16+

«Хабенский с Пореченковым - это не актеры, а натурщики с неподвижными, без мимики лицами»

15/03/2012

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Канал «Россия-1» показал 3 – 4 марта фильм «Белая гвардия», примешав его к выборам, как кетчуп к макаронам. Это роман Михаила Булгакова, скорее всего, показался руководству канала актуальным своим наивным монархизмом, патриотизмом, замешанным на ненависти к немцам и сильных антиукраинских настроениях, и лозунгами в поддержку «единой и неделимой».


               То есть причины, по которым эта монархическая пропаганда была поставлена именно в день выборов президента РФ, понятны. Если же отвлечься от политических аспектов фильма, то его нельзя не признать неудачей. Неудача эта не оглушительная, а какая-то унылая. Потому что получился очень скучный фильм, главной претензией к которому является претензия к режиссеру Сергею Снежкину за отсутствие режиссерского таланта. Снимать может, а таланта нет.

Впрочем, начать надо еще раньше – с самого романа. С ним та же история, что и с «Доктором Живаго», – и сами эти произведения, и все, что накрутилось вокруг них, все это уже безвозвратно ушло в историю культуры. И снова актуальным и знаковым не сделается ни при каких условиях. В советское время у «Белой гвардии» был ореол «запретного», купить Булгакова было невозможно, только на черном рынке, что придавало дополнительный интерес (в частности, к фильму Владимира Басова 1976 года), но теперь этого нет. 

На самом деле «Белая гвардия» по-настоящему интересна в сопоставлении с «Петербургом» Андрея Белого, с опытом символизма в широком смысле, с Пильняком («Голый год»), именно тут выявляется новаторство автора и литературное своеобразие «Белой гвардии», умышленно возвращающей к традициям Льва Николаевича, к семейному роману, но погруженному в период революционного хаоса. А фильм место и роль романа в литературной эволюции 1920-х годов (еще не управляемой агитпропом) не передает и передать не может. Как не передает стиль, лирику, автобиографические подтексты. Потому что это слишком тонкие для кино материи, а роман Булгакова – это литература прежде всего и по преимуществу.

Фильм начинается заставкой: книга «Белая гвардия» с библиотечным шифром в левом верхнем углу. Знак того, что фильм поставлен «так, как написано». Хотя на самом деле сценарий в ряде случаев заметно отклоняется от романа. Впрочем, вот с этого «так, как написано» все беды и начались, потому что в итоге вышло нечто, местами напоминающее семейный сериал «Воронины» на СТС. Только не в комедийном, а в «серьезном» варианте, что приводит к скуке и унынию. Поскольку одно дело роман для чтения, а другое дело – фильм, в котором актеры произносят гигантские массивы слов – чтобы получилось «так, как написано». Отчасти это напоминает распространившиеся сейчас аудиокниги – люди отвыкают читать, им нужен кто-то для чтения вслух (в старые времена была такая профессия – читчица, ее нанимали старики с плохим зрением). А тут и чтение, и еще «сценки», которые разыгрывают популярные артисты.

Кстати, артисты. Единственной удачей фильма я считаю Ксению Раппопорт, хотя она старше своей героини на 14 лет, и это, конечно, существенно, ибо главное предлагаемое обстоятельство романа – молодые люди – Алексею Турбину 28 лет (Булгакову в 1918 г. было 27), Елене 24 года – не знают, как жить и что делать. Мама умерла, в Киеве то немцы, то Петлюра, старая жизнь, когда жили не задумываясь, разрушена, впереди неизвестность, какие-то большевики, что делать-то?.. Нужен выбор, сложность которого усилена молодостью. И в то же время есть надежда на то, что удастся приспособиться, как приспособился врач Булгаков, пошедший служить добровольцем в Добровольческую армию. Потому что монархизм для них – это просто пустое слово, а не мировоззрение. Это и показывал Булгаков.

Но в фильме Алексея Турбина играет 40-летний мужчина, Елену – 38 летняя женщина, возраст и опыт видны, и тут возникают совсем другие смыслы. Люди такого возраста тогда уезжали, как Тальберг, а не метались, как дети, оставшиеся без матери.

Совсем специальные смыслы внесли Хабенский с Пореченковым как таковые. Во-первых, это вообще не актеры, а то ли типажи, то ли натурщики с неподвижными, без мимики лицами.

Во-вторых, бесконечные сериалы про «ментов» и «агентов национальной безопасности» свое черное дело не могли не сделать, и было забавно видеть эту парочку сразу на «России» в «Белой гвардии» и на Пятом в «Убойной силе», словно Пятый специально позаботился о том, чтобы «опустить» суперпремьеру на главном госканале. В итоге получились те же «менты» с их похождениями и любовью к выпивке, но только в 1918 году, вроде как «Янки при дворе короля Артура». Те же манеры, те же застывшие лица, оживляющиеся только когда подносят стакан ко рту. Я вспоминаю Михаила Ульянова, Николая Гриценко или Евгения Евстигнеева -  и мне делается смешно от сравнения.

Возможно, этих двух известных электорату сериальных актеров специально пригласили для обеспечения фильму успеха, хотя Снежкин заявил, что только за талант, но получился эффект обратный. Развращенные фиктивными успехами, надутые рекламой, сделавшие свои лица брендами телехалтуры про милицию, разучившиеся играть в точном смысле этого слова, т.е. перевоплощаться, Хабенский и Пореченков просто обессмыслили и так не слишком талантливый фильм.

В общем, кругом одни только имитации. Стиль времени.
Что же до политических событий, которые показывало ТВ на отчетной неделе, скажу кратко. Из всех проектов Бориса Березовского – ОРТ, ЛогоВаз, Автомобильный Всероссийский Альянс (AVVA) и проч. – самым долговечным и жизнеспособным оказался проект «Путин». Попутно в глаза бросилось, что «свобода» на ТВ закончилась, и так называемых «оппозиционеров» снова не видно и не слышно.               

ранее:

«Неужели Алиса Фрейндлих так нуждалась в деньгах, что согласилась на публичный позор»
«Передача, на которую я подсел – это «Безумно красивые»
Зачем ТВ опять вспомнило о шпионском камне
«Общественное телевидение – это не более чем очередной обман населения»
«Митинги с ходу стали разновидностью светской тусовки класса luxury»
«Поколение 30-летних повзрослело после учаcтия в спектакле "всенародные выборы"»











Lentainform