16+

Кто должен платить в магазине за просроченный товар?

22/03/2012

Кто должен платить в магазине за просроченный товар?

Скандальная история, случившаяся в «Карусели» из-за просроченного товара, вылилась в уголовное дело. Прямо на глазах у изумленных покупателей случилась драка между директором гипермаркета и представителем общественной организации по защите прав потребителей. По факту ЧП возбуждено уголовное дело. Online812 выяснил неожиданные подробности конфликта.


                    Где в магазине птицы едят

Напомним, драка случилась 2 марта 2012 года в гипермаркете на улице Руставели. Александр Виноградов – руководитель созданной им самим общественной организации «ПотребНадзор»  обнаружил в магазине «Карусель» просроченный товар. По его словам, «просрочки» набралась целая тележка. Виноградов был вместе со своей сотрудницей, которая снимала происходящее на камеру мобильного телефона.

– Колбаса была просрочена дней на двадцать, – говорит Виноградов. – Пироги – больше чем в два раза. При сроке хранения  фарша – 12 часов, он был просрочен более чем на 12 часов.  Абрикосовое варенье было вообще без опознавательных знаков на русском языке.

Виноградов начал заполнять акт о выявленных нарушениях и попросил администрацию гипермаркета его подписать. Вместо этого, по словам Виноградова, директор магазина Ирина Пинчук  вызвала охрану, а бумаги кинула ему в лицо.

– Я говорю ей: «Посмотрите, вот, просроченный товар». А она говорит: «Не просроченный». Я потянулся к тележке за пахлавой, срок годности которой истек три дня назад, чтобы ей предъявить. А она  выхватила телефон у моей сотрудницы и бросила на пол, – рассказывает Виноградов.

Далее, по его словам, он стал звонить  в полицию, а трое охранников по приказу директора попытались отнять тележку с «просрочкой». Но Виноградов так крепко держал «добычу», что худеньким нерусским секьюрити было не под силу с ним сладить. На помощь охране пришла директриса, которая, по словам общественника, пустила в ход собственные ногти. В итоге команде гипермаркета удалось уронить Виноградова на пол, стукнув его попутно головой о стойку информации, и сесть на него верхом.

– Они трое на мне сидели, били по спине кулаками, -  говорит Виноградов и показывает шрамы, оставшиеся от ногтей Ирины Пинчук. -  А Пинчук бегала рядом и кричала: «Давайте, давайте – сидите на нем!» Она выхватила у меня из рук удостоверение. Я начал кричать, чтобы привлечь внимание: «Люди, смотрите, как поступают с защитником прав потребителей!» Затем мне удалось чуть-чуть приподняться и я схватил директрису за руку с удостоверением. Она стала руками по-страшному тыркать, кричать охране, что они втроем не могут мне руки разнять... Потом они оторвали меня,  и директор куда-то убежала. Я лежал на полу и видел, как один из сотрудников  угнал куда-то очень быстро мою телегу...

Общественника увезли на «скорой» в больницу. Медики зафиксировали у него ушибы и ссадины, а позже поставили диагноз «сотрясение мозга». Виноградов считает себя пострадавшим. До 16 марта он находился на больничном.

У Ирины Пинчук те же самые медики, что освидетельствовали Виноградова, зафиксировали сотрясение мозга. Виноградов говорит, что не понимает, откуда оно у нее взялось: при нем женщину по голове не били и она сама ею не стукалась.

Александр Виноградов выложил в интернет то видео, которое успела снять оператор до того, как был разбит мобильник. В кадре – полная телега с просроченным, по словам Виноградова, товаром. А на заднем плане видны летающие по торговому залу голуби и воробьи. Воробьи что-то деловито клюют из открытых холодильников, в которых продается развесная «заморозка».

– Это они «гавайскую смесь» едят, – пояснил Виноградов. – А до того ягоды ели.

Виноградову птички не нравятся – поскольку они не только пробуют «гавайскую смесь» из холодильников, но и оставляют там продукты своей жизнедеятельности.

Уронили директора

Изложение конфликта, по версии  Х5 Retail Group (владеющей брендами «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток»), несколько отличается от рассказа Виноградова. В компании считают пострадавшей директора гипермаркета. Она обратилась в полицию с заявлением о нанесении ей телесных повреждений при исполнении служебных обязанностей. После некоторых усилий уголовное дело было возбуждено.

– Дело сначала рассматривалось как административное, но после повторных экспертиз, когда были подтверждены телесные повреждения, возбудили уголовное, – говорит представитель Х5.

По его словам, охранников было не трое, как утверждает Виноградов, а всего один. И директора на пол все-таки уронили – именно тогда она, по-видимому, и получила сотрясение мозга. В магазине сохранилась видеозапись драки, но в настоящий момент видео приобщено к уголовному делу, поэтому посмотреть его нельзя.

– При попытке пресечь действия Виноградова возникла потасовка, в результате которой Виноградов – это видно на записи – уронил директора на пол,-  рассказывает представитель Х5. -  Не видно конкретно, что происходит в этой свалке. Но понятно, что охранник пытается их растащить. Потом, когда охранник оторвал Виноградова от директора, у директора оказалась разорванной одежда. Видимо, Виноградов так схватился сильно, что его оторвали  вместе с одеждой директора. Возможно, в этой свалке директор и получила сотрясение мозга.

По словам представителя Х5, в тележке с «просрочкой», которую собрал Виноградов, лежал товар, срок годности которого «истек буквально полчаса назад». Но Виноградов, по его словам,  сложил продукты в телегу, пока они еще были свежие, то есть за несколько часов до окончания срока реализации. И потом в течение этих часов катал скоропортящийся товар по магазину, ожидая, пока он стухнет.

В Х5 говорят, что Виноградов уже не однажды проделывал подобные шутки в гипермаркетах. Там уверены, что общественник пакостит торговой сети с корыстной целью. В «Карусели» уже несколько лет действует программа «За качество отвечаю». Смысл ее в том, что покупателю, обнаружившему просроченный товар, возвращают за него деньги и в придачу – бесплатно – дарят такой же свежий продукт. В Х5 полагают, что Виноградов наживается на их «просрочке», вымогая бесплатную еду.

Тем не менее, в X5 Retail Group выразили сожаление по поводу произошедшего. Руководитель отдела по связям с общественностью в регионах Владимир Русанов пообещал, что будет выяснена «степень вины каждого из участников».

Суд без истца

Как выяснилось, борьба за качество в «Карусели» между Виноградовым и «Каруселью» длится уже давно. 12 марта в Выборгском районном суде Петербурга слушалось дело по иску Александра Виноградова к ЗАО «ТД Перекресток» (бренд «Карусель»).

По словам истца, летом прошлого года он купил в «Карусели» на проспекте Просвещения просроченный товар на сумму 10 тысяч рублей. В рамках акции «За качество отвечаю» ему вернули деньги за испорченные продукты, а за такими же свежими попросили прийти на следующий день. Но когда Виноградов пришел за свежим товаром, ему ничего не дали. Вместо этого охрана магазина обвинила его в вымогательстве продуктов и вызвала милицию. Виноградова возмутило столь хамское, по его мнению, поведение торговцев, а также то, что они не выполнили свою публичную оферту по замене просроченного товара на хороший. Он обратился в суд. В декабре прошлого года мировой судья Федорова отказала ему в удовлетворении иска.

12 марта в районном суде слушалась апелляционная жалоба Виноградова. Представитель «ТД Перекресток» сказал суду, что Виноградов сам нарушил условия получения бесплатного товара и потому не получил его.

– В объявлениях об акции о замене товара у касс гипермаркета покупателей, обнаруживших просроченный продукт, просят не приобретать его, а обратиться к продавцу. Виноградов же просроченные продукты приобрел, – сказала представитель «ТД Перекресток».

Виноградов попытался возразить:

– Если я не приобрету просроченный товар, а отдам его продавцу – как потом докажу, что товар был  просрочен? – возмутился он.

По словам Виноградова, на официальной страничке в интернете, где представители «Карусели» отвечают на вопросы покупателей, условия акции «За качество отвечаю» – вовсе не те, которые вывешены в гипермаркете. На сайте, наоборот, говорится о том, что товар заменят, если покупатель его приобретет. Александр Виноградов ходатайствовал о том, чтобы приобщить к делу распечатку этих страниц в  качестве доказательства. Вот что там написано:

«Для того, чтобы наши сотрудники более тщательно следили за товарами с истекшими сроками годности, мы ввели программу «За качество отвечаю!», позволяющую покупателям, которые случайно приобрели просроченный товар, не просто вернуть деньги, как это положено по закону, но еще и получить в подарок такой же продукт надлежащего качества за счет директора магазина» – это цитата с сайта http://karusel.copiny.com, где X5 Retail Group от имени менеджера управления по связям с общественностью  Игоря Светлого отвечает на жалобы и пожелания покупателей.

Судье Медведкиной доказательства Виноградова не показались убедительными. Она задала вопрос о том, кто такой Игорь Светлый, представителю «ТД Перекресток». Та ответила, что «не знает этого мужчину». Судья Медведкина ходатайство Виноградова отклонила, а самого Виноградова из зала удалила – за то, что тот говорил не вовремя и перебивал судью.

Представитель ответчика также рассказала суду, что истец Виноградов недавно избил директора гипермаркета. И вообще он часто бывает у них в магазинах и специально «просрочивает» товар, катая его в тележке помногу часов. Иногда Виноградов, по ее словам, действует через подставных лиц. Истца в это время в зале не было.

Выслушав доводы ЗАО «ТД Перекресток», судья Медведкина удалилась на совещание. И потом вынесла решение в пользу ЗАО «ТД Перекресток».

Качество или кошелек

Александр Виноградов говорит, что не расстроен проигрышем в суде. Он намерен обратиться в Городской суд. В случае победы обещает, что продукты, полученные от «Карусели», передаст в какой-нибудь детский дом. Как только оправится после сотрясения мозга, он намерен с новыми силами начать проверки «Каруселей».

– По три гипермаркета в день, каждый день! – делится он планами.

Виноградов говорит, что акты проверок будет отправлять в Управление Роспотребнадзора по Петербургу, а также обращаться в суды – «в защиту прав потребителей от неопределенного круга лиц», – чтобы заставить, наконец, продавцов вовремя убирать просроченные товары  с прилавков.

29-летний Виноградов признается, что потребительские тяжбы для него – хобби, а зарабатывает он на «бизнесе в интернете».

Парадокс этой истории в том, что защитник прав потребителей и менеджмент X5 Retail Group борются за одно и то же. И получается, что воюют они на одной стороне. Обе стороны говорят, что хотят, чтобы на прилавках гипермаркетов не было «просрочки». Но вместо совместной борьбы за качество выходит драка за тележку с «просрочкой». Возможно, ключевой момент для понимания  парадокса состоит в том, что свежие продукты – взамен просроченных – покупатель получает за счет директора магазина.  В X5 Retail Group пытаются  заставить руководителей низового звена отвечать за «просрочку» собственным рублем. Но директора, похоже, не очень хотят бороться за качество таким способом.                         

Мария ГОРДЯКОВА, Федор ЧАХАЛЯН, фото turner.com











Lentainform