16+

Кого и зачем бьют петербургские продавцы?

15/03/2012

Кого и зачем бьют петербургские продавцы?

Директор гипермаркета «Карусель» подралась с покупателем из-за тележки с просроченными продуктами. Итог: покупатель побит, у женщины-директора - сотрясение мозга, охранники практически не пострадали. В X5 Retail Group выразили сожаление по поводу произошедшего.


                     Он первый начал

Инцидент случился вечером 2 марта в магазине на улице Руставели.  Один из покупателей обнаружил в гипермаркете  товары с непонятными сроками годности, сложил их в тележку и стал фотографировать. Покупатель представился администрации гипермаркета как руководитель общественной организации «Потребительский надзор» Александр Виноградов.

По словам Виноградова, просроченных продуктов набралась целая тележка.

– Там были и сыр, и пирожки, и мясо, срок годности которого в два раза превышал его срок хранения, – рассказал он «Фонтанке.ру».

Общественник начал заполнять протокол о выявленных нарушениях. Далее, по его версии, прибежала директор магазина с охранниками. Возник конфликт. Женщина разбила фотоаппарат, а мужчины-охранники побили его.

По версии «Карусели», которую Online812 озвучил  Владимир Русанов – руководитель отдела по связям с общественностью в регионах X5 Retail Group (владеющей брендами «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток»), инцидент спровоцировал сам покупатель.

– Александр Виноградов – человек весьма эмоциональный, мягко говоря. И очень, видимо, был заинтересован в конфликте, – говорит Русанов. – Он брал продукты немаркированные, где-то срок был просрочен на несколько часов, где-то не был – где-то был... Если он нашел какие-то единицы просроченных товаров из десятков тысяч, представленных в ассортименте, то это не повод устраивать такой конфликт и провоцировать драку.  У нас в вежливой форме можно обменять любой просроченный товар на свежий,  и мы даже благодарны таким покупателям, которые нам на это указывают.

По словам представителя  «X5», когда разбушевавшийся общественник начал размахивать руками, администрация магазина вызвала полицию. Но драка уже разгорелась. В ходе потасовки директор «Карусели» получила сотрясение мозга. Инцидент записали камеры видеонаблюдения. Все материалы служба безопасности гипермаркета передала в полицию. Проводится проверка.

– Мы будем выяснять степень вины каждого из участников, – говорит Владимир Русанов. – Мы подозреваем, что Александр Виноградов  предъявил не удостоверение общественной организации, а какую-то филькину грамоту. Сейчас наша служба безопасности и полиция проверяют – есть ли вообще такая организация «Потребительский надзор», где и когда она была зарегистрирована, если была.

Владимира Русанов рассказал, что в «Х5» есть официальное письмо от Общества защиты прав потребителей по Санкт-Петербургу, в котором торговые сети предупреждаются о мошенниках, нелегально проверяющих гипермаркеты под видом сотрудников общества. Возможно, Виноградов – один из них?

– Мы выражаем сожаление по поводу произошедшего конфликта, – добавил представитель «Х5».

В неофициальной беседе сотрудники компании рассказали, что знают этого Виноградова уже давно. По их словам, он ходит в «Карусель», как на работу, и ищет там товары с истекшими сроками годности, иногда проводя в магазине по нескольку часов. Он даже судится с «Каруселью» из-за похожего конфликта с просроченным товаром. Но пока никаких судебных решений по тому делу не принято.

«Живем за счет судов»

Online812 попытался отыскать в Петербурге общественную организацию «Потребительский надзор». Безуспешно. В интернете нет упоминаний о такой организации, и никто из опрошенных Online812 экспертов по потребительскому рынку о ней ничего не слышал.

Зато в Петербурге обнаружилось большое количество других общественных организаций, которые чуть ли не ежедневно проверяют петербургские магазины.

– Мы проверяем продуктовые магазины 3 – 4 раза в неделю, – говорит руководитель петербургского РОМОО «Общественный потребительский надзор» («Обпотребнадзор») Вадим Докукин. -  Просрочку найти можно везде, но в небольших магазинах беспорядка больше, чем в сетевых. Сетевики, как правило, соглашаются исправить нарушения, но если прийти через неделю – картина будет та же самая.

По его оценке, 70% предприятий нарушают закон о защите прав потребителей. В магазинах зачастую ведут себя грубо. Отказываются предъявлять документы на товар, требуют покинуть помещение. Нередко возникают конфликты. Докукин говорит, что его самого однажды забрали во время проверки из магазина в 28-й отдел милиции. По его словам, замначальника отдела целых полтора часа изучал его документы и полномочия. Разобрался и отпустил.

В ходе проверки общественники составляют акт на четырех листах, куда вписывают обнаруженные нарушения по 13 пунктам: наличие информации для покупателей о режиме работы магазина и его реквизитах, применение контрольно-кассовой техники,  наличие контрольных весов и гос. поверки на весы, правильность ценников, наличие товаров без информации на русском языке, наличие сертификатов соответствия, товаров с истекшим сроком годности и так далее.

После составления и подписания этого документа у нарушителей  есть два пути. Первый: они  добровольно исправляют все недочеты, убирают с полок просроченный товар и обещают, что больше так не будут. Тех, кто идет по второму пути – то есть грубят проверяющим и не хотят исправляться, – ждут суды и  проверки Роспотребнадзора. Общественная организация по закону имеет право подать  иск в суд  в защиту неопределенного круга лиц – то есть всех потенциально пострадавших покупателей.

По словам Докукина, штрафы, которые накладывает Роспотребнадзор, для предпринимателей смехотворны. Должностные лица штрафуются на 500 – 1000 рублей, юридические лица – на 5 – 10 тысяч рублей. По мнению общественника,  органы надзора почему-то чаще предпочитает штрафовать должностных лиц, а не юридических, и наказание получается совсем несерьезным.

– Что позволяет предполагать, что «штраф» за юрлицо был все же заплачен, но в неофициальном порядке, – намекает Вадим Докукин на коррупцию в госорганах.

По его словам, наказание через суд – намного более действенная мера, чем штрафы. Так как проигравшим предпринимателям приходится оплачивать еще и судебные издержки, которые включают в себя и расходы общественной организации «на юридическое сопровождение» процесса.

Вадим Докукин говорит, что «Обпотребнадзор» выигрывает 80% судов. За счет этого и живут. Финансирование организации полностью автономное. Часть средств, по его словам, поступает от членских взносов.

Самое опасное – газировка

По информации общественников из другой организации – «Городской защиты прав потребителей», чаще всего просроченными бывают газированная вода, салаты и молочная продукция.

– Многие предприниматели не считают нужным просрочку убирать и специально ей торгуют. Даты переклеивают. Бывает, просто лепят одну наклейку поверх другой. В магазине «Народный», например, очень много просрочки, – говорит представитель организации Евгения Попова.

В этой организации жалуются на грубость предпринимателей и равнодушие Роспотребнадзора.

– Когда мы выявили в «Пятерочке» продукцию с истекшим сроком годности, нам предложили вернуть деньги и взять хороший товар. Но в магазине так делать не имеют права, потому что не потребитель должен находить просроченный товар, а они сами должны его искать и убирать. Мы говорим – мы не для этого пришли, а для того чтобы вы так больше не делали. А нам сказали: «Не мешайте работать! Пишите, что хотите, и желательно за дверью магазина». Мы написали в Роспотребнадзор. Но получается замкнутый круг, потому что городской Роспотренадзор неохотно выходит на проверки по нашим актам. Они находят 280 причин, чтобы не пойти! Присылают отписки: мол,  не хватает такой-то подписи в акте или еще что-то. Мы, конечно, можем написать жалобы просто как граждане, но в заявлении придется указать свой адрес и телефон. А потом меня в подворотне будут ловить предприниматели и бить ногами? Такие случаи бывали. Поэтому и создается общественная организация, чтобы не отсвечивать свои адреса в целях собственной безопасности.

По словам Евгении Поповой, их общественная организация живет на доходы от предпринимателей.

– Предприниматели заключают с нами договоры на услуги тайного покупателя, – рассказывает она. – Сами директора просят, чтобы мы им помогали:  чтобы знать, какие недостатки у них в магазине, кто как работает. На этих договорах мы живем.

Стоимость такой услуги – «договорная».  Все зависит от объема и частоты проверок. Одна такая «тайная проверка» стоит порядка нескольких тысяч рублей.

Есть такой бизнес – магазины пугать

По словам вице-президента межрегиональной ассоциации общественных объединений потребителей Северо-Запада Андрея Баринова, прав у общественных организаций столько же, сколько у любого потребителя. Любой покупатель может сфотографировать нарушение в магазине, составить заявление и попросить руководителя магазина подписать его. При этом руководитель имеет право не подписывать акты потребителей и общественных организаций. Он может вообще с ними не разговаривать и попросить не мешать работать. Но не имеет права им противодействовать. Разницы никакой нет – что потребитель заявление в контролирующие органы отнесет, что общественная организация. Реагировать Роспотребнадзор будет одинаково.

Баринов – один из старейших городских защитников прав потребителей, постоянный член консультативного совета Роспотребнадзора – считает, что все вопросы  с администрацией торговых точек можно решать без конфликтов, а уж тем более  – без драк. По его словам, даже если покупатель им позвонит и пожалуется на просроченный продукт – это еще не повод идти в магазин с проверкой.

– Сперва мы советуем покупателю обратиться к директору, чтобы заменить товар, – объясняет он. – И если тот извинится и выполнит это требование, зачем нам туда ехать – магазин ведь уже устранил замечание.

К многочисленным новым общественным защитникам, появившимся в Петербурге в последние годы, у старых общественников отношение подозрительное.

-  К сожалению, есть у нас такие организации, цель которых не заниматься повышением правого образования и помогать гражданам, а работать на собственный карман, – говорит. – Они делают удостоверение, пишут на нем красивые слова «потребительский контроль» или какой-нибудь «обнадзор» – по аналогии с Роспотребнадзором. Приходят в магазин, показывают корочки и начинают командовать: «Так. Проверка! Закрыли двери, прекратили работу... Стой там, беги сюда, сейчас будем составлять акт». И начинают качать права в надежде, что им что-то обломиться – деньгами, колбасой, борзыми щенками... А если им не обломится здесь,  пойдут в другой магазин пугать.

По словам участников рынка, размер взятки, которую администрация магазина зачастую готова заплатить общественным проверяющим, составляет, как правило,  50% от  суммы реального штрафа, грозящего торговцам за выявленные нарушения. С крупными сетями такие общественники не работают, потому что подобные «фокусы» проще провернуть  с небольшими частными магазинчиками.

Кстати, многие общественные защитники прав потребителей стараются внешние атрибуты своих организаций сделать похожими на символику или название госорганов. Например, адрес сайта общественной организации «обпотребнадзор» – 78potrebnadzor.ru – вполне можно спутать со страницей Управления Роспотребнадзора по Петербургу -  78rospotrebnadzor.ru.

Другая общественная организация «Центр защиты прав потребителей» использовала в своей печати двуглавого орла, что делало печать похожей на настоящую гербовую. В прошлом году «Центр защиты прав потребителей» был за это оштрафован на 100 тысяч рублей.                          


Кого и зачем бьют петербургские продавцы?


Мария ГОРДЯКОВА








Lentainform