16+

Почему в Петербурге новые самолеты Ан-148 попадают в нештатные ситуации

07/03/2012

Почему в Петербурге новые самолеты Ан-148 попадают в нештатные ситуации

Ан-148 опять попал в передрягу. В минувший понедельник при посадке в аэропорту Петербурга у самолета сработала сигнализация, сообщившая о неполадках в двигателе. На борту находился 51 пассажир. Это уже пятый инцидент с Ан-148 за последние 11 дней!


          Почему так часто ломается этот новый самолет, мы спросили у авиационных техников, которые уже сравнивают его с «Ладой-Калиной». Кстати, летчики зовут Ан-148 «печальным осликом» за характерный вид.

Технические неполадки стали нормой

Год только начался, а статистика нештатных ситуаций с участием Ан-148 авиакомпании «Россия» уже выглядит устрашающе.

24 февраля самолет сел в Пулково без одного колеса шасси. Ан-148 совершал рейс Берлин — Петербург. В течение двух часов лайнер кружил над аэропортом, вырабатывая топливо. На земле дежурили спасательные бригады и пожарные. На борту находилось 37 человек.

25 февраля из-за утечки в гидравлической системе самолета был отменен рейс из Омска в Петербург.

29 февраля после взлета из Пулково экипаж Ан-148 обнаружил неполадку в автопилоте. Борт пришлось возвращать обратно.

5 марта самолет, выполнявший рейс Гамбург — Петербург, совершил аварийную посадку в Пулково из-за проблем в левом двигателе.

В сводки почему-то не попало происшествие от 26 февраля, когда из-за неполадок с шасси Ан-148 не улетел в Ростов (об этом случае стало известно гораздо позже, и то благодаря пассажирам). То есть получается, «неполадок» было уже пять! И всего за 11 дней.

В прошлом году произошло восемь (!) похожих инцидентов. То не убралось шасси, то отказал бортовой компьютер. А в большинстве случаев пассажирам вообще не объясняли, почему самолет вынужден кружить над аэропортом, вырабатывая топливо. Все списывали на некие «технические неполадки» и «производственные дефекты», в которых разберется комиссия.

Вся надежда на пилотов

Но авиационные техники и летчики и без официальных результатов комиссии знают, в чем основная причина всех этих многочисленных неполадок.
— Самолет «сырой», — объясняет авиационный техник Константин Богданов (имя по его просьбе изменено. — Ред.). — Много технических недоделок. Первый же полученный самолет пришлось вернуть на завод из-за больших проблем с электропроводкой. Потом выяснилось, что у Ан-148 замерзают двери пассажирских и грузовых люков (их невозможно было открыть), заводу пришлось устанавливать на дверях систему обогрева.

В Пулково обслуживается восемь Ан-148. Все самолеты выпущены Воронежским авиационным заводом, где раньше производили Ил-86. Говорят, что после того, как производство этих лайнеров зарубили, коллектив предприятия разогнали. А когда решили начать сборку Ан-148, возникли большие кадровые проблемы. Отсюда и низкое качество самолетов.

— В советское время была концепция доводки поломок не на стенде, а в воздухе, — пишут авиатехники на специализированных интернет-форумах. — Надежность Ан-148 низка, но может быть доведена до приемлемого уровня путем тщательных доработок. Если проект не бросят, а займутся им всерьез, то самолет будет на уровне. Пока же многое зависит от пилотов, которые сидят в кабине. Если уровень квалификации пилотов не очень, то при определенных отказах самолета (а они бывают регулярно) могут быть проблемы у всех.
К слову, пилоты рассказывают, что электроника в полете отказывает ни с того ни с сего, вынуждая переходить на ручной режим управления.

— Налетал на нем 70 часов. Только 2 полета прошли без отказов или глюков. По сравнению с аналогичными (даже без учета возраста) самолетами иностранного производства чувствуется значительное технологическое отставание, — делится впечатлениями один из летчиков.

Техники Пулково особенно вспоминают случай с Ан-148, произошедший в июне 2010 года, когда самолет выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва — Петербург. В ночном полете на высоте 10 600 метров произошел отказ автоматического управления, сопровождающийся развитием крена с потерей высоты. Экипаж самолета своевременно перешел на ручное управление, после чего совершил благополучную посадку в аэропорту Петербурга.
— От катастрофы уберегли чудо и мастерство экипажа, — считают техники.

справка

Пассажирский самолет Ан-148 разработан конструкторским бюро им. Антонова (Украина) в начале 2000-х годов. Вместимость — от 65 до 85 пассажиров. Предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 4000 километров. Пока этими самолетами оснащена только авиакомпания «Россия», которая базируется в Пулково.

5 марта 2011 года транспортный Ан-148 разбился в деревне Гарбузово Белгородской области во время тренировочного полета, который он совершал в паре с другим Ан-148. Обе машины готовились к передаче ВВС Мьянмы по контракту между правительством этого государства и российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Мьянма после этого трагического случая отказалась от покупки самолетов. Зато сейчас Ан-148 собираются поставить в авиапарк Грозного — взамен утраченных во время боевых действий Ту-134.                 

Ирина НИКОЛАЕВА, фото pcavia.ru











Lentainform