18+

Отдадут ли «Невскую ратушу» под детский центр?

27/03/2012

Смольный не хочет перевозить свои комитеты в «Невскую ратушу» - административный комплекс, который строит в Центральном районе «ВТБ-Девелопмент». Вице-губернатор Василий Кичеджи предложил разместить в «Ратуше» дворец науки и техники школьников, научно-технический музей и много чего еще полезного для детей. Эксперты считают, что здание, за которое Смольный должен заплатить 10 миллиардов рублей, вряд ли достанется детям.

                     Магомет идет к горе

Решение о строительстве «Невской ратуши» – комплекса из нескольких разновысотных  зданий общей площадью 335 тыс. кв. м – было принято в 2008 году. ВТБ собирался закончить проект до 2014 года и вложить в него до 30 млрд рублей. Реализацией занимается «ВТБ-Девелопмент», руководит которым сын экс-губернатора Сергей Матвиенко.

Одно здание комплекса площадью 106 тысяч кв. метров обязалась выкупить администрация Петербурга – для того чтобы собрать туда разбросанные по городу комитеты Смольного. Предварительно называлась сумма этого выкупа – 10 миллиардов рублей.

О том, что новая руководство города может отказаться от планов переезда, впервые заговорили в конце прошлого года – тогда глава Комитета по экономическому развитию Евгений Елин заявил о возможном переезде комитетов Смольного не в «Невскую ратушу», а в деловые центры на Лахте – как все поняли, речь шла о газпромовском «Лахта-центре».

Сейчас с предложением использовать помещения в «Невской ратуше»  по-другому заговорил Василий Кичеджи. Почему «Невская ратуша» не подходит в качестве «Смольного-2», чиновники, ссылаясь на неназванных специалистов, объясняют просто – создание крупного административного центра в этой части города может привести к транспортному коллапсу.

Начальник аналитического отдела ИК БФА Денис Демин считает, что это лишь отговорки: «Мы не Москва, в центре которой собрана большая часть чиновничества. Для нас это вообще не проблема: посмотрите на парковку у Смольного – там не так много машин. И нельзя сказать, что на Суворовском каждый день пробки по утрам. Это же не Невский проспект и не Фонтанка, чтобы говорить, что, переехав, чиновники там устроят коллапс».

Демин не исключает возможности того, что решение администрации связаны с обязательствами перед "Газпромом": «Возникает ощущение, что все происходит как в пословице: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.  Газпрому не разрешили со своим шпилем сесть напротив Смольного, поэтому теперь Смольный переедет к "Газпрому" из центра города».

Впрочем, официально о решении переехать к «Газпрому» власти не сообщали. В пресс-службе «Лахта-центра» говорят, что администрация города пока не обращалась к ним с подобными предложениями.

Нужен ли проект бизнесу

Что Смольный будет делать со 106 тысячами метрами площади, если не перевозить туда комитеты. Первый вариант – социальный – предложил Кичеджи. Эксперты, опрошенные Online812, предлагают второй – коммерческий.

То, что предложил Кичеджи, в его пресс-службе называют первым сигналом о том, что с проектом «Ратуши» надо что-то делать. Саму идею размещения там музеев и дома творчества советник вице-губернатора Юлия Стрижак объясняет так: «Василий Николаевич человек активный, у него всегда есть предложения. В феврале состоялось заседание правительства, на котором говорилось о проблемах дополнительного образования для детей. Оказалось, что особенно плохо обстоят дела с наукой и техникой, и тогда появилась мысль построить дворец науки и техники для школьников. И Василий Николаевич эту мысль озвучил. Может быть, другие комитеты тоже что-то предложат и будет найдено какое-то другое бизнес-решение».

Замдиректора агентства недвижимости «Бекар» Леонид Сандалов эту идею считает нереализуемой: «Предложение поместить в «Ратушу»  доме творчества сначала наводит на мысль, что чиновники хотят старый Дом пионеров вывезти из Аничкова дворца и самим  Аничков дворец занять! Но это шутка, конечно. А серьезно – трудно представить себе дом творчества или музей, который займет эти огромные площади. Там можно сделать бизнес-центр – это запросто. Без всякой перепланировки. В Петербурге обеспеченность бизнес-центрами ниже, чем в Москве и в Европе, а спрос на них есть».

С ним согласен Денис Демин. Он считает, что предложение поселить детей в «Ратушу» – это просто попытка замаскировать отказ от проекта: «Зачем в районе Смольного нужен дом творчества? Туда никто не поедет.  Понятно, что помещение, которое строилось не для музеев и не для детей, можно выгодно продать. В Петербурге офисов хорошего класса не хватает – вот и нужно этот проект на рынке предложить, кто-нибудь купит. Для Петербурга сейчас более актуальной задачей является собрать не чиновников под одной крышей, а бизнес в одном месте. Деловой центр притянет в этот достаточно депрессивный район и бизнес, и людей».

Исполнительный директор ГП «СМУ-2 СПб», генподрядчик проекта «Невская ратуша» Илья Потапенко не вполне согласен с экспертами. По его мнению, здание, которое строится для администрации, уникально и «может быть востребовано только крупной  организацией с функциями администрации». Таких организаций, кроме правительства, в Петербурге нет, говорит он.

Если в здании все-таки решат разместить не администрацию, а что-то иное, то, уверен Потапенко, придется остановить строительство и выполнить перепроектирование. При этом все равно сделать здание коммерчески выгодным будет крайне сложно из-за его планировки, считает генподрядчик: «Помимо того что там предполагалось сделать офисы для администрации, которые еще можно адаптировать, было разработано техническое задание на устройство в этом здании единого вычислительного центра, помещений архива, столовых для питания 3000 сотрудников, копировального и пресс-центров и так далее. Также проектом предусмотрена смотровая площадка для организации градостроительных выставок, большие пространства для проведения различного рода презентаций и приемов. Большое количество площадей отведено под организацию приема посетителей».

Изменение функций, считает Илья Потапенко, повлечет большие затраты на перепланировку  огромных площадей. Соответственно, арендная плата может возрасти так, что никакой бизнес не окупится.

Леонид Сандалов уверен, что таких больших проблем, о которых говорит Потапенко, не возникнет: «Если какая-то недвижимость построена, она найдет применение. Само здание, конечно, переделывать никто не будет. У нас все умеют приспособить, ничего особенно не меняя».

Тем временем в «Ратуше»

Тем временем, несмотря на все сомнения Смольного, «Невская ратуша» продолжает строиться. Представитель инвестора, руководитель департамента общественных связей ЗАО «ВТБ-Девелопмент» Александр Ротштейн говорит, что в компании от администрации Петербурга «никаких документов не получали», поэтому работы ведутся в прежнем режиме. Причем он считает, что даже если Смольный передумает перевозить туда комитеты, катастрофы не случится:

«Смольный является будущим собственником здания, он это здание обязался выкупить. Как функционально ими распоряжаться – прерогатива собственника. И мы не можем предъявлять претензии, если он вдруг решает: здесь хочу не бизнес-центр, а центр детского творчества, например».

Ротштейн, однако, соглашается, что «ВТБ-Девелопменту», как инвестору, далеко не все равно, что именно будет размещаться в здании, которое купит администрация: «Городская администрация является якорным арендатором, и если там будет административный квартал, это создаст дополнительную силу притяжения, другие арендаторы тоже придут в этот бизнес-центр». Соответственно, совсем иначе будет, если там будет располагаться социальный объект. «Когда будет принято окончательное решение и о нем будет объявлено, мы на это решение будем ориентироваться, решая, как развивать остальную часть комплекса», – говорит Ротштейн.

Сейчас строится первая очередь проекта – это три корпуса: один административный, предназначенный для Смольного  и два бизнес-центра. Здание Администрации достроено до 8-го этажа (8-й этаж – последний в основной части здания). Но есть еще центральное ядро высотой 10 этажей, где должен расположиться купол. С куполом проблемы. Он не нравился градозащитникам. И что с ним делать, еще не решили в Смольном.

«Пока мы не получили по нему окончательного согласования строительства от администрации. Видимо, потому, что перед администрацией сейчас стоит вопрос о возможном удешевлении проекта, в том числе за счет отказа от купола, – рассказывает Илья Потапенко. Но, по его мнению, отказ от купола может привести к не самым предсказуемым последствиям: «Помимо того что купол играет эстетическую роль, он является важнейшим техническим и конструктивным элементом, который обеспечивает климат и освещенность здания изнутри. Мы считаем, что просто заменить купол крышей невозможно – от него технологически трудно отказаться, и желаемый эффект – экономия – может быть не получен. И здание не будет соответствовать нормам по инсоляции и естественной освещенности».

Изначально, по словам Ильи Потапенко, планировалось ввести комплекс в эксплуатацию в 2012 году. «Но из-за того что вопрос со зданием Администрации, в том числе с куполом, находится в подвешенном состоянии, заказчик будет вынужден пересмотреть сроки ввода объекта в эксплуатацию. Пока мы ориентируемся на второй квартал 2013 года».

Анастасия ДМИТРИЕВА

Кстати

В Петербурге уже высказывалась идея создать политехнический музей – правда, не для детей, а для взрослых. Его собирались открыть в бывшем трампарке на Васильевском острове.

Напомним, что после отказа городских властей строить на месте трампарка Дворец фестивалей, венгерская инвестиционная компании «ТриГранит» предложила создать там комплекс «Депо 300» с музеем электротранспорта и политехнический музеем.

Как сообщил Online812 Семен Краснов, исполнительный директор компании «ТелеГрад», представляющей интересы «ТриГранита» в России, инвестор надеется, что в ближайшие недели предложения о «Депо 300» будут рассмотрены в Смольном и по ним будут высказаны соображения городских властей.

В. Ш.

Перспективы музея

Опрошенные Online812 музейщики скептически оценивают шансы на создание государственного детского технического центра в «Невской ратуше». Называют три основные проблемы.

Первая. Такой центр очень дорог в дальнейшем обслуживании. Известен пример, когда одна крупная международная табачная компания взялась финансировать огромный детский центр в Нидерландах и не потянула расходов.

Вторая. Детские музеи предназначены для семейного посещения, они требуют создания развитой транспортной инфраструктуры. В районе Новгородской улицы нет даже метро, и не предполагается его строительство в скором будущем.

Третья. В России нет специалистов, которые могут наполнить такой музей своими оригинальными идеями и проектами. Таким был Дом занимательной науки и техники А. Перельмана. Но это было до войны, а сейчас технологии ушли далеко вперед.                      

В. Ш.