по медицинскому страхованию, – убеждены в том, что особой спецификой петербургский рынок ДМС не отличается – доля застрахованных такая же, как и в среднем по стране.

Где работать лучше

В каких компаниях работодатели чаще оплачивают ДМС?
Прежде всего, в Петербурге полисы своим работникам чаще выдают в крупных компаниях, чем в маленьких. При этом полисы ДМС в обязательном порядке оплачивают компании с иностранным капиталом, и это справедливо даже для небольших организаций.

С точки зрения  отраслевой специфики среди лидеров все эксперты назвали компании, занимающиеся высокими технологиями (прежде всего – информационными). Причина в том, что между ними очень высока конкуренция за хороших сотрудников.

И. Майорова («Альянс») отнесла к группе лидеров банки, табачные компании, автозаводы, энергетиков, телекоммуникационные компании, торговые сети, предприятия пищевой и нефтегазовой сферы.
А. Богданова (АСК), наоборот, относит сферу торговли к таким, которые охвачены ДМС в наименьшей степени. Зато выделяет среди тех, кто часто покупает сотрудникам ДМС, две группы предприятий: строительные компании и вузы: «Я говорю о серьезных строительных компаниях. В них относительно постоянный кадровый состав, в котором преобладают все же не петербуржцы и не сезонные гастарбайтеры, а мигранты из других стран СНГ, не имеющие вида на жительство. У них нет полисов ОМС, и компаниям приходится страховать их по ДМС, хотя бы по программе экстренной помощи».

Самой серьезной проблемой рынка медстрахования, по мнению г-жи Богдановой, – после кризиса стали хуже страховаться промышленные предприятия, в том числе крупные. В них сокращаются и наполнение программ ДМС, и число застрахованных (фактически до административного персонала).

Элита для элиты


Ни один из петербургских экспертов не сказал о том, что в городе часто встречаются компании, целенаправленно страхующие по ДМС только лишь управленческий персонал.  «Чаще всего одних только руководителей страхуют либо мелкие компании, у которых денег мало, либо те, которые берут ДМС на пробу – сначала страхуют руководителей, а через год-два всех», – говорит А. Богданова.

Но, не оставляя младший персонал вовсе без ДМС, часть предприятий все же покупает ему программы ДМС с менее широким, чем у начальства, перечнем лечебных услуг. Среди тех, кто себе такое еще позволяет, преобладают предприятия отечественные, а среди тех, где и грузчик, и генеральный, заболев, получат одинаковое количество уколов и сеансов массажа – западные. 

Хотя во всех компаниях, и западных, и российских, программы ДМС все равно делятся на 2 – 3 категории (условно говоря, «стандарт», «средний класс» и «элита»).

– Для топ-менеджмента берут либо хорошую люксовую программу, либо «элиту», – говорит А. Богданова. – «Элита» позволяет им сберечь время, потому что в нее включено не только большое число дополнительных опций, но, прежде всего, визиты врачей и медсестер на дом или в офис. Туда же можно включить и санаторное лечение. А еще там элитарный список ЛПУ: «Меди», «Американская клиника», «Скандинавия», МХЦ им. Пирогова и еще ряд дорогих клиник. Лечат они хорошо, но все-таки в основном там оплата за сервис.

Среднему менеджменту покупают программы классом чуть пониже: обычно они содержат такой же комплект услуг, как по «элите», но список клиник там поменьше.
А для линейного персонала (сейчас не говорят «младшего») покупают программы категории «стандарт».

По словам А. Богдановой, цены на разные программы зависят не только от класса доступных медучреждений, но также и от численности персонала. Для крупного коллектива (свыше 300 человек) стандартная программа стоит 5 – 7 тыс. рублей на человека, программы люксовые — 15 – 20 тысяч, а «элита» – от 30 тыс. и больше.

– Наполнение программ ДМС для персонала по требованию клиента может различаться по покрытию и уровню медицинских услуг для различных категорий сотрудников, – говорит З. Яникова (РГС). – Как правило, градацию по двум-трем типам разных по уровню программ выбирают крупные и средние  предприятия.

– Верно, такую практику мы наблюдаем среди российских компаний, соглашается И. Майорова («Альянс»). – Основное различие программ ДМС для топ-менеджеров и сотрудников среднего звена – это уровень лечебных учреждений, при этом набор услуг по продукту и страховые суммы одинаковы. Однако в портфеле нашей компании большинство застрахованных – западные предприятия, а они всегда выбирают программы с одинаково полноценным наполнением для всего коллектива.

– Программы для рядовых сотрудников и для руководства, которые предлагает наша компания, отличаются только составом медучреждений, – говорит В. Яковлев (Ренессанс страхование). – Перечень оплачиваемых услуг одинаков. Я полагаю, такой подход наиболее рационален, иначе ДМС не сможет служить ни фактором дополнительной мотивации, ни средством борьбы с пропусками по болезни. VIP-программы оформляют обычно для 2 – 3% сотрудников, программы с расширенным перечнем ЛПУ для руководства – еще 5 – 7%.

ДМС по выслуге

В опросе Superjob обращает на себя внимание еще один факт: полис ДМС часто приобретается только для обладателей определенного стажа работы в компании. Такое можно встретить даже в компаниях, социальная политика которых во всем остальном безупречна. Например, на «Балтике» полис выдается после того, как сотрудник отработал в компании 6 месяцев с момента приема на работу.

«Да, это нормальная практика, которую используют как российские, так и западные предприятия. Только стаж, после которого сотруднику обеспечиваются расходы на ДМС, у каждой компании разный», – комментирует И. Майорова («Альянс»).

«Если клиент спрашивает наше мнение, то мы приветствуем такую практику, – говорит А. Кузнецов («Капитал-полис»). – Нам такое решение кажется достаточно логичным и здравым. Более того, аналогичная практика существует даже в нашей компании: мы обеспечиваем полисами ДМС своих сотрудников, работающих в компании от 1 года».

Впрочем, оговаривает эксперт, если работодатель ставит перед собой задачу по агрессивному набору персонала, то возможно, что пакет ДМС будет предоставлен работнику сразу после заключения контракта.

В группе компаний «Интерсервис Групп логистик», по словам ее генерального директора Надежды Коротовских,  ДМС работнику начинают оплачивать по истечении двух лет работы в компании, при этом 20% от стоимости страхования сотрудник все равно оплачивает самостоятельно.

Александра Богданова резюмирует: «Топ-менеджерам ДМС обычно оформляют сразу, а среднему и линейному персоналу – кто-то через 3 месяца (после прохождения  испытательного срока), кто-то – после того, как отработал год, где-то – через полгода. По-моему, давать через год – это многовато, потому что в наше время люди часто меняют работу…».

Что достается женам?


Всероссийский опрос показал, что работодатели сейчас крайне редко и неохотно оплачивают ДМС членам семей своих работников, а если и делают это, то только частично.

«Сейчас практически все работодатели отказались от страхования родственников за счет фирмы, – говорит А. Кузнецов. – Они предлагают страховать родственников за свой счет по корпоративному тарифу. Но нужно понимать, что в этом случае цена полиса оказывается несколько выше, чем стандартная корпоративная. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, происходит антиселекция, то есть такая страховка интересует, как правило, не всех, а только тех, кому она действительно нужна по состоянию здоровья. А во-вторых, застрахованные платят свои собственные деньги, что повышает их желание обращаться за медицинской помощью».

В АСК тоже говорят о том, что страхуют родственников своих корпоративных клиентов по корпоративному тарифу, но либо сразу с повышающим коэффициентом, либо после анкетирования.

«Молодая жена молодого менеджера страхуется с коэффициентом «1», а его мама – «1,2 – 1,3», – приводит пример А. Богданова, – но это все равно получается значительно дешевле, чем индивидуальная страховка».

По оценке Владимира Яковлева, управляющего директора по личному страхованию Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование,  в каждом третьем случае предприятия дают сотрудникам возможность застраховать за свой счет членов семей по корпоративным тарифам, но пользуются такой возможностью не более 7 – 15% работников.

Встречается и иная схема финансирования. В «Альянсе» говорят: «Те предприятия, которые обеспечивают ДМС членов семей своих сотрудников, чаще всего 50% стоимости страхового полиса оплачивают сами, а остальные 50% оплачивает сотрудник по корпоративным тарифам».

Тарифы

Пока экономичные программы ДМС (без стоматологии) для больших коллективов могут стоить от 6000 руб. на человека, а для коллектива в 100 человек  – 8 – 10 тысяч руб. в год, программа с оптимальным наполнением – порядка 15 000 (без стоматологии). На стоимость влияют какие-то существенные ограничения, допустим, исключение из программы плановой госпитализации.

Самый популярный ценовой диапазон для полисов ДМС сейчас – от 12 000 руб. до 25 000 рублей.

«Опыт развитых стран Европы и США показывает, что страховка, включающая в себя оплату всех основных медицинских рисков, должна стоить 250 – 300 долларов в месяц. В российских условиях речь должна идти о похожих ежемесячных взносах», – говорит Илья Слепцов, заместитель директора по стратегическому развитию медико-хирургического центра им. Пирогова.                  

Алексей КРЫЛОВ, графика dms-best.ru











Lentainform